Фотографии

яся фогельгардт

Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живёшь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали, как устроена жизнь в помпезном «Доме с башенками» у Белорусского вокзала в Москве — ярком примере пышного позднесталинского неоклассицизма. Этот дом видел каждый, кто хотя бы раз отправлялся в Шереметьево или возвращался из него на аэроэкспрессе.

 

АРХИТЕКТОРы:
М. Готлиб, Б. Хилькевич

«Дом с башенками»

АДРЕС: Ленинградский проспект, 1

ПОСТРОЙКА: 1953 год

Жильё: 130 квартир, 9 этажей

Денис Ромодин

краевед

 Открывающий Ленинградский проспект девятиэтажный дом удивителен своим ярким декоративным решением, характерным для архитектуры рубежа 1940–1950-х годов. Благодаря этому решению здание называют «Домом с башенками» — и часто складывают легенды о нём: дескать, у Белорусского вокзала должна была появиться ещё одна сталинская высотка. Однако это не так.

Ещё в 1920-е годы участок, на котором стоит здание, был отведён для развития пригородного движения Белорусского вокзала, а поодаль, вдоль Нижней улицы, были построены жилые дома для железнодорожников. Но после окончания войны министерство путей сообщения также решило освоить пространство возле путепровода под жильё — для этого пришлось даже изменить трассировку Нижней улицы, которая сейчас огибает жилой дом.

Авторами проекта выступили архитекторы Мосгипротранса — Михаил Готлиб и Бронислав Хилькевич. Перед ними стояла сложная задача — разместить 130-квартирный дом на тесном участке, ограниченном съездом путепровода и железнодорожными путями с платформой. Они решили отвести первые этажи под нежилые помещения, встроив в них агентство по продаже билетов, пригородные кассы и зал ожидания с выходом на платформу — фактически в дом был встроен вокзал пригородного сообщения.

Кроме того, нужно было решить и архитектурное оформление. Со стороны площади Белорусского вокзала будущую сталинку в любом случае заслоняло эклектичное здание вокзала, выдвинутое до самого путепровода. Да и широкое Ленинградское шоссе, ставшее в 1957 году проспектом, требовало доминанты в разномасштабной застройке магистрали. Поэтому архитекторы решили постройку в виде уступчатого объёма с башенками на высотной части здания, которые сделали дом более лёгким. Башенки также послужили поводом для легенд о том, что дом первоначально должен был стать высоткой. Но это был всего лишь частый и излюбленный архитектурный приём того времени.

Обилие декора также было связано с желанием разгрузить крупное здание с плотной сеткой окон на центральной части корпуса. Кроме того, на центральном фасаде архитекторы разместили крупные окна в эркерах, которых изначально не было в проекте, а в высотной части появились квартиры с более высокими потолками и антресолями под самым карнизом. Фактически над основным корпусом дома разместилось элитарное жильё.

Все работы над зданием были завершены к 1953 году, а всего через пару лет вышло знаменитое Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором была раскритикована пышность позднесталинской неоклассики. Был освобождён от должности главный архитектор Мосгипротранса Алексей Душкин (автор здания «Детского мира» и станций метро «Маяковская», «Кропоткинская»), а про дом № 1 по Ленинградскому шоссе в постановлении написали следующее:

«Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся.

Так, например, в г. Москве в жилых домах по улице Горького (архитектор Жуков), по Можайскому шоссе (архитектор Чечулин), по Ленинградскому шоссе (архитекторы Готлиб и Хилькевич) и в ряде других домов в угоду показному украшательству применены многочисленные колонны, портики, сложные карнизы в другие дорогостоящие детали, придающие домам архаический вид».

В результате здание стало предметом критики в периодике того времени и мишенью для карикатур. Несмотря на это, «дом с башенками» всё же попал в кинематограф в знаменитом фильме «Девушка без адреса» и впоследствии стал неотъемлемой частью ансамбля площади Белорусского вокзала и начала Ленинградского проспекта.

 

 

Однокомнатная квартира

31 м2

Двухкомнатная квартира

60 м2

Трёхкомнатная квартира

77 м2

Четырёхкомнатная квартира

93 м2

 Ксения Куштова, ассистент редакции InStyle: Мы с молодым человеком снимаем квартиру в доме-замке на «Белорусской» уже два года. Владеют жильём в доме довольно состоятельные люди, жилплощадь здесь дорогая, но при этом никого известного или примечательного в соседях за всё это время я не видела.

