По соседству с одним из самых характерных новоделов лужковской эпохи — кремлём в Измайлове — расположен и главный блошиный рынок Москвы. Измайловский вернисаж работает по выходным дням с девяти утра до пяти вечера. Помимо предметов старины и антиквариата, тут много неоднозначных работ современных народных художников и товаров для туристов — всевозможных матрёшек, балалаек, национальных костюмов и ворох китайских сувениров. Прилавки перемешаны друг с другом, а старьёвщики зазывают покупателей за покупками. Но можно ли найти на этом рынке что-то стоящее за разумные деньги — или всё это лишь аттракцион для доверчивых иностранцев? Редактор The Village Юля Ельцова решила разобраться в ситуации вместе со специалистом по антиквариату Дарьей Ромас и фотографом Ясей Фогельгардт.

Фотографии

Яся Фогельгардт

 Продавцы и покупатели

 

На разведку мы с фотографом Ясей пошли вдвоём: бродили по рядам, рассматривали всё подряд. Фототехника не вызывала негативной реакции — нас принимали за интуристов, улыбались и на ломаном английском зазывали к прилавкам. Когда что-то нравилось, мы спрашивали про цены: я загляделась на фарфоровые статуэтки — такие стоят на телевизоре у моей бабушки, которая привезла их из Германии в 1960-е годы. Ясе понравились ретрофотоаппараты: их тут много, отдают почти за бесценок — от 200 до 2 тысяч рублей, в зависимости от возраста и состояния, а плёнку дают в подарок. 

 

 

Специалист по антиквариату Дарья Ромас, присоединившаяся к нам чуть позже, рассказала, что продавцы за прилавком быстро оценивают потенциального покупателя и называют максимально возможную цену. Поэтому Дарья рекомендует всегда торговаться: «Это же рынок, сбивать цену — часть процесса. В первую очередь сюда приходят профессиональные охотники за стариной. Они появляются на рынке в первые минуты после открытия. Высматривают и скупают максимально ценные экземпляры. Ещё тут много работников киноиндустрии, которые ищут реквизит для съёмок. Есть дизайнеры, которые подбирают что-то для своих проектов. Остальные — в основном случайные посетители».

 

 

Когда один из продавцов понял, что для туристов мы делаем слишком много фотографий, пришлось признаться, что мы работаем над материалом. Старьёвщик сразу стал прогонять нас от прилавка и требовать удалить снимки, на которых он запечатлён. Публичность местным ни к чему: вряд ли они смогут честно ответить на вопрос, откуда взялись их товары. На блошином рынке всегда нужно быть морально готовым к тому, что понравившиеся предметы могут быть получены нелегальным путём. Система оповещения среди торговцев на рынке работает быстро и без сбоев: сразу после инцидента люди за прилавками, прежде радушно приглашавшие нас, все как один стали говорить, что сами они ничего не знают, а настоящий хозяин товаров временно отошёл по делам. 

 

 Фарфор и подстаканники

 

На рынке много фарфора, в основном Ленинградского фарфорового завода и европейских фабрик. Дарья говорит, что иногда здесь попадаются экземпляры, расписанные вручную, — они ценнее и дороже, но везёт с ними редко. Веду Дарью к продавцу, у которого я присмотрела фарфоровую фигуристку. Фигуристка потеряла пальцы, но оказывается, что при желании их можно восстановить у реставратора — это обойдётся примерно в 800 рублей за пальчик. Цена в 5 тысяч рублей вполне соответствует реальности: «Это фабричная вещь, не претендующая на особую ценность. Произведена была в Восточной Европе, есть клеймо. Именно клеймо подсказывает нам, что вещь — не подделка и не новодел. Такие предметы, как эта фигуристка, подделывать бессмысленно. Она не представляет какой-то особенной ценности, скорее это приятная покупка для интерьера. Можно попробовать сбить цену, давить на то, что требуется реставрация, и покупать, если нравится».

«А вот подстаканник выглядит интересно», — Дарья берёт его в руки и спрашивает у продавца, что это за вещь. Он отвечает, что это серебряный подстаканник царских времён, редкий экземпляр. Без специального оборудования подтвердить подлинность сложно, но Дарья говорит, что, вероятно, продавец не обманывает. Его цена — 10 тысяч рублей: «Такой может стоить даже дороже. У нас осталось очень мало предметов тех времён, они очень ценятся и крайне редко попадаются».

 

 Бронза

 

Приступаем к изучению бронзовых статуэток — их тут много. По словам Дарьи, с ними проще всего обмануться, потому что определить возраст и происхождение непрофессионалу почти невозможно: «Нужно долго учиться и увидеть тысячи оригиналов, чтобы отличить на глаз настоящую ценность от подделки. Так что, если вы пришли за бронзой, лучше покупайте то, что нравится, и старайтесь не переживать из-за аутентичности. Гарантий практически никаких».

 

 Ёлочные игрушки

 

На рынок в Измайлове хорошо приехать перед Новым годом, чтобы присмотреть старые ёлочные игрушки — они появляются всего на пару недель в год. Тут можно найти довоенные ватные экземпляры, потерявшие былой блеск стеклянные игрушки из 1960-х и большое количество ёлочных украшений из 1980-х. Цены начинаются от 50 рублей и доходят до 5 тысяч рублей за игрушку. За небольшой опт дают скидку. Дарья продолжает: «Иногда продавцы такие вдохновенные истории рассказывают про эти вещи. В глубине души понимаешь — врут, но так красиво, что покупаешь историю, а не предмет. За этим на самом деле и стоит приходить на блошиные рынки: за ощущениями и историями, а не за реальными ценностями. Они иногда тут, конечно, тоже попадаются, но это происходит крайне редко. В основном здесь продают ностальгию». 

  

 Что ещё смотреть на рынке

 

К прилавкам с самоварами, проигрывателями для виниловых пластинок и самими пластинками, а также к значкам советских времён и массивной хрустальной посуде — символу мещанского счастья эпохи брежневского застоя — мы почти не подходили. Всё это на рынке есть во внушительных количествах. Такие предметы не подделывают, но цену могут назвать завышенную. 

 

 Итог

 

Отправляться на блошиный рынок за чем-то, что может потянуть на выгодную инвестицию, не имеет смысла. Иногда здесь действительно попадаются редкие ценные предметы, но для того, чтобы их разглядеть, нужно быть хорошим специалистом. Сюда стоит приходить за воспоминаниями и ощущениями — и можно даже ничего не покупать. Достаточно просто посмотреть на вещи, которые напоминают о детстве, о праздновании Нового года у бабушки, которая украшала ёлку настоящими стеклянными игрушками, а оливье подавала в чешском хрустале.