Пару недель назад на Патриарших прудах в магазине подарков появился небольшой отдел с кофе и печеньем навынос — The Marc. Также создатель бренда Александра Шафорост продаёт печенье в Lavkalavka, Ferma At Home, магазинах Vinissimo и ресторанах Grand Cru, а буквально через неделю лакомство появится в универмаге «Цветной». В планах Александры — выставить свою продукцию на полки сетевых супермаркетов («Азбука вкуса», «Глобус Гурмэ»), а затем и вовсе начать продажи в Европе и США.

               
     Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №1.      

Александра ШАФОРОСТ

     
Создатель бренда домашнего печенья
   
 

«Мы хотим доказать, что в России можно сделать и интересные рецепты, и интересную упаковку, и достаточно необычную атмосферу вокруг бренда. Некоторые говорят про нас: „Наконец-то почувствовали какой-то кусочек Европы“. Для нас важно, что это первое российское натуральное печенье, сделаное из качественных ингредиентов и на таком уровне.»    

О ПРОЕКТЕ

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №2.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 
Кулинария

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №3.

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ 

 
Октябрь 2011 года

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №4.

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК 

 
10 000 рублей

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №5.

 

ШТАТ 

 
4 человека

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №6.

 

ПЛОЩАДЬ ЦЕХА 

 
3 кв.м

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №7.


КОНЦЕПЦИЯ 

Александра: После MBA я была банкиром, занималась стратегическим консультированием в области развития бизнеса, от военных самолётов до недвижимости. Идея заняться печеньем пришла после возвращения в Россию, когда я обнаружила у своего ребёнка аллергию на белый сахар — пришлось делать что-то дома самой. Наверное, я просто изначально неплохо готовлю и люблю это делать. Вспомнила печенье, которое готовили в детстве, нашла старые рецепты. Название бренда как раз выходит из этой истории: Marc — это имя моего сына. С другой стороны, от английского слова the landmark — это «что-то значимое», to mark — тоже, когда что-то отмечаешь для себя, берёшь на заметку.

Я готовила печенье, и оно пользовалось всё большим спросом. Начала делать его на заказ, с доставкой. Сейчас открыли первую точку на Патриарших — можно взять чай или кофе с собой, а к ним пару печенек. Есть солёные, с кедровым орехом и зирой. Есть гречневые, с диким мёдом и лимоном. Но самые популярные сейчас — это шоколадные с клюквой и перцем. Ещё мы разработали новую линейку — натуральное печенье, которое будет храниться три месяца и продаваться в премиальных магазинах.

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №8.

 

РЕЦЕПТЫ

Александра:Все рецепты я создавала сама. Сначала не хотела делать овсяное печенье, потому что его достаточно много на рынке и люди привыкли к его классическому вкусу. Но в итоге оставили его в нашей домашней линейке: оно натуральное и не очень сладкое, совсем не магазинное. Главной задачей было сделать печенье с исконно русским вкусом, но при этом чтобы оно было необычным и современным. Поэтому за основу я решила взять гречку. Первые ассоциации с гречкой — здоровье и Россия. Гречка и овсянка — они почти в одной категории, потому что мы привыкли их есть почти каждый день. Я очень много путешествую, поэтому в моих идеях есть определённая подоплёка: что-то похожее ты где-то пробовал или прочитал. Но, безусловно, есть и своё чутьё того, какие ингредиенты хорошо играют друг с другом — это приходит с опытом.

 

ПРОДУКТЫ

Александра:С самого начала мы хотели делать всё максимально из российских продуктов. Но, к сожалению, столкнулись с тем, что они либо не пройдут в будущем биоспецификацию — а мы собираемся сертифицировать печенье как «био», — либо у поставщиков проблемы с постоянством качества. Мы стараемся находить уникальных поставщиков. Для одной линейки нашли дикую бруснику из Сибири, для другой — кедровый орех, он вырос естественным путём, не на плантациях — их просто собирают. Так на порядок дороже, но в ключе философии нашей компании — экологично. Муку мы берём из Алтайского края и Рязани: пшеница, которую там выращивают, абсолютно чистая. 

 

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №10.

КАЖДЫЙ ИНГРЕДИЕНТ, КОТОРЫЙ МЫ СОБИРАЛИ В РОССИИ,МЫ СЕРЬЁЗНО ПРОВЕРЯЛИ НА КАЧЕСТВО. 

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №11.

 

Каждый ингредиент, который мы собирали в России, мы серьёзно проверяли на качество. Но основные ингредиенты в печенье всё-таки не местные. Допустим, для шоколадного печенья мы используем какао и шоколад бельгийской компании Barry Callebaut, у них очень хороший шоколад, они не используют консервантов, ароматизаторов. Вместо обычного сахара берём мавританский тростник. Мы вообще за всё натуральное, что есть в природе, необработанное: неотбеленная мука, нерафинированный сахар, настоящая морская соль, которую мы тоже покупаем (это израильская морская соль).

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №12.

 

ПРОИЗВОДСТВО

Александра:Делать печенье я начинала дома, поэтому нужны были только идеи и материал для разработки рецептов и упаковки. Денег на это ушло совсем немного. Потом начала производить небольшие партии на кухне ресторана друзей, а сейчас арендую маленькую часть кондитерского цеха. По мере роста будем искать большие производственные площади. Сейчас у нас работают четыре человека — два продавца в магазине и два человека, включая меня, которые занимаются всем, от производства до доставки и новых контрактов. Бухгалтерия и юридическое сопровождение проходит вне компании.

