Крафтовое пиво захватило практически все бары Петербурга и Москвы, но по-прежнему мало кто может чётко объяснить, чем оно отличается от обычного. Для того чтобы это исправить, The Village совместно с основателями пивной школы «Солод и хмель» — главным пропагандистом крафта в Петербурге Алексеем Буровым и крупным его дистрибьютором Иваном Шишкиным — продолжает серию материалов, посвящённых крафтовому пивоварению. Мы уже рассказали о сути этого феномена и культовых пивоварах из Европы, а теперь разбираемся в американской крафтовой традиции. 

 Что нужно знать о крафтовом пиве: Пять столпов американского крафта . Изображение № 1.

Иван Шишкин

генеральный директор компании — дистрибьютера пива «Фёст Федерейшн»

   

 Что нужно знать о крафтовом пиве: Пять столпов американского крафта . Изображение № 2.

Алексей Буров

совладелец баров «Пивная карта», «Фарш и бочка» и «Траппист» 

Термин «крафтовое пиво» был впервые публично озвучен в 1986 году — приставка «крафтовое» в тот момент была одним из многих определений авторского продукта, наравне с «честным», «живым» и другим, отличным от массового, пивом.

Тогда ещё никто не мог предположить, что именно слово «крафт» в начале XXI века станет главным символом пивного антиглобализма, который затем перекинется и на другие категории продуктов по всему миру: от крафтового алкоголя до крафтовых ботинок.

В этой статье мы не будем погружаться в лексикологические причины успеха слова, а разберём главные истории из belle époque крафтовой революции Америки. В золотые годы ремесленного пивоварения родоначальники движения были вольными художниками и просто делали то, что хотели делать, от всей души. 70-е и начало 80-х годов стали по-настоящему свободной эрой чистого творчества без клише, стереотипов, многотысячной армии последователей, а также многомиллионной армии поклонников и долларов, обрушившихся на индустрию сегодня. 

Что нужно знать о крафтовом пиве: Пять столпов американского крафта . Изображение № 3.

Лишь немногие сумели превратить своё хобби в величайшие истории успеха, сохранив авторскую душу бизнеса. Намного больше растворилось бесследно или ушло под крыло глобальных пивоваров.

Итак, вот настоящая старая школа американского крафтового пивоварения, стоявшая у истоков движения и во многом определяющая развитие рынка сегодня:

 

 «Энкор» (Anchor Brewing) — старейшая и первая из ныне действующих крафтовых пивоварен Америки. Основанная в Сан-Франциско ещё в конце XIX века, пивоварня пережила сухой закон, но была закрыта в 1959 году, не выдержав конкуренции с производителями массового пива. В 1965-м начинается эпоха Фрица Майтага. В течение следующих 45 лет он привёл «Энкор» к культовому статусу, в том числе воссоздав исторический стиль приготовления пива в жаркой Калифорнии — паровой лагер (steam beer, или California сommon), сбраживаемый на низовых дрожжах при более высокой, чем обычно для производства лагера, температуре. Этот негорький тип пива с отменной питкостью, умеренной карбонизацией и мягким солодово-фруктовым профилем собирает в себе лучшие качества британского эля и баварского лагера, что делает его абсолютно уникальным столовым напитком с гастрономическим характером. С 2010 года пивоварней владеют и управляют давние партнёры господина Майтага, а пивоварня неизменно входит в шорт-листы меню большинства пивных заведений Западного берега США.

 «Бостон Бир Компани» (Boston Beer Company) в лице гениального Джима Коха — создатель самого легендарного сорта, названного в честь одного из отцов-основателей США Сэмюэла Адамса. Именно он ознаменовал наступление новой эпохи. Сам сорт принято считать современной интерпретацией венского лагера с чуть более охмелённым характером. В результате — удивительная питкость лагера и радикальное отличие от классического американского «лайт-бир». Снобы считают Boston Beer слишком большой пивоварней, чтобы относить её к крафту (в конце концов, 1 300 сотрудников и больше пяти миллионов гектолитров пива в год — это не та цифра, которая возникает у нас в голове при слове «крафт»), но именно она является основоположником и одним из главных драйверов роста всего крафтового пивоварения. 

 «Бруклинская Пивоварня» (Brooklyn Brewery), основанная журналистом и домашним пивоваром Стивом Хинди и его соседом Томом Поттером в 1987 году (сначала как контрактная), сегодня, пожалуй, самая известная американская пивоварня за пределами США. За счёт удачного расположения, говорящего названия и умелого партнёрства с большими ребятами (например, с пивными гигантами из Копенгагена) «Бруклинская пивоварня» быстро завоевала популярность в одноимённом районе Нью-Йорка, а затем и по всему миру. Логотип, нарисованный звездой дизайна Милтоном Глейзером (автором знаменитой серии I love NY с фирменным красным сердцем) в обмен на долю в бизнесе, и главный пивовар Гарретт Оливер сегодня являются символами компании, определяющими дизайн и вкус. 

 «Сьерра-Невада из Калифорнии» (Sierra Nevada Brewing Co) — авторы самого популярного эля в Америке. Их классический ароматный американский пейл-эль с хмелем «Каскад» и дображиванием в бутылке является вторым по объёму продаж сортом крафтового пива после «Бостонского лагера». Компания была основана в 1979 году домашним пивоваром Кеном Гроссманом, который сделал ставку на качество и технологичность. По его словам, именно понимание того, что финансовые и технологические процессы коммерческой пивоварни отличаются от домашнего пивоварения, сделали Сьерру-Неваду одним из главных и самых успешных крафтовых предприятий Америки, неизменно входящих в топ-5 крупнейших по масштабу производства. 

 «Братья Курт и Роб Видмеры» (Widmers Brothers) из Портленда начали свою карьеру в 1984 году, когда вместе с отцом запустили небольшую пивоварню в столице главного хмелеводческого штата США. Баварско-австрийские корни семьи определили вектор производства. Именно Widmers Brothers стала первой пивоварней, предложившей Америке нефильтрованный пшеничный эль. Он до сих пор остаётся № 1 среди пшеничного крафтового пива США, а его классический вкус дополняет множество сезонных и винтажных сортов, а также эли от ещё одной пивоварни золотой эпохи крафта — Red Hook (основанной в 1981 году и знаменитой одним из первых IPA США), которую братья приобрели в 2007 году. 

Так три столовых лагера, один лёгкий пейл-эль и один американский вайсбир положили начало крафтовой революции, во главе которой стоят и сегодня. Заметьте, все эти ребята не начинали с радикальных или однотипных сортов. У них не было двойных и тройных IPA. Они не стартовали с элей, выдержанных в бочках, сброженных с лактобактериями или brett beer. Эта пятёрка начала свою историю, варя сорта не по последнему писку моды, а по призванию и ради того, чтобы привнести в обыденный вкус глобального пива уникальный, но в то же время сбалансированный истинный характер. И пусть сегодня доморощенные пивные гики зачастую морщат лоб от слишком простого характера классических сортов этих пяти производителей (на что, кстати, производители отвечают убойными сложными, выдержанными, винтажными или специальными сортами), их популярность не только не падает, но, наоборот, растёт каждый год. Именно потому что крафтовое пиво высшей лиги — это сбалансированный и очень характерный напиток, который легко выделить среди сотен клонов. 

Что нужно знать о крафтовом пиве: Пять столпов американского крафта . Изображение № 4.

Фотографии: Craftbeer.com