Полтора года назад 24-летняя Алина Подлесных завела аккаунт в Instagram «Где поесть во Владивостоке», где начала писать о заведениях города. Сейчас в блоге 33 тысячи подписчиков, которые активно делятся своими отзывами. Алина рассказала «The Village Владивосток» о работе с читателями, реакции кафе и ресторанов, а также о том, что происходит с гастрокартой приморской столицы.

Фотографии

ВЯЧЕСЛАВ ФУРАШОВ

Личный блог с честными отзывами

Мой блог появился в начале 2016 года. Я тогда работала в маркетинговом агентстве и занималась социальными сетями для ресторанов и салонов красоты. Так или иначе, я подстраивалась под их требования и не со всем была согласна. Когда они уходили как клиенты, ничего «своего» по сути и не оставалось.

Тогда я придумала @food_vl как паблик-справочник о кафе и ресторанах Владивостока. С перспективой размещать рекламу и работать, как и другие сообщества о городе.  Но когда ты каждый день развиваешь что-то свое и тратишь на это много времени, публиковать «абы что» за пару тысяч рублей не хочется. С появлением комментариев от читателей и их прямых вопросов я почувствовала ответственность и поняла, что не хочу терять доверие подписчиков из-за платных постов.

Далее осознала, что ценность справочной информации без своей оценки не высока — и в публикациях появилось собственное мнение. Тогда я окончательно решила, что буду делать не паблик, а личный блог с честными отзывами.

Кто был, как вам? 📍новое место на Едальном пляже

Публикация от ГДЕ ПОЕСТЬ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ? (@food_vl)

О работе вместе с читателями: «мы», а не «я»

Обычно мои публикации собирают много комментариев, любое мнение читателей приветствуется. Очень популярны опросы, когда можно найти всё во Владивостоке: от самого вкусного том-яма до съедобного мела или мясного букета на заказ.

Бывает так: я прихожу в заведение, и там много недочетов. Прежде чем писать о нем, я спрашиваю мнение читателей. Обычно оно примерно совпадает с моим. Если нет, могу сходить в заведение снова и только после этого написать обзор.

Для большей объективности я стараюсь делать обзоры вместе с друзьями или подписчиками. Так можно заметить больше деталей. Поэтому в блоге я пишу «мы», а не «я». Читатели участвуют в создании контента: предлагают заведения, задают темы. Комментарии под моими отзывами я тоже считаю участием в жизни блога.

Из онлайна в оффлайн: история о супер-мороженом

Один из подписчиков, будучи в Сочи, написал мне о том, что попробовал супер-мороженое «Коровка из Кореновки». Но у нас в городе его нет, и я не придала этому большого значения. Затем три месяца спустя я случайно нашла его в небольшом магазине возле дома и сделала историю. Потом меня завалили сообщениями о том, что это лучшее мороженое на свете! И вопросами, где купить, разумеется.

В масштабах нашего сообщества следующие месяцы напоминали игру с ловлей покемонов: люди находили мороженое, фотографировали и отправляли мне с адресом магазина. Бывало и так, что утром присылали фото с полной витриной, а вечером там уже ничего не оставалось.

Сколько времени занимает блог

Блог занимает от тридцати минут при стандартных публикациях и до трех-пяти часов в день. Особенно, если снимаю и монтирую видео или пишу объемный текст. Бывает, могу день-два вообще его не трогать.

Строгого плана публикаций нет, но есть список мест, куда я хочу зайти. Его формируют мои друзья и читатели своими рекомендациями. Когда не знаю, где поесть — заглядываю туда.

Расписания публикаций тоже нет, 80 % постов ситуативны и выходят в тот же день. Бывает и так: что-то мы уже давно попробовали, а написать об этом не хватает времени.

Норма для меня — одна публикация в день. При этом, друзья говорят, что не успевают читать, а читатели спрашивают — как мы успеваем столько есть. При личном знакомстве с подписчиками самый популярный вопрос «почему я ем и не толстею».

О ресторанной критике Владивостока

Думаю, мой блог подходит под определение «ресторанная критика». Но с оговоркой, что я обычный человек, который пишет для обычных людей. На лавры эксперта не претендую и не имею специальных знаний в области оценки ресторанов. Хотя и старюсь узнавать о тонкостях работы в общепите больше.

Мне нравится, что в блоге конечное мнение о заведении формируется из обзора и комментариев читателей. Такая коллективная работа. Я не знаю на уровне Владивостока профессиональных блогов с ресторанной критикой. Скорее всего, существуют какие-то отдельные эксперты, известные в кругу рестораторов, но в социальных сетях их не видно.

