Общение — неотъемлемая часть нашей жизни, но некоторые разговоры кажутся нам пустыми и неинтересными. The Village узнал у экспертов, как завершить такую беседу, никого не обидев.

   

Как прервать надоевший разговор?. Изображение № 1.

Евгений Осин

доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации

С точки зрения этикета всё ясно: наша задача — прекратить разговор так, чтобы продемонстрировать человеку, что мы его уважаем. Для этого необходимо дождаться удобного момента, вежливо извиниться и выйти из беседы под уместным предлогом. Например: «Прошу прощения, меня уже ждут в другом месте» или «Простите, пожалуйста, мне пора бежать по делам». Мы ни в коем случае не стремимся показать собеседнику, что разговор с ним нам неинтересен, чтобы не обидеть его и сохранить с ним хорошие отношения.

Но с точки зрения психологии всё сложнее. Во-первых, отношения, в которых мы вынуждены что-то изобретать, — чаще всего поверхностные, формальные. В нашей жизни такие отношения — необходимость, но они требуют наших ресурсов, и часто в них нет отдачи. Если подобных поверхностных отношений слишком много, мы страдаем. Поддержку дают только близкие отношения, в которых присутствует достаточный уровень открытости, чтобы можно было честно признаться, что в данный момент нас беспокоит что-то другое, отличающееся от темы разговора. Благодаря запасу доверия, который существует между близкими, люди понимают, что отсутствие интереса к теме разговора не означает отсутствия интереса к собеседнику.

Также стоит задаться вопросом, почему мы вообще ведём с человеком неинтересный нам разговор. Если эта ситуация регулярно повторяется с одним и тем же собеседником, возможно, стоит найти способ вежливо сообщить ему, что нам неинтересен этот разговор, или попытаться перевести его на другие темы. Может быть, человек хочет чего-то, но не может вам сказать об этом? Также стоит задуматься, насколько вы раскрываетесь в общении, сообщаете ли людям о том, что для вас интересно, ценно и важно.

   

Как прервать надоевший разговор?. Изображение № 2.

Андрей Гасан

аспирант кафедры социальной психологии и конфликтологии УдГУ 

Всё зависит от ситуации, в которой вы находитесь, и людей, с которыми вы ведёте беседу. Если речь идёт о родственнике или близком человеке, то приемлемо сказать: «Я устал, давай поговорим об этом позже». Если вы находитесь в деловой обстановке, можно заявить, что этот вопрос не в вашей компетенции: «Я понимаю, что эта тема очень важна для вас, но, к сожалению, я не владею ею в полной мере», — или сослаться на недостаток времени и попросить коллегу прислать вопрос в письме по электронной почте. 

Также вы всегда можете занять проактивную позицию и сами сменить тему на ту, которая будет интересна вам. И, наконец, отлично работают техники активного слушания. Например, когда вы едете в поезде с надоедливым соседом, используйте способы молчаливой поддержки — лёгкие кивки головой и реплики «Угу», «Да-да», «Ммм».

   

Как прервать надоевший разговор?. Изображение № 3.

Гасан Гусейнов

профессор факультета гуманитарных наук и школы филологии, член учёного совета НИУ ВШЭ

Однозначного ответа на этот вопрос, конечно, не существует. И не только потому, что вежливость или хорошие манеры каждый понимает по-своему. Представьте, что вы говорите с близким другом, который сообщает вам что-то, что вас, откровенно говоря, не волнует. Но вы ведь не станете его прерывать, потому что в данный момент важно не содержание разговора, а сам факт общения. Другое дело, когда вам морочат голову, которую хотелось бы освободить для более важных дел. И вот тут каждый может выработать правдоподобную цепочку высказываний, пользуясь которыми можно прервать наскучивший разговор.

Самый вежливый приём — откровенность. Но не полная, а, например, такая: «Дорогой друг, прости меня, но я утратил нить разговора. Мне очень неловко в этом признаваться, но у меня сейчас голова занята одним важным делом, о котором я как раз хотел узнать твоё мнение». И даже если вам не удалось перевести разговор в нужное русло, даже если собеседник обиделся, вы всё же вышли из беседы. Кроме того, вы приобрели дополнительный бонус — в следующий раз зануда скорее всего не станет к вам приставать.

Более трудоёмкий способ — внимательно следить за тем, что говорит собеседник, и в нужный момент встревать с замечаниями, которые демонстрируют вашу начитанность, но имеют косвенное отношение к делу и заставляют человека либо менять тему разговора, либо тон. Если скучный собеседник раздражён и пытается вернуться к своей теме, вы по крайней мере развлечётесь. Но не будем забывать, что иногда разговор кажется скучным просто потому, что мы не понимаем его предмета и ленимся вникнуть в суть дела.

   

Иллюстрация: Настя Григорьева