В Калининграде 22 и 23 августа впервые пройдёт международная конференция и фестиваль уличной еды Street Food Weekend. На два дня именно этот город для всех заинтересованных станет площадкой для продуктивного общения на тему гастрономии и ресторанного бизнеса, с фокусом на уличную еду и уличные фестивали. Придумали и сделали Street Food Weekend калининградская творческая группа «Среда» вместе с создателями секретных ужинов Stay Hungry и уличной вечеринки Stay Hungry Backyard в Москве Анной Бичевской и Алёной Ермаковой. Во время поездки и самого фестиваля все участники Stay Hungry Backyard вместе с редактором рубрики «Еда» Анной Масловской ведут фото-дневник в приложении Cirqle. The Village поговорил с Анной и Алёной, чтобы из первых уст узнать о программе и участниках конференции и фестиваля, о том, зачем они всё это делают и почему уже сейчас нужно покупать билеты, чтобы попасть туда.

Организаторы Street Food Weekend о фестивале в Калининграде. Изображение № 1.

Алёна Ермакова

Сооснователь секретных ужинов Stay Hungry и уличной вечеринки Stay Hungry Backyard.

Пиар-консультант гастрономических проектов. 
В прошлом пиар-директор Iconfood.

   

Организаторы Street Food Weekend о фестивале в Калининграде. Изображение № 2.

Анна Бичевская

Сооснователь секретных ужинов Stay Hungry и уличной вечеринки Stay Hungry Backyard.

шеф-редактор и сооснователь Iknow.travel.

Одна из первых в Москве начала организовывать фудкорты на городских уличных фестивалях и ярмарках, отвечала за еду на фестивале Seasons, «Ламбада маркете» и Пикнике «Афиши». 

   

 

Программа
Street Food Weekend

Алёна Ермакова: «Стартует Street Food Weekend в Калининграде 22 августа с конференции в отеле Radisson. Она пройдёт в формате public-talk и будет разделена на несколько ключевых тем. Одна из них будет связана с Берлином, главные герои здесь — участники проекта Bite Club. Они расскажут про организационную часть гастрономических фестивалей. Вторая важная тема — лондонская уличная еда в целом, потому что это один из главных для нас ориентиров. Также обсудим опыт Хельсинки: Вероника Фосса расскажет о Streat Helsinki и других мероприятиях, которые она организовывала в Хельсинки, её дополнит один из постоянных участников Ричард Маккормик. Также он расскажет о том, как придумать правильную концепцию, чтобы она выстрелила, как всё организовать, чтобы превратить свой проект с уличной едой в прибыльный бизнес.

Дальше будет большая беседа про Москву. Мы сами расскажем, как это происходит у нас. Помогать нам будут московские участники, которые поделятся опытом того, как открыть свою кофейню, сеть или зарабатывать на франшизе. На этой же беседе будут представители местных властей, которые тоже что-то расскажут. Например, о том, как они готовы или не готовы нам помогать.

23 августа на территории музея „Фридрихсбургские ворота“ пройдёт фестиваль уличной еды с московскими, калининградскими и европейскими участниками. Он будет походить на наш московский Stay Hungry. После этого, 24 августа, мы устроим вечеринку на косе. На самом деле, вечеринка — очень важная часть программы, хоть так может и не показаться. Это отличная возможность пообщаться со всеми участниками».

 

Участники из Москвы

Алёна Ермакова: «От Москвы будет шесть участников. Все они едут на фестиваль исходя из нескольких побуждений: передать опыт, вдохновить людей на то, чтобы они попробовали сделать что-то сами, а также перенять опыт у коллег из Европы и, конечно же, провести вместе время в путешествии. Поехать в Калининград одному, думаю, может быть менее интересно, чем на большой фестиваль с близкой всем темой».

The Burgers Brothers. Изображение № 3.The Burgers Brothers

 

Участники из Европы

Алёна Ермакова: «Мы везём участников не только из Москвы. Ребята Bite Club из Берлина расскажут на конференции о том, как они делали свой фестиваль, вернее, даже вечеринку с едой, похожую на Stay Hungry. В прошлом году они успели провести до закрытия летнего сезона всего несколько мероприятий. Сейчас у Bite две площадки, и вечеринки проходят каждую неделю. Люди ходят туда просто как в кафе, например на бранч. Готовят там постоянные участники, есть вагончики с едой. Подробнее они расскажут сами.

Также к нам едет Bunsmobile, тоже из Берлина. Это крутые бургеры и не только. Будет ещё несколько вагончиков, в том числе ребята, которые делают мороженое на жидком азоте. Будет Ричард Маккормик из Хельсинки, который сейчас работает с четырьмя pop-up проектами, у него нет постоянного места, но он делает кучу ужинов в разных кафе».

 

Bite Club

Организаторы Street Food Weekend о фестивале в Калининграде. Изображение № 11.

