Фотографии

Илья большаков

Адрес: Большая Покровская, 10 / Пискунова, 7

Годы постройки: 1824–1837 годы

Архитектор: Иван Ефимович Ефимов

Высота: три этажа, центральная часть — плюс один этаж

«Бело-розовый зефир» — здание с роскошным фасадом напротив Нижегородского драматического театра — может похвастаться долгой и закономерной историей постройки и перестройки. Дом был построен в 1824—1837 годах архитектором Ефимовым для титулярной советницы Елизаветы Захаровны Алексеевой. При следующем владельце, вольноотпущенном Федоре Кругликове, здание стало двухэтажным и своим видом демонстрировало значительные финансовые возможности своих хозяев.

В 1884–1886 годах каменный угловой дом был перестроен архитектором Николаем Дмитриевичем Григорьевым под доходный дом торговой фирмы Александра Кудряшова и Никанора Чеснокова. В конце XIX века здесь находились обувная и ювелирная лавки, страховое общество, контора нотариуса Александра Васильевича Олигера, физико-механический магазин Константина Николаевича Дмитриева и прочие.

Этот доходный дом — яркий пример жилища своего времени, где на первом этаже располагаются торговые помещения, на втором и третьем — квартиры, сдающиеся внаем. На втором этаже потолки выше, а квартиры — роскошнее и дороже. По стилистике он относится к эклектике периода ее расцвета в России. Трехэтажный доходный дом занимает угловое положение на пересечении с улицей Пискунова, имеет протяженный фасад, где зодчий выделил центральную часть дома по Большой Покровской, превратив эту часть в четырехэтажную, и подчеркнул ее, разместив над карнизом аттик, заполненный лепным орнаментом над тремя проемами небольших слуховых окон. Фасады щедро украшены деталями преимущественно возрожденческого и барочного направлений.

Если доходные дома столичных городов, Москвы и Петербурга, в эти годы устремились ввысь, то в Нижнем Новгороде они в основном строились высотой в два-три этажа, вытягиваясь по горизонтали вдоль улиц, что и характерно для этого здания.

Этот дом — объект культурного наследия регионального значения и своим видом уравновешивает ансамбль драматического театра, располагающегося напротив.


Иван Ларцов

программист-фрилансер

живет в доме полгода

Я родился в Нижнем Новгороде, тут у меня родители и бабушка. Мне всегда хотелось жить с большим количеством людей, как в коммуне. Такого числа друзей у меня нет, поэтому я надумал снимать комнату с другом. При этом обязательно в центре города: так получается, что все мои друзья, вся городская культура находятся внутри «треугольника»: площадь Минина — площадь Свободы — площадь Горького. Мне надоело постоянно кататься с «Электрона» в центр, хотя и понимаю, что многие живут гораздо дальше от исторической части города. Это совсем не значит, что я должен терпеть и вести себя так же.

Так что я начал смотреть сайты, спрашивать знакомых и набрел на пост в группе «Объявления для друзей». Позвонил. Девочка сдавала комнату на Покровке. Съездил посмотреть и понял: это просто класс. Оказалось, что комната в коммуналке: распахиваешь дверь — и видишь длинный коридор, в него выходят еще три комнаты. И я сказал себе: «А-а, это оно». Почему-то такие коридоры и подъезды у меня ассоциируются с Ленинградом. А еще с фильмом «Стиляги», где главный герой идет по коридору, поет и общается с жильцами.

Вот на этом балконе иногда сидят люди в креслах, чиллят, отдыхают. А на этом какой-то чувак постоянно включает Цоя на всю Покровку. Вот это подъезд, тут моя тачка стоит, никто не возражает (показывает на велосипед). В эти окна по утрам очень красиво проникает свет. Во двор через ворота на Покровке я проникнуть не могу, ключ есть только у нескольких давних жильцов, но могу попасть через ход с улицы Алексеевской. Помню еще с детства, как проходили с мамой по этому двору и через арку выходили на Большую Покровскую.

Как здание выглядит, мне без разницы, мне нравится, что оно старое, я бы хотел с людьми жить, а где жить — мне все равно. Хоть в шалаше. Еще бы снял комнату с окнами во двор, чтобы уходить туда музыку играть. Жить в коммуналке мне очень комфортно. Хотя многих смущают такие условия, но мой распорядок дня позволяет избегать очередей в туалет и ванную в восемь-девять часов утра, когда они особенно популярны. Я программист, встаю в одиннадцать, ложусь в три. Соседям в принципе все равно, если приехал новый квартирант: не шумит — и ладно. Это обычные люди без большого достатка. Мы не очень много с ними общаемся, могу починить велосипед соседу, например, но не более того.

Мне прикольно, что я просыпаюсь утром, иду на кухню делать овсянку, а там стоит соседка, и я могу сказать ей: «Тетя Нина, доброе утро», — она мне: «Ваня, здравствуй». Однажды отключили воду. Это было поздно вечером. Сразу уехал к родителям, вернулся на следующий день, а воды все еще нет. И тут такая картина: стоит мужик во дворе, у него канистра с водой. Я увидел всех своих соседей, которые собрались к нему на водопой, как в мультфильме.

Рассказываю про Покровскую составляющую моей квартиры. Эта улица всегда ассоциировалась с жизнью. Летом на главной улице города очень много уличных музыкантов. Каждый вечер играют одну и ту же программу, зарабатывая себе на жизнь. Вот, например, есть два музыканта-скрипача, играют под какой-то бит. По шесть раз. Не то чтобы раздражало, но... Я работаю дома, летом очень хочется открыть окно. Открываешь — и сразу много плюсов: свежий воздух, гул людей, музыка играет — как радио. Если ты просто программист, это в кайф. А я еще и музыкант — иногда хочется поиграть на инструментах. Тут музыка очень мешает, приходится закрывать окно. Подальше от моего дома любит стоять дед с комбиком, но нет в его перформансе жизни, раздражает. Иногда слышу — панки орут, кричат. Но, в принципе, все это очень круто.

Еще тут рядом Мытный рынок, а там есть лавочка, где пекут лепешки. И я такой — в неглиже, в тапочках — утром проснусь и просто иду по Покровке, покупаю себе булочку. Еще классный момент: часто беру гармошку или баян, прохожу через Театральную площадь к мостику на башню. Там сажусь на лавочку у Кремля и играю. Как-то раз вышел в четыре утра, на Покровке никого нет — очень крутое ощущение.

Есть такое воспоминание из детства: стоит чувак на Театральной площади у Козы и играет перед ступенями памятника Добролюбову (а сейчас у меня окна выходят как раз на Козу). И я поднимаю голову наверх, смотрю на эти окна и думаю: «Черт возьми, что за мажоры там живут? Кто эти люди?» А теперь, оказывается, вот я там живу.


Благодарность нижегородским архивистам за историческую и архитектурную справку.