Арсений Леонович

— архитектор, дизайнер, художник, в 2001 году вместе с архитектором Никитой Токаревым основал бюро Panacom

 

 

  

 

Об учёбе

 

Началось всё с экспериментальной группы Евгения Асса в МАРХИ, куда я поступил в 1992 году, — сегодня она выросла в Московскую архитектурную школу (МАРШ), одну из частей консорциума Британской высшей школы дизайна. Никита Токарев, мой партнёр, сейчас директор МАРШ, и наше бюро проектировало и продолжает проектировать интерьеры школы.

Мы с Никитой — представители первых поколений экспериментальной группы: он из первой, я из второй. Это был новый взгляд на образовательный процесс. Мы узнали современную архитектуру, различные школы, мастеров и направления в тесной взаимосвязи с современным искусством и наукой — на обычных занятиях в МАРХИ об этом, увы, рассказывали мало. Тогда же, во время учёбы в группе Асса и профессора Раннева, мы и познакомились. У нас был обширный круг знакомств — первая и вторая группа тесно общались, а ребята из третьей и последующих уже хотели работать у нас в бюро.

СНИЗУ:

1, 2, 3 — жилой дом
в коттеджном посёлке «Никольская слобода», Московская область

2013

4 — интерьер Московской архи-тектурной школы

Площадь: 1 100 м²

2012

 

К сожалению, по сей день достаточно архитекторов, которые искренне верят, что имитация  и подделка — один из прекрасных инструментов современной архитектуры. Мы же были за всё, что связано с современностью: чтобы было жёстче, социальнее, функциональнее. Во время учёбы нас постепенно вводили в круги практикующих архитекторов, например, мы бывали в офисах «Остоженки» и в филиале William Alsop Architects в Москве, в мастерской Александра Бродского и Сергея Киселева — там у нас проходили занятия и практика. А поездка всей группой в Дельфтский университет в Нидерландах перевернула представление о профессии и архитектуре вообще.

Моя дипломная работа была посвящена реконструкции и освоению промышленной территории в центре города. Тогда актуальность таких задач ещё не была очевидной и многие вообще не понимали, о чём речь. Периодически бывая в Европе, читая профильные книги и журналы, однажды я понял, что реконструкция и реновация старого фонда для современного развития  исторического города — важнейшая задача. Комиссия же не вполне поняла мой диплом и поставила c натяжкой 4, зато дала рекомендацию в аспирантуру, а отзывы о работе от уважаемых мною архитекторов стали самым важным моментом перехода от учёбы к практике.

 

 

О бюро и клиентах

 

После окончания учёбы меня сразу взял на работу Евгений Асс — у него я проработал три года. А Никита тогда работал в бюро «Остоженка», и мы тесно общались. Примерно в конце 1990-х мы поняли, что можем использовать наш разный опыт: он достаточно попрактиковался в архитектуре, а я неплохо разбирался в интерьерах и деталях — и мы решили открыть своё бюро.

Первыми нашими проектами были рестораны, магазины, частные дома, квартиры. Клиентами становились люди, у которых был вкус, кругозор и понимание современной архитектуры. По каждому проекту велись длительные переговоры, чтобы понять, что важно для клиентов. А важны искренние ощущения от жизни, что-то вроде «когда рано утром я буду видеть узкую полосу света, которая будет падать на кухонную столешницу, когда пьёшь кофе…». Архитектура создаётся именно ради этого, а не для того чтобы на фасаде было побольше гипсовых колонн. Проект дома должен учитывать географию участка, природу вокруг и ещё массу критериев и мотивов, после чего станет частью ландшафта и человека, а не демонстрацией амбиций или состоятельности. 

 

СНИЗУ:

Павлово, индивиду-альный жилой дом.

Площадь дома: 600 кв.м 

2007

 

О проектах

 

Люди, которым близок наш подход, подбирались постепенно, но со многими мы потом не расставались долгие годы: тут офис, там квартиру для родственников, таунхаус, загородный дом и так далее. Было два-три дома, над которыми мы работали очень долго, по несколько лет. Когда вкладываешь столько сил и времени, отношение к проекту становится смешанным. Бывали проекты, которые проходили быстро и радовали всех.

Особое удовольствие получаешь от тех проектов, на которых удаётся научиться чему-то новому, достичь какого-то нового качества. Бывает, смотришь фотосъёмку и сам себе удивляешься — как классно вышло! 

 

 

О градостроительстве

 

Мы так увлеклись частными заказами, что все наши попытки выйти в градостроительство встречали какие-то препоны. То помешал финансовый кризис, то загруженность работой. Так получилось, произошла некая специализация на частном строительстве и обслуживании взыскательного клиента. При этом многоквартирное, социальное, функциональное жильё, всевозможные типы расселения нас всегда очень интересовали — мы постоянно тренировались, участвуя в конкурсах и тендерах. Например, мы сделали несколько концепций мало- и среднеэтажных посёлков по «Новой Риге» и проекты жилых кварталов для молодых специалистов в наукограде Дубна.

 

Сверху и слева:

Проект жилой застройки средней этажности в Дубне, Московская область

Снизу:

Жилой дом 
в коттеджном посёлке «Никольская слобода», Московская область

2013

 

 

О собственном доме

 

В Москве я живу в квартире, в которой за десять лет ни разу не было ремонта, и даже меня это уже начало угнетать. Чтобы сделать там ремонт, нужно заниматься этим как отдельным проектом: всё вскрыть, утеплить, звукоизолировать, а этому постоянно мешает огромное количество работы.

Зато у меня есть отдушина — в небольшом городке недалеко от Москвы я занимаюсь реконструкцией особняка послевоенного времени. Это дуплекс, половина коттеджа начала 1950-х. К нему была спроектирована современная стеклянная пристройка, и в этом симбиозе не возникло никакого диссонанса. Я его потихонечку препарирую — это вроде хобби: выкраиваю, раскрашиваю, восстанавливаю окна, надстраиваю мансарду — в общем, экспериментирую. Должны же быть у сапожника хоть какие-то сапоги, даже если он в них и не ходит.

 

 

  

Фотографии: Михаил Голденков