Лампы Эдисона, кожа, граффити, плитка, кирпич и индустриальные элементы — кажется, что интерьеры всех самых модных мест Москвы делал один человек, копируя зарубежные приёмы и находки. В своей новой мини-серии материалов The Village продолжает рассказывать о дизайне московских кафе и ресторанов. В первом выпуске мы узнали, какие приёмы оформления надоели самим ресторанным дизайнерам. Теперь разбираемся, как изменится дизайн кафе и ресторанов в грядущем 2016 году.

   

Ната Татунашвили

архитектор и дизайнер, основатель бюро Nowadays 

Проекты: кафе-бар «Искра», бар «Редакция»

Ни для кого не секрет, что всем надоели заполонившие Москву одинаковые тёмные и мрачные интерьеры, ржавые, кирпичные, с индустриальными элементами, лампами накаливания и прочими атрибутами «уюта». До недавнего времени, боясь выйти за рамки привычного представления о том, как должен выглядеть хороший ресторан, заказчики упорно требовали «уюта», а устойчивые стереотипы связывали «уют» с непременной перенасыщенностью деталями, изменением отделочных материалов на каждом квадратном сантиметре поверхностей.

Это такой декораторский шаблон работы с интерьером — на каждом сломе плоскости менять материал: пол, стойка, столешница, стена, откос. Таким образом, куда бы ни упал взгляд посетителя, он в любой момент перегружен информацией: плитка «кабанчик», чёрный металл, состаренное дерево, кожа, кирпич, откосы, филёнки на панелях. Иначе приговор: скучно или неуютно. Очень радостно, что с приходом нового молодого поколения заказчиков картина постепенно стала меняться, стало появляться всё больше пространств с новым подходом, очень умным и интересным, находящимся в одном поле с западными местами.

Это новое поколение интересных интерьеров характеризует стремление к индивидуальности и узнаваемости и собственный особенный характер. Они всегда светлые, чистые, простые, без лишних деталей: важно видеть еду и людей, с которыми ты пришёл. Больше нет стремления выделять и отделять перегородками или высокими спинками зоны посадки, создавая узкие проходы и закутки, где посетители сидят обособленно. Напротив, сохраняется единый общий зал с видимостью всех гостей в заведении. Люди приходят, чтобы быть вместе, посадки ближе друг к другу, иногда за общим столом.

Бар Redrum в Санкт-Петербурге. Изображение № 1.Бар Redrum в Санкт-Петербурге

Вместо того чтобы трансформировать и убивать пространство дизайном, дизайнеры стали уделять больше внимания объёму и воздуху. В предельной форме это даёт интерьер, который делает вид, что дизайна нет (хотя на самом деле есть), — как в The Burger Brothers и Good Enough. Это примеры очень культурных и умных мест, очень европейских, где важна еда и люди, а не декор. Или, в случае не такой сильной крайности, когда в то же простое и чистое пространство добавляют несколько очень точно продуманных деталей — как в кафе Nude, баре Redrum в Петербурге или Iss+mag на Дмитровке, где место уже и вовсе не похоже на ресторан.

На Западе уже множество такого рода мест — если не сказать большинство. Мои любимые — кафе Fine Food в Cтокгольме, лапшичная Torafuku в Ванкувере и Dos Palillos в Берлине. Такой подход можно назвать архитектурным, и не случайно большинство названных мной мест созданы архитекторами. Тем не менее хочу сказать, что может не быть никаких правил и любой принцип может быть нарушен, если это сделано мастерски. И среди декораторских интерьеров есть очень сильные, например Monsieur Bleu в Париже или «Dr Живаго» в Москве.

Другой интересный подход можно охарактеризовать как «суперконцептуальный» интерьер, в котором всё пространство решается как один очень сильный тотальный приём. Такие интерьеры становятся событием и своего рода аттракционом. Нередко к их созданию привлекают известных личностей из других сфер — таким является кафе Уэса Андерсона в культурном центре Prada в Милане или зал ресторана Sketch в Лондоне, который периодически обновляется приглашённым художником. В этом году невероятный интерьер и выставка в нём были сделаны художником Дэвидом Шрингли и дизайнером Индией Мадави.

Интерьеры такого рода, но не такие знаковые, чаще всего почему-то создают в азиатских ресторанах. Например, Ammo в Гонконге — искрящийся преломлённым светом от отражателей всех мастей: металла, зеркал и стекла. Eat Rice & Noodle в Бангкоке, где все элементы дизайна имитированы в одном материале — фанере. The Noodle Rack Restaurant с тотальным решением всего интерьера решёткой или Nozomi Sushi bar в Валенсии, где весь интерьер делает одна люстра.

