Разговоры обо всех преимуществах велосипеда как альтернативного вида транспорта обычно затихают с приходом зимы. Тем не менее активисты продолжают устраивать заезды, правда, немногочисленные, а в городе всегда найдётся несколько сотен человек, которые крутят педали круглый год. Петербургская редакция The Village поговорила с любительницей зимнего катания Ольгой о том, что в сугроб падать приятнее, чем на асфальт, какой велосипед и экипировку выбирать для передвижений и можно ли с таким транспортом везде успеть.

 

Кататься я начала в прошлом марте и уже в первые две недели поняла, что велосипед для меня — лучшее средство передвижения. Поэтому с наступлением зимы даже не задумывалась, слезать с него или нет. Правда, как-то раз пришлось всё-таки воспользоваться общественным транспортом. Это было в декабре, когда был жуткий мороз под минус 20 и снег — в такую погоду я ехать, пожалуй, не рискну. В остальное время я езжу каждый день уже почти целый год.

Личный опыт: Как ездить на велосипеде зимой?. Изображение № 1.

 

Сложности

Я не вижу никаких преград, чтобы кататься зимой. Единственный ощутимый минус зимнего велокатания — холод, но здесь всё зависит от одежды. Мёрзнут в первую очередь лицо, колени и руки, поэтому нужно обязательно обзавестись тёплыми перчатками, большим тёплым шарфом и шапкой, которую можно натянуть на лоб. Желательно купить бордерские перчатки и штаны. Если ветер слишком сильно дует в лицо, можно просто снизить скорость. Я иногда беру с собой тёплый термос, на случай если очень замёрзну. 

На мой взгляд, зимой в Питере кататься намного удобнее: нет дождя и слякоти, меньше пешеходов, а это большой плюс! Из-за не самой лучшей дорожной инфраструктуры иногда приходится ездить по тротуарам. Крайняя правая полоса, предназначенная в том числе и для велосипедистов, всегда обделена в плане уборки — там скапливается всё, что счищают с дорог, а припаркованные машины только усложняют ситуацию.

 

 

 

зимой падать не так травматично: ты в пуховике,
а снег смягчает удар

 

 

 

Ещё одна сложность — плохое сцепление колёс с дорогой, но никакой зимней резины я не использую. Просто нужно быть осторожной на льду — находить места, где есть асфальт. В случае чего можно выбраться на полосу общественного транспорта. В снегопад ездить тоже непросто: если городские службы не успевают убирать снег, нужно искать протоптанные тропинки.

Зимой больше пробок, и во время транспортного коллапса после снегопада многие машины прижимались к правому краю дороги, чего обычно не происходит. Никто ведь не думает о велосипедистах, и в такие моменты найти дорогу становится в разы сложнее.

Не скажу, что ездить на велосипеде опасно. За ползимы я упала всего два раза, и то не слишком травматично: ты в пуховике, а снег смягчает удар. Лето в этом плане опаснее. Кстати, летом и людей неадекватных больше. Как-то на дороге я чуть не столкнулась с пьяным мужиком, по пути он упал и чуть меня не скинул с велика, изображая лежачего полицейского. Зимой намного спокойнее, хотя один раз на меня напал бомж.

 

Преимущества 

Несмотря на всё это, велосипед для меня — спасительное средство передвижения. По сравнению с маршруткой и даже машиной доехать от места до места получается намного быстрее, особенно учитывая зимние пробки. Когда температура ну очень низкая, я доезжаю на велосипеде до метро и оставляю его где-нибудь во дворах. Мне нравится, что постоянно чувствуешь себя бодрым. А вот в общественном транспорте, наоборот, грех не уснуть.

В Петербурге поездка — это ещё и культурный велотур. Я живу на Галерной и по пути на Васильевский остров проезжаю несколько красивых набережных и мостов.

Почти никто не догадывается, что езда на велосипеде — это сильная экономия на обуви. Порой купить новый велик дешевле, чем новую пару хороших зимних сапог, особенно учитывая историю с солью на дорогах Петербурга. Многие думают, что зимой ездить грязно, но это не так. Главное, чтобы были крылья над колёсами — и этого будет достаточно, чтобы не запачкаться. 

 

Велосипед и экипировка

Личный опыт: Как ездить на велосипеде зимой?. Изображение № 2.

Сейчас многие гонятся за дорогими хипстерскими моделями, но, по мне, дешёвые велики — это самый ходовой вариант зимой. Их не страшно оставить в парадной не пристёгивая, особенно зимой, когда они точно никому не нужны. Сейчас у меня два велосипеда на все сезоны. Один спортивный — у него хорошее сцепление с дорогой и на нём удобнее ездить по заснеженным улицам. Но так как он недешевый, стараюсь пользоваться им реже: после засыпанных солью дорог каждый день приходится мыть все механизмы. В противном случае придётся постоянно менять детали. Специально для ежедневных зимних поездок я купила на Avito простецкий «Стелс» за 3 000 рублей и не парюсь по поводу его эксплуатации. Его вообще не жалко: можно не чистить, оставлять без присмотра, а если украдут, будет не так обидно. Специальной экипировки, кроме тёплых вещей, не нужно.

 

Единомышленники

Очень мало людей катаются в Питере зимой. На людных трассах типа Невского проспекта иногда встречаешь кого-то, но такого, как летом, не бывает. Многие боятся ездить на длинные дистанции: можно просто замёрзнуть. Но можно ведь ездить до метро, а там оставлять велосипед.

Если бы было больше примеров, наверняка люди стали бы кататься и зимой. Прохожие реагируют по-доброму, некоторые начинают даже болтать со мной. В отличие от автомобилистов — те сигналят и часто не пропускают. Главное, не ездить по тротуарам, а соблюдать правила передвижения на двухколёсном транспорте — как зимой, так и летом.

 

 Фотографии: Дима Цыренщиков