Двое ребят, которые в августе прошлого года начали проводить вечеринки с уличной едой, похожие на Stay Hungry Backyard. Что-то среднее между маркетом еды и вечеринкой на свежем воздухе. Обитают они на лодке на реке, напоминающей теплоход «Валерий Брюсов», но с большим количеством открытых пространств и с набережной, где стоят вагончики с едой.

Прошлым летом и осенью они успели провести всего несколько вечеринок, так как сезон закончился, но изначально планировали проводить вечеринку каждые две недели и собирать на ней самые лучшие проекты с едой в городе. Этим летом мест для вечеринок стало два, поэтому их проводят каждые выходные. У Bite Club огромное количество постоянных резидентов, трое из них едут в Калининград.

 

Bunsmobile

Организаторы Street Food Weekend о фестивале в Калининграде. Изображение № 14.

Команда из двух французов, Матильды и Пабло, давно живущих в Берлине. Матильда — шеф-повар, отучившись в Париже, она уехала работать Монреаль, а после вернулась в Европу — в Берлин, где вместе с Пабло открыла вагончик с бургерами, сэндвичами и вином. Пабло специализируется на эковинах, которые производятся только из натуральных продуктов. Свежие и натуральные продукты — это основа всего меню вагончика.

 

Woop Woop

Организаторы Street Food Weekend о фестивале в Калининграде. Изображение № 17.

Команда проекта готовит свежее мороженое, используя жидкий азот (при минус 196 градусах Цельсия), прямо на глазах у публики. Процесс приготовления мороженого из свежих продуктов сокращается до нескольких секунд. Благодаря этому, каждый гость может собрать своё необычное сочетание вкусов.

 

Pic Nic 34

Организаторы Street Food Weekend о фестивале в Калининграде. Изображение № 19.

Вагончик с итальянской кухней авторства двух итальянцев, живущих в Берлине. Готовят разные сэндвичи, фрикадельки и свиные колбаски.

 

Ричард Маккормик

Организаторы Street Food Weekend о фестивале в Калининграде. Изображение № 21.

Ричард вырос в Азии, из-за чего имеет склонность к азиатскому стилю, особенно в еде. В 13 лет он понял, что хочет быть шефом, а в 16 уже работал на кухне. Поработал в десятке стран, учился в кулинарных школах в Дании и в Финляндии. Ричард много путешествовал, сейчас живёт в Хельсинки, делает всё: готовит, консультирует, работает на съёмках как food-стилист. Также он шеф-партнёр нескольких заведений, в том числе «Сандро», который в 2013 году был назван лучшим рестораном года по версии газеты Helsingin Sanomat. Помимо этого, у Ричарда несколько pop-up проектов, с которыми он выступает на фестивалях и вечеринках.

 

Участиники из Калининграда

Анна Бичевская: «В фестивале примут участие восемь калининградских проектов. У кого-то из них свои кафе, у кого-то — киоски в парке, кто-то готовит на вечеринках, званых ужинах. Будут ребята, которые готовят отличные бургеры; вагончик, который объединяет еду разных стран; проект, который делает аранчини и буррито. Также будет интересный фермерский проект — ребята развивают оленеводство, продают оленину и на нашем фестивале будут готовить бургеры и сэндвичи с ней».

Wokруг Света. Изображение № 23.Wokруг Света

 

Кто делает Street Food Weekend

Анна Бичевская: «Этот проект нас пригласил делать Александр Исаев и его калининградская творческая группа „Среда“. Мы подумали и решили рискнуть, тем более что я знакома с Сашей уже десять лет, он делает крутые вещи в городе. У „Среды“ был бюджет и желание развивать тему еды в качестве международного сотрудничества, у нас — московский опыт и контакты.

Дальше вокруг нашего проекта стали объединяться и другие люди, которые хотят сделать что-то классное для Калининграда. Каждый из нас подтянул те ресурсы, которые были. Мы, например, пригласили Mini, они дали нам машины, на которых мы и поедем в Калининград. Airbnb тоже немного помогли».

 

С чего всё началось

Анна Бичевская: «Совпали три вещи: мода на гастрономические фестивали, то, что я родом из Калининграда, и то, что там появились ребята, которые начали использовать калининградскую площадку как буфер между Россией и Западом. Ребята успешно провели конференцию с музыкальными продюсерами и менеджерами (и зарубежными, и нашими) по поводу сотрудничества. После этого они захотели поднять в городе тему еды. Так как мы были знакомы и они знали, что я занимаюсь едой в Москве, нас позвали делать гастрономический фестиваль в Калининграде.

Мы хотели организовать мероприятие не просто на местном уровне для местных жителей, а такой фестиваль, на который люди будут приезжать из разных точек мира. Мы едем показать, что организовывать гастрономические фестивали относительно легко, нужно просто объединить усилия, знать определённые правила, не бояться и пробовать создавать инфраструктуру для развития».

