Выставка Янниса Кунеллиса открылась 26 октября в рамках программы «Специальный гость» IV Московской биеннале. И гость этот действительно особый. Яннис Кунеллис, итальянский художник греческого происхождения, является одним из создателей и главных представителей легендарного направления «Арте повера» — антикоммерческого искусства с критическим социальным подтекстом.

Кунеллис любит работать с поверхностью в качестве отправной точки, будь то бумага, стена, пол или огромные плиты, покрытые железом. Чаще всего в произведениях использует груды угля, кипы непряденной шерсти, старые мешки, обломки деревьев, стальные плиты. А иногда в своих инсталляциях прибегает к помощи людей и животных — в 1969 году в Риме в его произведении участвовали 12 живых лошадей.

Художник явно любит масштаб, инсталляция на «Красном Октябре» не стала исключением. Произведение требовало подготовки, организаторы собирали чёрные пальто, за два месяца — собрали. На полу в шоколадном цехе ровным слоем лежат чёрные поношенные пальто, среди них золотыми островками — вкрапления сломанных духовых инструментов. Инсталляцию разрезают пополам рельсы, на которых стоит детская коляска. Название — S.T.

 

Выставка Уильяма Кентриджа
Ретроспектива мастера перформанса Марины Абрамович

Значения букв художник не объясняет: вероятно, просто sine titulo — «без названия». Но может быть, здесь зашифрован какой-то иной код, обозначение святости например, — тут зрителю представляется поле для размышлений. Сама инсталляция также нагружена большим количеством смыслов и кодов. Что есть эта выброшенная одежда, что случилось с людьми, когда-то носившими её, кто играл на этих инструментах?

 

«Алексей Бродович: от Дягилева до Harper's Bazaar»

Может, это какой-то оркестр призраков, а тела просто испарились, или же напоминание о многострадальных судьбах евреев и холокосте. Рельсы с детской коляской как будто отсылают наше сознание в кинематографу, к режиссёрской работе. Ну или к классической русской литературе, к Чехову, Тургеневу, Гоголю, Достоевскому. Художник не даёт никаких подсказок, только бесконечные поводы к многочисленным размышлениям.