Все наши окна выходят на Ленинградский проспект, прямо на Тверской путепровод, который хоть и является памятником московского модерна начала прошлого века (построен в 1904 году по проекту инженера И. Струкова, перестроен в 1946 году. — Прим. ред.), но создаёт нам больше всего неудобств. Шумно тут в любое время суток. С закрытыми окнами ещё ничего, можно жить, но если летом приходится открыть окно, то кажется, будто машины несутся прямо по твоей квартире. Когда мы уезжаем в отпуск, то первые несколько дней не можем привыкнуть к тишине и даже плохо спим с непривычки.

А вот вокзала в нашей квартире почти не слышно. Возможно, жильцы того крыла, которое выходит непосредственно на перрон, и наслаждаются всеми объявлениями о прибывающих и отъезжающих поездах, но шум с Ленинградского проспекта всё равно заглушает любые иные звуки. Впрочем, в крыле здания, которое выходит на Нижнюю улицу, совершенно тихо: не слышно ни Ленинградку, ни вокзал. Даже не верится, что это тот же дом. Пыли и грязи в квартире особо нет — может быть потому, что мы живём на пятом этаже и у нас качественные стеклопакеты.

Конечно, Ленинградка — это мрак. В районе путепровода происходит резкое сужение, поэтому на проспекте всегда стоит пробка. Но что поделать? Такая уж у нас градостроительная политика. Хотя радует, что в последнее время площадью у Белорусского вокзала снова стали заниматься и она постепенно обретает приличный вид. Кстати, мимо наших окон каждое 9 Мая проезжает парад. Все собираются смотреть его на мосту, а мы просто открываем окно и наблюдаем с самой удобной точки. Правда, однажды репетиция парада нас здорово напугала: когда ранним утром под твоими окнами проезжают танки, это вызывает не самые приятные чувства.

Квартиры в доме просторные, с высокими потолками и большими окнами. Мы живём в двухкомнатной квартире — обе комнаты большие и хорошей формы. Из интересного в нашей квартире сохранился только мусоропровод в коридоре. Он давно не работал и мы его замуровали. Думаю, похожим образом поступили и все наши соседи. Раньше мы хотели купить собственную квартиру в этом доме и смотрели вариант в другом крыле. Квартира стояла без ремонта, поэтому там сохранились небольшие элементы прежней лепнины.

 

Капитальный ремонт

2042 год

Высота потолка

320 см

Площадь кухни

10 м2

Санузел

раздельный

Некоторые минусы жизни в доме, который стоит практически на вокзале, мы всё-таки наблюдаем. Прямо в доме есть выход на перрон, поэтому в арке, через которую можно с Ленинградки попасть во двор, и в самом дворе постоянно встречаются типичные вокзальные обитатели. Причём закрыть арку, которая стала общественным туалетом, невозможно по соображениям пожарной безопасности: это единственный проход. Но и ходить через неё очень неприятно, а в тёмное время суток так и вовсе страшно.

В самом доме чисто и спокойно. Подъезд довольно ухоженный, и подозрительные люди тут не ошиваются. Консьержей у нас нет: в подъезде для них невозможно оборудовать место. Но каких-то ужасных инцидентов я не припоминаю. Правда, раньше два наших велосипеда долго стояли на общей лестничной клетке. Совсем недавно один из них украли — активно шла реставрация фасада, и дом наводнили рабочие. Теперь мы храним велосипеды в квартире. А просторные лестничные клетки — огромный плюс сталинской архитектуры — пустуют.

Главное преимущество жизни в этом доме — метро и аэроэкспресс в одной минуте, а при желании пешком можно дойти до Кремля. Но на такси доехать быстрее и дешевле, поэтому обычно мы доходим максимум до Белой площади, на которой много хороших кафе и ресторанов. В свободное время мы часто совершаем пробежки до ипподрома и катаемся там на велосипеде — район от «Белорусской» до «Беговой» тихий и довольно приятный.

С магазинами шаговой доступности у нас, как и вообще в центре Москвы, всё плохо. Есть магазинчики на той стороне проспекта и за железной дорогой, но глобально купить продукты тут сложно. Приходится идти в «Азбуку вкуса» на Белой площади или в открывшуюся недавно «Магнолию» у вокзала, но чаще мой молодой человек покупает продукты в супермаркете около своей работы.

Машины у нас нет: она не особенно нужна людям, живущим в одной минуте от метро. Мы пользуемся троллейбусами, метро и такси. Это гораздо удобнее — и не надо решать вопрос с парковкой.

 

Цена двухкомнатной квартиры

17 000 000 рублей1

Аренда двухкомнатной квартиры

70 000 рублей
в месяц2

Источник: ЦИАН (1, 2)