Ирина Глик 

учредитель, арт-директор, ведущий дизайнер студии «Геометрия»

Проекты: «Страна, которой нет», Tatler Club, Novikov DubaiNovikov LondonMr Lee, La Bottega Siciliana

Схожесть дизайнов — это проблема ресторанного кризиса. Появилось много якобы демократичных проектов с винтажным стилем, которые практически кричат о том, что денег в них много не вложили, зато у нас хороший вкус, к нам не попасть, столик не зарезервировать. Я не говорю, что это плохо. Самое главное в ресторане — чтобы была создана правильная атмосфера. Другое дело, что мне, будучи по другую сторону, надоедает делать то, что я уже делала. Зачастую эта тенденция исходит от рестораторов.

То, что есть сейчас, выросло из-за резкого снижения бюджета на дизайн ресторана. К сожалению, мы не можем пойти, как Европа, в сторону эстетического минимализма, где ты не тратишь много денег, но даёшь красивую картинку с выверенными деталями, крашеными стенами. У нас это не работает. В российских реалиях нужно, чтобы всё было передекорировано, чтобы было видно, что над интерьером постарались. Тенденция создания дизайнерских мест подразумевает много индивидуальных вещей, натуральных материалов — определённых видов металлов, специально обработанных камней. Если играть в это по-взрослому, ни один ресторатор не сможет окупить такие затраты. К тому же мы ведь просчитываем, кто наша целевая аудитория, а такой формат может отпугнуть гостей. Но Европа, к счастью, открывает для нас дизайнерские заведения.

Большой инструмент для декораторов и рестораторов — всем известная выставка Maison&Objet, на которую два раза в год едут все — и там закупаются. Это удобная площадка, на которой можно одновременно закупить столов и стульев недорого, поэтому неудивительно, что многие интерьеры становятся похожими.

Вообще, я уверена, что за артом будущее, за такими вещами, которые придают ресторану индивидуальность. Я всегда стараюсь сделать акцент на чём-то артовом и в то же время функциональном. Конечно, на ресторанный дизайн накладывает отпечаток мода в дизайне интерьерном. Например, кухня в центре зала — это уже как must have. В хороших заведениях это стало правилом хорошего тона.

Мне нравится, когда есть баланс между натуральностью, шиком, артом, безалаберностью и нет ощущения перебора. Если что-то выглядит «глянцевато», значит, надо добавить «драности». Я люблю использовать натуральные материалы, но разной фактуры. Неизвестно, сколько ещё будет длиться тенденция этих похожих заведений, но хипстерская мода хороша тем, что ты приходишь просто отдохнуть, не думая о том, как тебе одеться. Ты приходишь в ресторан, где есть ощущение такого лёгкого бардака. И создать коллаж, где люди думают, что дизайна нет или использовали первое, что под руку попадётся, — искусство.

Я думаю, что у нас ещё долго не будет дизайнерских ресторанов, и, если эти похожие рестораны являются одними из самых успешных, значит, всем всё нравится.

Лондонский ресторан Sketch периодически обновляется приглашённым художником. Этот вариант 2015 года сделал художник Дэвид Шрингли и дизайнер Индия Мадави.. Изображение № 5.Лондонский ресторан Sketch периодически обновляется приглашённым художником. Этот вариант 2015 года сделал художник Дэвид Шрингли и дизайнер Индия Мадави.

Достаточно смелым в плане дизайна и успешным местом, которое открылось в Москве, не оглядываясь на тенденции, является «Dr Живаго». Наша студия создаёт дизайнерские интерьеры, но в московских реалиях делать это стало сложнее. В Novikov Dubai и Novikov London у нас была возможность показать себя. Всегда приходится играть в игру с тем, что от тебя хотят заказчики, сохраняя при этом пространство для творчества. 

Светлана Евдокимова 

дизайнер и архитектор Argento Style

Проекты: Montalto, Upside Down Cake 

По моему мнению, тренды в дизайне ресторанов сейчас резко меняют курс. На смену «бруклинским дворикам» и домашней еде приходят новые формы, чистые, не нагруженные декором пространства и авторская кухня. Один из важных трендов — возвращение в интерьеры цветов от пурпурного и сливового до цвета лаванды и мяты, сине-зелёные гаммы, коралловые оттенки. Одним словом, большое разнообразие.

Особенно актуальны смелые сочетания с нейтральными серыми и бежевыми тонами. Совершенно свежим трендом смотрится забытая техника омбре — это переход от одного тона к другому. В отделках интерьеров ресторанов начинают появляться новые или хорошо забытые старые материалы: латунь, медь, бронза. Они могут придать шика и графики в любых предметах — от люстры до опоры у стола. В новых стилях всё чаще используется натуральный камень — сланец, оникс, мрамор. Входит в моду цветной мрамор. Использовать его можно во всех возможных плоскостях — столешницы, стены, полы.

