The Village уже не первый месяц, помимо регулярных рубрик и материалов на горячие темы, практикует выпуск пачек тематических статей. Неделя ограничений, неделя «Дешёвой Москвы», неделя всей России и даже «Злой Москвы». В разделе «Еда» мы тоже решили ввести регулярные тематические недели. Так вышло — и здесь нет особенной причины, просто всё сложилось, — что первой будет «Кошерная Москва». Сегодня в новой рубрике «Сьесть вопрос» рассказываем о том, кошерны ли Coca-Cola и Pepsi-Cola.

 

   

Айзек Чернитский

руководитель подразделения маркетинга отдела кашрута Федерации еврейских общин России

Точный состав газировки не известен никому, кроме самих производителей. У них многомиллиардный торговый оборот — разумеется, такие вещи они держат в секрете. А так как эта компания старается учесть интересы самых разных слоёв населения, то в какой-то момент было принято решение использовать потенциал, скажем так, евреев. С этой целью глава компании и доверил свой секрет признанному в мире специалисту по кашруту из Израиля раввину Моше-Иегуда-Лейб Ланде. Это авторитетный и очень известный раввин; видимо, с ним заключили договор о неразглашении рецепта. И, соответственно, ему предоставили все ингредиенты. Он сам был на производстве и тщательно его проверил: посмотрел состав концентрата, технологии. После этого он установил, что концентрат Coca-Cola является кошерным.

Но здесь есть маленький нюанс: в связи с тем, что заводов Coca-Cola огромнейшее количество, мы не можем говорить с полной уверенностью, что вся Coca-Cola является кошерным продуктом. Почему? Потому что на каждом заводе могут быть свои особенности, свои ингредиенты. Но в целом мы знаем: да, в составе базового концентрата нет никаких некошерных ингредиентов.

С Pepsi-Cola точно такая же история. Единственная разница — Pepsi доверили процесс поверки производства другой организации — «Бадац Эйда а-харедит», тоже общепризнанной в Израиле. Раввин поехал на завод и всё проверил. Мы не можем утверждать, что Pepsi кошерна на сто процентов, но да, судя по составу, который проверили там, она кошерна. То есть изначально мы предполагаем, что её можно употреблять.

Каждый человек решает для себя, употребляет он ту или иную газировку или нет. А если сравнивать именно Coca-Cola и Pepsi-Cola, то, по-моему, нет никакой разницы. Я думаю, что в этом случае люди выбирают то, что им больше нравится.

   

Йоси Верзуба

руководитель департамента кашрута Федерации еврейских общин России 

Coca-Cola и Pepsi-Cola обе либо кошерны, либо не кошерны. Газировки эти похожи, просто Coca-Cola в мире проверяли больше: есть два проверенных на кашрут завода: один в Америке и один в Израиле. Pepsi проверяли меньше, только в Израиле, если не ошибаюсь. На тех бутылках Coca-Cola, которые производят в Израиле и Америке, есть знак кашрута. На Pepsi, произведённой в Израиле, тоже есть. Известно, что концентрат напитка делают в одном месте, а потом уже в других добавляют воду и так далее. Но мы не можем утверждать со всей уверенностью, что кола, произведённая на других заводах, кошерна.

В Израиле есть раввин в каждом городе. Получилось так, что завод Coca-Cola построили в городе Бней-Брак, самом религиозном городе самого религиозного района Израиля с самым ультрастрогим раввином. Его зовут раввин Моше-Иегуда-Лейб Ланда, он один из самых строгих специалистов по кашруту в мире. Есть разные уровни кашрута, которые поддерживают не все. Мы можем сказать, что есть «слабый кашрут», а есть «высокий кашрут», так вот кашрут раввина Моше-Иегуда-Лейб Ланды — один из самых высоких. И Coca-Cola попросили именно его проверить своё производство. Так что выходит, что раввин Ланда один из немногих людей в мире, которые знают секрет Coca-Cola. Ну хорошо, он знает не сам секрет, знает именно ингредиенты, которые входят в состав напитка. Потому что он не может дать кашрут на продукт, если не знает досконально, из чего его производят. Он действительно строжайший специалист. Если есть какой-то ингредиент, даже самый простой, который не он проверял, он не доверяет. Тот же сахар может быть некошерным.

Существуют раввины, которые делают скидки на какие-то законы, считают, что сегодня не обязательно придерживаться некоторых обрядов и обычаев. А есть такие, которые придерживаются абсолютно всех старинных стандартов, они и могут дать самый строгий кашрут. В основном большие израильские заводы стараются получать самые высокие уровни кашрута, чтобы включать все его существующие уровни. Если продукт оценен не самым высоким уровнем кашрута или не самым ортодоксальным раввином, ты получаешь не всех клиентов, если так можно выразиться.