Казалось бы, водка — спирт-ректификат, разбавленный водой. Производство у заводов одинаковое. Но одну водку можно пить маленькими глотками, другую сразу хочется выплюнуть. Мы решили разобраться в этом вопросе и спросили совладельца и бартендера ресторана и бара Delicatessen и кафе-бара «Юность» Вячеслава Ланкина о том, какие процессы производства и нюансы состава влияют на цену и вкус водки.

  

 

Вячеслав ланкин

совладелец ресторана и бара Delicatessen и кафе-бара «Юность»

В цену водки входит спирт, вода, этикетка и бутылка. Кроме этого, в неё может входить содержание собственного завода, это дорого. Дешевле сотрудничать с заводом, который льёт водку для нескольких компаний (рецептуры при этом могут быть разные). Сама водка — это смесь спирта и воды, поэтому, во-первых, важно качество исходного сырья. Если вода хорошая, продукт будет дороже. Спирт также бывает разной категории: люкс, экстра и так далее. Есть пшеничный спирт, гарантированный, а есть просто спирт, из чего он сделан, никто не знает. Кроме самого спирта имеет значение профессионализм технологов и оборудование, на котором очищают спирт. В низкокачественном спирте остаются сивушные масла, если оборудование плохое. 

Далее — водку можно разлить в стеклянную бутылку, а можно в хрустальный флакон. Золото, серебро и прочее на дне напитка на вкус и качество практически не влияют, но сами по себе чего-то да стоят, поэтому опять же продукт получается дороже. 

При этом продукт разного качества не сильно отличается по цене. Спирт, может, и стоил в два раза дороже, но в конечном продукте это всё равно очень небольшая доля. Цена самой водки в принципе остаётся минимальной. Всё остальное — маркетинговый ход, политика самой компании. Кто сколько тратит на продвижение продукта и как себя позиционирует. Кто-то, например, поддерживает полярников, кто-то устраивает фестивали.

Образно говоря, есть две марки виски, оба бурбоны, оба сделаны в одном и том же месте, производство бутылки фактически одинаковое, производство напитка также одинаковое, потому что на заводе стоят одинаковые рабочие и получают одинаковую зарплату. Нальёте два напитка в закрытые бутылки, и один от другого не отличишь. Но при этом один напиток стоит в два раза дороже другого. У них разные маркетинговые стратегии: одни говорят: «Мы будем продавать много, потому что мы дешёвые», а вторые: «Мы тоже будем продавать много, но будем делать это с помощью рекламы, чтобы все знали нашу марку». В итоге у продукта появляется наценка в 80 % — это те расходы, которые идут на продвижение. В конечном итоге ты платишь за то, что тебе рассказали об этом продукте, а не за сам продукт. Это хитрая штука.

Если перед вами поставить водку из кардинально разных сегментов, отличить ту, что стоит, например, 80 рублей, от той, что стоит тысячу рублей, вы сможете легко — сивушные масла, запах, послевкусие. Угадать же более дорогую водку из одного сегмента сложнее.

Что касается так называемой палёной водки, это кустарное производство, несертифицированный продукт. Спирт в такой водке может быть очень плохого качества. Раньше была осетинская дешёвая лотерея — можно повеселиться, а можно и ослепнуть. В магазинах в принципе не может быть палёной водки. Потребители разные, в сельпо водку тоже продают.

Совет для выбора напитка в магазине: не стоит брать самую дешёвую и неизвестную водку. Те, кто тратит на маркетинг, держат хотя бы минимальное качество.