В конце апреля в Екатеринбург прибыла большая делегация испанских виноделов. Представители 50 заводов Риохи и руководители винного региона приняли участие в профессиональном салоне риоханских вин, который проводится в России каждый год последние пять лет. В Москве, Петербурге и Екатеринбурге винные производители рассказывают о тенденциях любителям и обучают сомелье. Длится салон всего один вечер.

В прошлом году Испания оказалась на втором месте в Европе по объему произведенного вина, немного уступив Италии. Виноградники этой страны занимают самую большую территорию в мире, больше 950 тысяч гектаров, а регион Риоха является одним из крупнейших экспортеров качественного вина. В 2016 году здесь произвели 278 миллионов литров красного вина, 23 миллиона литров белого и 15 миллионов — розового. Директор регулирующего совета региона D.O.Ca. Rioja Хосе Луис Лапуэнте Санчес рассказал The Village о том, как изменилась культура вина в России, о вкусах местного потребителя и отношении к испанскому вину.

Фотографии

СЕРГЕЙ Потеряев

Как в мире пьют испанское вино

Россия находится на 12-м месте в мире по покупке риоханского вина. Ежегодно в регионе производят 384 миллионов бутылок вина: 63 % из них продают в Испании, 37 % отправляют на экспорт. В Риохе работают 500 винных заводов, и только 50 из них активно экспортируют в Россию. Каждый год сюда отправляют 3 миллиона бутылок.

Больше всего испанского и риоханского вина в частности пьют в Великобритании. Это треть всего экспорта Риохи, огромный рынок, который едва заметно пострадал в 2016 году от Брекзита и колебаний курса фунта.

Все чаще, если не отталкиваться от количества купленных бутылок, испанским вином интересуются в Канаде и Китае. Таким растущим интересом Россия похожа на развивающиеся рынки.

Чем похожи Россия и Мексика

Россия и Мексика пьют вино одинаково. Территориально Россия гораздо больше, но число жителей сопоставимо — 144 миллиона в России против 127 миллионов в Мексике. Здесь продают столько же литров вина в год, а чаще выбирают другие напитки: пиво и текилу.

И в России, и в Мексике вино является главным конкурентом пива. С другой стороны, в Мексике очень маленький винный рынок, где Риоха занимает серьезную позицию — 10 %. В большой России у вина совершенно другие перспективы для роста.

Что выбирают русские любители вина

Мы видим со стороны, что русский потребитель еще не слишком разборчивый. Он только учится понимать вино, и в этом смысле любопытно наблюдать растущий интерес к напитку. В российских ресторанах еще не привыкли строить меню на гастрономических сочетаниях с вином, а ведь еда и вино — лучшие партнеры друг другу.

Однако то, что продается в местных винотеках и ресторанах, внушает надежду. В России представлен весь спектр вин Риохи: молодые вина и вина с дубом, розе и даже белые из автохтонных испанских сортов. Любители вина во всем мире сходят с ума по новым винам Риохи, белому темпранийо и белому грасьяно. Белую мутацию красного темпранийо обнаружили в конце 80-х и только 10 лет назад официально разрешили выпускать из него вино. За год интерес к этому сорту вырос на 20 %.

Пять лет назад на салонах Риохи в России представляли только красное вино. Сейчас каждый производитель привозит модные бледные розовые вина в стиле Прованса, а не рубиновые, как раньше.

Что изменилось

Мы делаем образовательные мероприятия в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, небольшие роад-шоу в Казани и других городах, привозим сертифицированных риоханских преподавателей. По правде говоря, когда речь идет о развитии винной культуры, здесь нет места именам производителей, регионов и даже стран — мы все работаем ради одной цели. Однако заметно, как далекая от побережья Риоха привлекает все больше туристов: уже около 5% туристических агентств заявляют о том, что хотят расширить ассортимент туристических путевок и экскурсий винными турами вглубь Испании. Говорят, что Риоха — второй по популярности винный регион для русских после французского Лангедока.

Качественные изменения в культуре видны невооруженным глазом. Несколько лет назад в России бы наполнили бокал до краев и потребовали: «Пей до дна». Для китайских дистрибьюторов это по-прежнему норма, а вот для российского менталитета этот этап уже пройден.