Кошерное — то, что произведено по правилам кашрута, в основе которого лежат законы Торы. «Халяль» буквально с арабского переводится как «дозволенное Аллахом», и в мусульманском мире означает дозволенные поступки в целом. Если говорить о продуктах, то, в основном, те, которые являются кошерными, одновременно являются и халяльными. В обратную же сторону это правило не действует. На примере мяса мы решили разобраться в особенностях производства вместе с руководителем департамента кашрута Федерации еврейских общин России Йоси  Верзубом и руководителем Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России Айдаром Газировым. 

   

ЙОСИ ВЕРЗУБ

руководитель департамента кашрута Федерации еврейских общин России

Кошерное и халяльное мясо одинаково только в том, что при его производстве следуют религиозным законам. В остальном же кошерное — абсолютно другое дело.

Есть множество правил. Самые основные касаются употребления конкретных животных в пищу и способа их производства. 

Что касается птиц, то по кашруту запрещено употреблять в пищу только хищных. Далее, те птицы, которых кололи гормонами, антибиотиками и другими препаратами, уже не кошерны. Следующее правило касается способа забоя: резать нужно очень острым ножом в специальном месте по шее, делать это нужно спокойно, без малейшей дрожи в руках, и чтобы животное было максимально неподвижно — так птица не почувствует боли. Делает это обученный шохет, который одной рукой держит курицу, а другой режет. Если хоть какой-то пункт не был соблюдён (дрогнула рука, нож был недостаточно острым и так далее) — курица не кошерна. Шохет сам понимает, правильно он сделал или нет. Если всё в порядке, курицу осторожно вскрывают, чтобы не повредить внутренние органы, и проверяют, все ли они здоровы. У нас в том числе есть и правила по тому, какого цвета должны быть, например, лёгкие. Таким образом можно определить, болело ли животное. Если хоть один орган оказался больным, вся курица не годится. Если же курица была здоровой, то начинают промывать внутренности, чтобы убрать кровь. После тушу оставляют в соли на полчаса, чтобы вытянуть оставшуюся кровь. Затем замачивают и промывают от соли. Так же поступают с гусями, утками, индюками и другими птицами. 

 

С мясом крупного рогатого скота способ похожий: животное должно быть здоровым, надрез нужно делать быстро и острым ножом, промывать и оставлять затем в соли, но есть особенности. Например, мы можем использовать в пищу только переднюю часть туши. В задней части находится седалищный нерв, на который наложен запрет в Торе, а удалить его очень сложно. Что касается передней части, то её чистят от жил и разделывают на куски. 

 

В Торе сказано, что кровь — это душа. Пока в животном есть кровь, в нём есть и жизнь

 

Некоторые законы, прописанные в Торе, объясняются и даже подтверждаются с медицинской точки зрения, некоторым законам конкретного подтверждения нет, и мы просто им верим — рано или поздно их необходимость подтвердится, как и в случае с другими, объяснение которым уже есть. Например, я не могу точно объяснить, почему в пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (травоядными) и парнокопытными. Поэтому мы не едим свинину: свинья парнокопытна, но при этом не травоядна.

С другой стороны, запрет употребления в пищу крови имеет объяснение. В Торе сказано, что кровь — это душа. Пока в животном есть кровь, в нём есть и жизнь. Поэтому мы полностью выводим кровь из животного. 

   

Чем отличается халяльное мясо от кошерного?. Изображение № 1.

айдар газизов

руководитель  

Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России

«Халяль» означает «дозволенное», «харам» — запрещённое, и его намного меньше. В Коране написано, что «пищу людей Писания», то есть иудеев, мы признаём и употребляем в пищу. Наши принципы похожи на принципы кашрута, и продукт, признанный кошерным, также является халяльным, но это работает только в одну сторону, так как халяль не всегда является кошерным. В нашем случае правила менее строгие. 

Если говорить о мясе, то нам тоже запрещено употреблять в пищу свинину, мёртвых животных и хищных птиц.

Согласно стандартам сертификации «Халяль», животное должно быть здоровым, забой должен происходить гуманным методом: одно животное не должно видеть, как забивают другое; забивать должны быстро и остро отточенным ножом путём перерезания шейной артерии; в это же время забойщик произносит молитву «Бисмилляхи Рахмани Рахим», в переводе с арабского «во имя Аллаха Милостивого и Милосердного». Что касается последнего, то чтение молитвы при забое применяется и в других религиях: например, это делали традиционно христиане в деревнях. Также недопустим варварский способ убийства — забой электротоком и размозжением черепа. 

 

Сейчас индустрия халяльной продукции быстро развивается и её можно найти не только при мечети, но и в обычных сетевых супермаркетах

 

По стандарту «халяль» мы допускаем электрооглушение в случае с птицей, по кашруту это запрещено. Чтобы легче снять перья, мы используем ванны ошпарки, по кашруту перья ощипывают вручную. 

Та кровь, которая вытекает из животного после забоя, — запретная. Но кровь, которая остаётся в туше, мы не трогаем. Иудеи пошли дальше: они эту кровь удаляют путём выдавливания.

Далее: мы используем в производстве тушу целиком, иудеи же — только переднюю часть.

Сейчас индустрия халяльной продукции быстро развивается и её можно найти не только при мечети, но и в обычных сетевых супермаркетах. Так что халяль вышел за рамки конфессиональности и его часто покупают люди, не имеющие отношения к мусульманству. Разумеется, из-за промышленного производства начали появляться производители, которые используют маркировку «халяль» в маркетинговых целях и производят продукт, не соблюдая правил. В этой ситуации можно доверять тем продуктам, на упаковке которых стоит знак «халяль». Его могут наносить только те производители, которые прошли процедуру сертификации и получили сертификат Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России.

  

Иллюстрация: Оля Волк