Возвращаются цветные стекла, пластика — это всегда лёгкость и прозрачность в интерьере. Один из интереснейших трендов в интерьерах общепита сейчас — формы предметов. Теперь они разнообразны. Формы столешниц, опор и футуристические формы диванов могут сочетаться с остальными плоскостями, решёнными традиционными способами. Например, с классической лепниной или французским буазери. Нужно отдать дань и такому моменту, как возвращение искусства в интерьеры, — картин, панно и скульптуры.

Наталья Белоногова

архитектор и владелица агентства NB studio

Проекты: «Уголёк», Lesartists, Haggis Pub & Kitchen, Madame Wong, Pinch,
AQ Kitchen, «Рыбы нет», «#Farш»

Про тенденции ничего не могу сказать, потому что сейчас в моде всё, можно делать что угодно. Людей, которые занимаются интерьерами, спасает только чувство вкуса и пропорции. 

Все вдруг полюбили то, что мы сейчас видим в интерьерном дизайне в Москве, потому что это дёшево и быстро. Да, это модно, да, это классно, но это история про каждый день и для определённых людей. Я же стараюсь делать то, чего нет ни у кого. Это касается и элементов декора и мебели, всего. Можно играть в модные тренды, но тем не менее делать по-своему. Рестораны, которые мы сделали, играют в эти тенденции, но они не хипстерские и абсолютно не дёшевы в плане дизайна.

Есть такая философия ваби-саби, которая сводится к тому, что почувствовать прекрасное в рукотворном можно за счёт наличия каких-то несовершенств. Это рассказ про наблюдательность — как в несовершенстве искать полноту мира. Проекты, которые делает моя студия, про это, про рукотворность, про то, что всё мы делаем вручную, на месте. Это антимещански.

Ресторан Monsieur Bleu в Париже. Изображение № 8.Ресторан Monsieur Bleu в Париже

Скоро откроется ресторан «Северяне» — и он как никакой другой проект воплотил в себе то, что мне нравится. Там будет другой свет (ещё темнее. — Прим. ред.), всё будет по-другому, но почерк сохранится. Вообще я уверена, что многое приходит из современного искусства. У меня есть идея сделать заведение, которое точно будет супермодным. В нём будут какие-то очень необычные вещи, например розовые кактусы. Я обратила внимание на то, что у поколения возраста моей дочери совсем другой дух, они создают другую атмосферу — и это тоже рождает тенденции. Это иная эстетика, другой цвет, освещение, и их нужно ловить. Это что-то совсем сумасшедшее: немного глянцеватое, ломкое, угловатое, несуразное. Вот эта стилистика, как мне кажется, отразила бы то новое, что необходимо. 

Екатерина Вальц

архитектор и дизайнер, владелица Buroe

Проекты: MØS

«Потрёпанное», «драное», экологичное — вот какой образ ресторанов заполонил Москву. Экологичное — это, конечно, хорошо, но хочется более прямых, ровных, брутальных форм, при этом из натуральных материалов.

Что будет в дизайне дальше — не ясно. Я вижу, что всё движется в более сложное русло, происходит становление такого прямого, ровного нео-ар-деко. Необходим дизайн, потому что то, что мы видим сейчас, это дёшево и массово. В этом нет творчества, это просто куча хлама, который смешали и развесили по стенам.

Сейчас дизайн целостного интерьера хочется строить вокруг чего-то одного, реально стоящего: красивой стены, фееричной лампы. Дизайн формата «бруклинский дворик» работает, потому что есть массовый потребитель, которому это нравится, который просит создать атмосферу «уюта, тепла и чтобы много всего было». Этой аудитории пока сложно донести, что пора жить без лишних деталей. Не обязательно работать в формате минимализма, можно использовать три-четыре материала, но делать всё более ровно и натурально.

Проект MØS явно выделяется на фоне общих тенденций. Касательно использования цветов: сейчас самое актуальное — серый и бутылочно-зелёный. Из материалов — железо, дерево, но не просто дерево, а его редкие виды.

Московский ресторан MØS. Изображение № 12.Московский ресторан MØS

Жалко, что в интерьерах пропали акценты, всё превратилось в бардак. Альтернатива надоевшим элементам, конечно же, есть. Лампы Эдисона можно заменить на стильные светодиодные светильники. Мы, кстати, сами их рисуем и создаём.

На самом деле, не все понимают, что можно делать экономично, но по-другому. Должно быть так, что ты заходишь в заведение и взгляд останавливался на чём-то конкретном. Ты запомнишь эту деталь и будешь ассоциировать её только с этим местом. Знаете, есть обычное кино, а есть кино, где каждый кадр очень вкусный, в дизайне должно быть так же. В ресторанном — тем более.

   

Фотографии: 1 — Дима Цыренщиков, 2 — Дима Цыренщиков, 4 — Torafuku, 5 — sketch, 6 — sketch, 7 — sketch8 —  Monsieur Bleu, 9 —  Ammo, 10 — Fondazione Prada, 11 — Fondazione Prada