Редакция The Village заметила, что наших читателей интересует не только городская жизнь, мода, еда и планы на выходные. Нередко в нашем комьюнити обсуждают сложные этические проблемы. Мы не оставили это без внимания: теперь The Village отвечает на подобные вопросы с помощью экспертов в области этики, психологии и социологии. В новом выпуске разбираемся, что делать, если вы не верите в бога, но вас попросили стать крёстным. 

   

 Что ответить на просьбу стать крёстным, если вы не верите в бога?. Изображение № 1.

Алексей Уминский

священнослужитель 

Если попросили покрестить ребёнка, а ты не веруешь, делать этого не надо. Если человек не считает себя членом церкви, не воспринимает крещение как таинство и как знак своей личной веры, обряд им совершаться не может. Уже несколько лет существуют церковные правила, согласно которым человек, пришедший крестить ребёнка, сначала должен побеседовать со священником. В случае, если человек неверующий, священник объяснит ему, что крёстным для ребёнка он становиться не может. Всё должно быть по-честному, особенно если это касается веры. 

   

Что ответить на просьбу стать крёстным, если вы не верите в бога?. Изображение № 2.

Владимир Познер

журналист, публично называет себя атеистом 

Всё зависит от того, кто попросил вас покрестить ребёнка. Этот вопрос не имеет однозначного ответа, если он возникает в семье: предположим, вы — жена, атеист, и вас об этом просит верующий муж. Если вы действительно атеист и являетесь противником церкви, вы будете сопротивляться крещению ребёнка. Если ваш муж глубоко верующий, могут возникнуть серьёзные противоречия, которые в конце концов разрушат семью. Если покрестить вашего ребёнка просят родители, ситуация чуть проще: это ваш ребёнок, и решать будете вы.

Если бы меня попросили о крещении ребёнка близкие или знакомые люди, я бы отказался. Я неверующий — следовательно, я не могу стать крёстным. Я уважаю веру, но не разделяю её. Быть крёстным было бы неприлично в отношении самих верующих. 

 

Исследование «Левада-центра» в марте 2015 года в 134 населённых пунктах России среди 1 600 человек показало:

76 %

опрошенных считают себя православными

   

8 %

не относят себя ни к какому вероисповеданию 

   

6 %

назвали себя мусульманами

   

6 %

считают себя атеистами

   

2 %

затруднились с ответом

   

2 % 

причислили себя к католикам, протестантам, иудеям, буддистам и индуистам 

В апреле 2014 года «Левада-центр» выяснил:

70 %

опрошенных соблюдали обычный режим питания во время поста

   

17 %

частично соблюдали пост

   

8 %

постились только в последнюю неделю

   

3 %

полностью соблюдали пост

   

2 %

затруднились с ответом   

Что ответить на просьбу стать крёстным, если вы не верите в бога?. Изображение № 3.

Наталья Зоркая

ведущий научный сотрудник «Левада-центра»

На тему религии, религиозного поведения и отношения к вере существует большое количество исследований. В конце 80-х — начале 90-х к православным себя причисляли всего 19% россиян. В основном это были пожилые малообразованные люди советского времени, которые сохраняли признаки религиозного поведения: например, ходили в церковь. Значительная часть этих людей была крещена именно бабушками и дедушками, а не родителями, так как в советское время часто крестили «на всякий случай».

С 1990-х до 2000-х годов число людей, причисляющих себя к православию, росло, и к концу 2010 года православными себя называли уже 77–78 % опрошенных, что практически равнялось доле русского населения в России. Более детальный анализ этих данных показывает, что основные религиозные постулаты и ценности признавала при этом очень узкая прослойка людей. Для большинства причисление себя к православию не было связано с тем, что они начинали чаще ходить в церковь, разбираться в том, что такое религия и к чему она обязывает. Среди православных регулярно ходят в церковь сейчас всего 14 %. Из этих людей значительная часть не участвует в службе и даже необязательно молится: они просто заходят в храм и ставят свечку.

Доля неверующих с начала 1990-х годов значительно сократилась: сейчас называют себя атеистами всего 6 % опрошенных. При этом среди них есть и те, кто сам крестился, и те, кто крестит своих детей: 33 % атеистов — крещёные. Впрочем, среди них нет никого, кто крестился по собственному желанию: крестили их в основном родители или бабушки и дедушки. 32 % атеистов, несмотря на то, что они неверующие, всё равно крестят своих детей. 

   

Что ответить на просьбу стать крёстным, если вы не верите в бога?. Изображение № 4.

Алексей Скворцов

доцент кафедры этики философского факультета МГУ имени Ломоносова

Этот вопрос в большей степени касается религиозных традиций, чем морального сознания. Если отец и мать ребёнка верующие люди, они не могут просить стать крёстным неверующего человека, тем более атеиста. Также исключается, чтобы крёстным был некрещёный человек, даже если он хорошо относится к религии и считает себя верующим. Согласно христианским воззрениям, слово «крёстный» означает «крёстный отец» или «крёстная мать». Ими могут стать лишь те христиане, которые имеют большой опыт участия в церковной жизни. Считается, что впоследствии они будут наставлять своего духовного сына в христианской вере, следить за его духовным ростом и молиться за него. При обряде таинства крещения крёстный должен произносить за младенца «Символ веры» и быть погружённым в само таинство. Этого не сможет сделать человек, чуждый христианскому вероучению.

Попросить стать крёстным неверующего знакомого могут только те родители, у которых ещё нет опыта христианской жизни и которым в церкви ещё не рассказали о существующих канонах. Но если такая просьба всё же поступила, то атеисту можно честно и при этом дружелюбно сказать, что он не верит в бога и таинства, поэтому не может исполнить эту просьбу. Также этически корректным будет признаться, что он с большим уважением относится к вере своих знакомых, но всё же у него есть собственные убеждения, которые он не желает нарушать. При этом можно мягко напомнить своим знакомым, что церковь запрещает атеисту быть крёстным. А если они не могут найти для совершения таинства верующего, который согласился бы на это, то в церкви им обязательно порекомендуют кого-нибудь из прихожан.

   

Иллюстрация: Настя Григорьева