 

УПАКОВКА

Александра:Тут мы решили пойти не в какое-нибудь большое агентство, а разместить тендер среди студентов факультетов графического дизайна и фрилансеров. Написали бриф, а сайт Wtpack.ru провёл для нас этот тендер. Было около 40 участников, из которых мы выбрали четырёх финалистов — кто-то был из Беларуси, кто-то из Москвы. Провели с ними финальное интервью, дали свои комментарии к работам, попросили включить ещё какие-то вещи. В итоге выиграла выпускница «Британки». Для пяти разных типов печенья у нас пять иллюстраций на упаковках, но все они в общем стиле.

 

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №16.

МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ПЕЧЕНЬЕ НА ДОМ И В ОФИС, А ТАКЖЕ
ПРОДАЁМ В
 МАГАЗИНЕ НА ПАТРИАРШИХ ПРУДАХ,
НО СКОРО ПОЯВЯТСЯ ЕЩЁ ТОЧКИ.

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №17.

 

У The Marc две основные линейки натурального печенья: «Домашнее», которое хранится 15 дней, и то, что хранится три месяца, — «Marc 100 % натурально». «Домашнее» мы упаковываем в прозрачную упаковку с лыком, а для второй линейки придумали специальные коробки. Внутри печенье разложено в несколько маленьких пакетиков, которые можно бросить в сумку, открыть и съесть, когда захочется. Это удобно, потому что печенье без консервантов, а в большом пакете, если про него забыть, оно испортится через неделю, из-за того что в нём есть сливочное масло.  

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №18.

 

МЕСТА ПРОДАЖИ

Александра: Мы доставляем печенье на дом и в офис, а также продаём в магазине на Патриарших прудах, но скоро появятся ещё точки. Места выбираем тщательно: осматриваем, инспектируем и проверяем, чтобы вокруг была большая концентрация людей. С одной стороны, нужно, чтобы весь ассортимент подходил под нашу идею натурального, высококачественного продукта. С другой — нам не нужны большие площади, нам нужна витрина и небольшое место. Ещё будем продавать печенье в премиальных супермаркетах. Со следующей недели — на «Фермер Базаре» в «Цветном», с остальными ведём переговоры. Даём им попробовать печенье, показываем упаковку, рассказываем концепцию компании.

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №23.

 

ПОДХОД К БИЗНЕСУ

Александра:Мы принципиально никогда не платим никаких взяток, а используем посредников, которые профессионально готовят какой-то пакет документов. Лучше потратить большее количество денег и времени на подготовку документов, но построить бизнес абсолютно чистым, прозрачный, по образцу западного. Так как я американка — корни у меня из Советского Союза, но я очень давно уехала — и раньше работала в западных компаниях, мне сложно делать всё это витиевато, по-русски. С одной стороны, это возмутительно, с другой — страшно, потому что в Америке наказывают за такие вещи, а в России это норма жизни. Нужно найти идеальный баланс для того, чтобы вести бизнес в России.

 

ЭКСПОРТ

Александра: Мы позиционируем печенье The Marc как русское и рассматриваем идею его продажи в Европе и Америке. Зимой я была в США и поделилась идеей с несколькими владельцами продуктовых сетей, они заинтересовались. Это сети, которые специализируются на натуральных продуктах, названия я сказать пока не могу. Интерес к российскому продукту там есть, точно могу сказать. Летом я повезу печенье туда на тестирования. Если в Америке и Европе нам удастся выйти на сотрудничество с большими сетями, то будем организовывать производство там.

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №27.


СОВЕТЫ

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №31. 

 

Найдите тему для бизнеса, которая вам реально интересна, потому что о ней придётся думать 24 часа в сутки в поисках новых знаний и генерируя креативные идеи.

 

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №32. 

 

Не стоит изобретать колесо, лучше изучите опыт похожих заведений и продуктов в США, Европе, Азии, соберите элементы, которые вам нравятся, в единую концепцию для себя.

 

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №33. 

 

Имейте значительный запас денег. Вы потратите в два раза больше, чем рассчитывали, а заработаете, скорее всего, в три раза меньше в самом начале. Бизнес будет постоянно требовать финансовой поддержки, а ещё ведь есть и ваша обычная жизнь и её потребности.

 

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №34. 

 

Не бойтесь! Всё можно решить без взяток и поборов, просто надо уделить внимание деталям и досконально изучить вопросы: от сертификации до бухгалтерии. Нужно хотя бы немного разбираться в юриспруденции, чтобы разговаривать с людьми на профессиональном языке и здраво оценивать риски, требования и стоимость.

 

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №35. 

 

Вовлеките в тестирование идеи как можно больше людей, и не только друзей и родственников, но и случайных прохожих. Мы тестировали упаковку и вкусы в «Зелёном Перекрёстке» и «Цветном», наблюдая за тем, как люди выбирают печенье и как относятся к нашему прототипу.

 

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №36. 

 

Найдите профессионалов в своей нише и, даже если у вас нет средств взять их в команду, возьмите как консультантов или постарайтесь подружиться. Просто за совместным обедом вы сможете узнать много деталей, которые помогут избежать ошибок.

 

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №37.

 

Если вы создаёте, каждая деталь должна быть продумана и быть лучшего качества.

 

Александра Шафорост, создатель бренда домашнего печенья The Marc. Изображение №38.

 

Вы выиграете на синергии духа, избежите многих конфликтов и, возможно, уменьшите текучку кадров.

Фотографии: Оля Эйхенбаум