 

Ситуация с уличной едой
в Калининграде

Анна Бичевская: «Прекрасно, что в Москве происходит гастрономическая революция, но в Калининграде пока её нет. Единственный вариант выжить молодым кулинарным проектам там — организовать собственный фестиваль, который привлечёт людей, на базе этого дать возможность представить свой проект без огромных затрат на открытие полноценного кафе. Москва в этом плане уже довольно развита. Это лето показало, что каждые выходные в городе происходят разные уличные события, на которых обязательно есть фуд-корт. Соответственно, молодым проектам можно зарабатывать хоть какие-то деньги и начать развивать своё дело.

В Калининграде из близких нам проходят фестиваль джаза City Jazz и международный фестиваль короткометражек „Короче“. Кроме этого, есть, например, „День селёдки“ и День города, но они собирают другую аудиторию, хоть и большую. Что касается аудитории именно фестиваля еды в Калининграде, то она пока маленькая и разрозненная. В городе ещё нет городской газеты типа The Village, откуда люди определённых интересов могли бы брать информацию.

Пару раз в Калининграде делали food-маркеты. Небольшая инициативная группа примерно из десяти кулинарных проектов собиралась во дворе библиотеки. Люди выходили, грубо говоря, с собственными столами. Всё очень мило, симпатично. Маркет собирал по 500 человек. По формату это похоже на то, что проходит в Москве, но только в меньшем масштабе и на более простом уровне. Из еды в основном была выпечка и лимонады, то есть самое простое. Проект совсем новый, но, я уверена, сможет вырасти во что-то более серьёзное.

 

В Калининграде много рыбы, а уличная еда с рыбой может
быть о-го-го какой

 

В основной своей массе концепция фестивалей еды в Калининграде до сих пор пока строится, грубо говоря, на пирожках и шашлыках. Но я думаю, что будущее у уличной еды здесь есть хотя бы по двум причинам. Во-первых, в местных ресторанах очень дорого. Алёна, когда мы были в Калининграде вместе, зашла в кафе за круассанами на завтрак и потом долго удивлялась, что цены там были как в Москве. Во-вторых, в Калининграде много рыбы, а уличная еда с рыбой может быть о-го-го какой. Думаю, в эту сторону им и нужно двигаться. Непонятно, почему до сих пор никто не взялся за эту идею. Что скумбрия, что селёдка, что судак невероятного качества. К тому же здесь огромный поток туристов. Весь Светлогорск, Зеленоградск и Пионерск ими заполнены, но при этом на берегу поесть негде, только рестораны. Ещё один бонус калининградцев — они любят качественную еду и имели возможность покупать продукты не в местных супермаркетах, например, а ездить за ними в Польшу. Многие ездили туда на выходные и закупали полный багажник: визы для пограничных территорий в Польшу не нужны. Некоторые продукты там стоят в два раза дешевле. Сейчас с этим могут, конечно, возникнуть проблемы.

Одним нам здесь не справиться. Для того чтобы в Калининграде (и не только) появилась уличная еда, нужно объединяться с местными: как с властями, так и с инициативными гражданами. Мы уже работаем в этом направлении. У нас на конференции будет выступать на тему общественных пространств главный архитектор Калининграда. Ещё будет человек из департамента экономического развития. Он расскажет о том, на что власти готовы идти, а на что нет».

 

О перспективах

Анна Бичевская: «В принципе, любое место в нашей стране можно сделать интересным. Ведь в своё время тот же Woodstock (знаменитый американский рок-фестиваль. — Прим. ред.) родился в месте, которое вообще для этого не предусмотрено. Я читала мемуары парня, который сделал этот проект. Его желание и набор случайностей привели к тому, что всё сошлось и место стало культовым. Есть ещё примеры: в Беларуси есть музыкальный фестиваль, который проводится тоже, в принципе, на пустыре, но на него люди приезжают со всего мира.

 

Я, кстати, четыре года назад пыталась привезти в Калининград Пикник „Афиши“, но тогда для этого не было никаких предпосылок

 

Что уж говорить о Калининградском побережье, которое подходит для фестиваля идеально. Я, кстати, четыре года назад пыталась привезти в Калининград Пикник „Афиши“, но тогда для этого не было никаких предпосылок, на меня посмотрели как на инопланетянина и, мне кажется, даже не поняли, о чём я говорю. Хотя я уже дошла до мэра Калининграда.

Несмотря на то что я выбрала собственное развитие и благополучие в другом городе, Калининград меня вырастил (Анна Бичевская родилась в Калининграде. — Прим. ред.), воспитал и дал мне много хорошего, и теперь я очень хочу помочь там, где могу улучшить ситуацию. Я буду счастлива, если эта авантюра, помимо просто классной поездки, тусовки и фестиваля, приведёт к реальным изменениям. Я готова консультировать местных ребят и помогать им настолько, насколько это возможно, потому что у Калининграда очень много возможностей, которые пока не реализованы».