О рекламе и реакции заведений

Когда у блога появляются большой охват людей — это ответственность. Поэтому в блоге есть только то, что я лично пробовала и видела своими глазами. По поводу рекламы ко мне обращаются до десяти раз в неделю, но я не хочу писать о ком-то хорошо за 1 000 или 1 500 рублей. Да и за 5 000 рублей тоже.

Я рекомендую в блоге всегда что-то с осторожностью, потому что редко, какое заведение может держать стабильную планку качества. Проще говоря, сегодня вкусно — завтра нет, сегодня нормальный официант — завтра нет.

Что касается желания попасть в блог, то это возможно. Я могу договориться с рестораном или кафе насчет поста с условием, что отзыв о них будет честным. То есть, укажу все плюсы и минусы, текст согласовывать не буду. Большинство после этого отказываются.

Заведения на мои посты реагируют по-разному. В основном, делают вид, что не видят, редко отвечают даже людям в комментариях. На контакт активно идут бренды, которые всегда поддерживают диалог с подписчиками. Да, бывали претензии от маркетологов, но чаще всего в этом чувствуется личная обида.

О любимых заведениях и их недостатках

Мне нравится подход к работе и обслуживание в Kobra Robra. Часто они делают чуточку больше того, чего ожидаешь. Это всегда приятно. Их энтузиазм не всегда поддерживают наемные сотрудники, но, думаю, это вопрос времени.

В последнее время часто обедаю в кондитории Grill на проспекте Красного Знамени. Главный плюс — цена и скорость обслуживания. Например, мой стандартный обед из риса, курицы-гриль с соусом и овощей-гриль сопоставим по цене с едой из супермаркета, но свежий и в разы вкуснее. Из недостатков: обслуживание нестабильное, зависит от конкретного официанта. Еще подписчики жалуются на бургеры, но я их пока не пробовала.

Kafema — это и правда кофейная секта, отношения с которой у меня складывались достаточно долго. Жаль, что у них так мало точек по городу. Теперь я очень редко беру кофе в непрофильных заведениях. А если серьезно, то мне в Kafema не хватает еды вроде салатов и каких-то несложных блюд на обед. Насколько я знаю, их и не будет.

О конкурентах и планах на будущее

Я не вижу конкурентов в моем формате во Владивостоке. Из похожих — есть два паблика с отзывами о заведениях и услугах города. Мы поддерживаем коммуникацию и периодически обмениваемся постами или спрашиваем друг друга о тех или иных местах. Позднее, возможно, устроим что-то совместное.

В планах сейчас есть доработка действующего сайта foodvl.blog и упор на видео. Многим лень читать большие тексты, посмотреть минутное видео гораздо проще. Сейчас нахожусь в поисках формата и идей для этой рубрики.

Что происходит с гастрокартой Владивостока

Во Владивостоке хочется изменить подход брендов к коммуникации в социальных сетях. Сегодня она всё еще строится по модели телевизора: «Мы что-то вещаем, а вы читайте». Когда у людей появляются вопросы или жалобы, чаще всего их игнорируют, до руководства они доходят в единичных случаях.

Но бывает и по-другому. Например, люди знают, что бренд Х очень хорошо работает с клиентами и уже в комментариях к чужому, негативному отзыву отвечают: «А сообщили ли вы в компанию, прежде чем написать в интернет? Дали ли вы им шанс разобраться и исправить ситуацию?» Так происходит под любым негативным отзывом о ресторане Zuma или сети пит-стопов Coffee Machine, потому что они всегда открыты к диалогу.

В общем, открытость и готовность улаживать конфликты, а не прятаться от них, формирует пул поклонников бренда. И это всегда хорошо.

Во Владивостоке мне хочется уникальных идей. В плане еды у нас много азиатских и американских заимствований: бургеры, хот-доги, гонконгские вафли, даже пянсе (переосмысленная корейская еда). А фишку именно Владивостока так никто и не изобрел. На лекции о стритфуде мы пришли к выводу, что ей могут стать морепродукты, которые удобно есть на ходу. Но это всё еще очень абстрактно.

Из того, что замечаю в последнее время: люди больше тянутся к местам с хорошим сервисом, им уже не интересно просто утолить голод. Наша культура растет, заведения мотивируют гостей открывать новые вкусы, погружаться в тонкости кулинарии, а посетители в ответ мотивируют держать высокую планку в кухне и обслуживании.