Два года назад несколько друзей и владельцев ресторанов в Хельсинки поняли, что невозможно устали от бюрократии: для работы заведения нужны бесконечные лицензии, бумажки и разрешения. Поняли и начали мечтать: вот бы любой желающий мог хотя бы на один день открыть свой ресторан, в любом месте и с любым меню. Инициатива была быстро подхвачена в группе на Facebook, и уже в мае 2011 года молодым людям удалось организовать первый «День ресторанов». Теперь фестиваль стал международным, для желающих участвовать и просто любопытных работает сайт и мобильное приложение. По просьбе The Village Лера Швец поговорила с Патриком Лупински, который представляет и продвигает «День ресторанов» в Нью-Йорке.

 

Личный опыт: Как провести «Ресторанный день» в своём городе. Изображение № 1.

Патрик Лупински

дизайнер, управляющий директор агентства Seiden & Friends, работал для компаний T-Mobile, Crown Royal и др.

 

Что такое «День ресторанов»

Четыре раза в год по всему миру участники проекта открывают свои квартиры, расстилают полотенца на бульварных лавочках, выносят пледы на солнце в парки, устанавливают столы на катке или просто распахивают окна и кормят гостей. Выбор места и меню зависят от фантазии и желания ресторатора. Даты проведения вывешиваются в группе на Facebook и на официальном сайте. Присоединиться, зарегистрировать свой однодневный ресторан и тем самым пригласить гостей может любой желающий в любой точке мира.

Я уверен, что «День ресторанов» кардинально отличается от остальных уличных фестивалей еды. Он постоянно меняется, обрастает идеями и историями, он очень личный, он про вас и про ваших соседей. Здесь важны не столько еда и способ её приготовления, сколько стоящая за ней история, хозяин, её приготовивший. Мне кажется, помимо первоначальной идеи — избежать хоть на один день бумажной волокиты и бюрократии, есть и более широкая, социальная подоплёка. Нам хочется сделать людей и города более открытыми, атмосферу — более дружелюбной. Я, к примеру, живу в 22-этажном доме и не знаю никого из своих соседей. Это актуально для любого большого города. Быть может, именно этот фестиваль поможет нам всем стать более открытыми.

 

 В фестивале принимают участие: 

Личный опыт: Как провести «Ресторанный день» в своём городе. Изображение № 2.

698

участников

Личный опыт: Как провести «Ресторанный день» в своём городе. Изображение № 3.

131

город

Личный опыт: Как провести «Ресторанный день» в своём городе. Изображение № 4.

25

стран

 

Как привезти фестиваль в город

Первым делом я создал группу на Facebook, посвящённую «Дню ресторанов» в Нью-Йорке. Мне важно было рассказать про фестиваль, представить его жителям города и показать, чем он отличается от остальных. Главная трудность, с которой я столкнулся, — в Нью-Йорке слишком много всего происходит. Из фестивалей у нас есть и Restaurant Week, и San Gennaro, и еженедельные рынки фермерской продукции. И конечно, при такой конкуренции тяжело сразу привлечь большое количество людей.

Личный опыт: Как провести «Ресторанный день» в своём городе. Изображение № 5.

Вторая трудность — настоящие рестораны, пытающиеся пропиариться за счёт нашего сайта и приложения. А на сайте, как вы уже поняли, вывешивается список мест в округе, которые участвуют в «Дне ресторанов». Многие заведения пытались вклиниться в этот лист и привлечь посетителей. Но ведь фестиваль совсем не про них. Поэтому все подобные случаи нужно было отслеживать и удалять. Ещё приходилось удалять рестораны, которые несли в себе определённую политическую или религиозную пропаганду: как бы вам ни хотелось открыть «Сэндвичи для Обамы», к сожалению, мы не об этом.

Во всём процессе основную роль играют постоянный пиар, общение с людьми, продвижение идеи. Я бы начал с совместной работы с сообществами кулинаров, с кулинарных курсов и им подобных. Это аналогично созданию массовой общественной организации. Поэтому важно что-то делать самому. Не просто рассказать про прекрасный фестиваль, но и подать пример и самому взять и открыть на день свой ресторан.

 

Как организовать ресторан

Личный опыт: Как провести «Ресторанный день» в своём городе. Изображение № 12.

Есть три ступени во всём организационном процессе: определиться с местом и меню, зарегистрироваться на сайте и поделиться информацией в социальных сетях. И главное, помнить, что весь проект создан не ради денег. Речь идёт не о материальной прибыли, а о создании и развитии сообщества на базе вашего города или района, о встрече с людьми с похожими представлениями о культуре жизни, о новых начинаниях, которые обязательно возникнут благодаря этому. 

В первый «День ресторанов» в Нью-Йорке, который прошёл осенью прошлого года, я также решил открыть ресторан в своей квартире. Мне очень повезло: тогда в городе были проездом друзья из Финляндии. Они помогли составить меню и организовать пространство. Место я назвал You Got it, Dude по цитате из старого американского ситкома. Гостей мы угощали традиционным финским гороховым супом со свининой и выпечкой из пекарни хороших знакомых. Из напитков был скандинавский глогг. Получилась весёлая кулинарная вечеринка. Мы не брали денег с гостей, желающие могли оставить чаевые. Фестиваль проходил через месяц после урагана Сэнди, и всю выручку я отдал в фонд помощи жертвам катастрофы.

Секрет успеха — всё задокументировать, сфотографировать и поделиться с окружающими. Люди должны убедиться, что проект реальный, что всё возможно сделать своими руками. Придумайте оригинальное название и историю, пригласите гостей, будьте открытыми и креативными.

 

Как договориться с городом

Личный опыт: Как провести «Ресторанный день» в своём городе. Изображение № 17.

В один из фестивалей в Хельсинки организаторам пришлось заплатить штраф, потому что гостей угощали алкоголем в общественном месте. С тех пор они советуют хозяевам импровизированных ресторанов воздержаться от крепких напитков. Но это тяжело проконтролировать, когда фестиваль проходит по всему городу.

Суть фестиваля состоит в том, чтобы накормить гостей без специальных на то разрешений и лицензий. Поэтому я призываю всегда принимать исключительно чаевые, не устанавливать определённый размер оплаты, чтобы избежать дальнейших разбирательств с налогами. Я также прошу не предлагать гостям алкоголь, если ресторан не на территории вашей квартиры, а, к примеру, в городском парке. Это одна из тех историй, когда проще попросить прощения, чем разрешения.

У самой идеи есть и критики. Когда на работе я рассказывал про идею Дня ресторанов, многие коллеги, в основном старшего возраста, удивлялись и говорили, что не смогли бы пустить к себе в квартиру незнакомых людей. Но это, в общем, нормально: есть же такие люди, которым всё всегда не нравится. А есть люди со схожими интересами и идеями.

 

Зачем надо продолжать

Личный опыт: Как провести «Ресторанный день» в своём городе. Изображение № 25.

Во-первых, «День ресторанов» открывает новые кулинарные тренды. Вы приходите в гости к корейцам, а у них на заднем дворе играет мексиканская музыка, разгуливает кто-то в костюме мариачи, всех угощают корейскими тако. Или чай какой-то новый пробуете в соседней квартире — я вот попробовал из смолы, противная, правду сказать, штука. Но из Хельсинки я всё же ярче всего запомнил маленькое место, в котором девушка угощала супом по бабушкиному рецепту и рассказывала гостям историю её жизни.

17 февраля в Нью-Йорке прошёл очередной «День ресторанов», в основном угощали замысловатыми сэндвичами и закусками. До фьюжн-уровня Хельсинки пока далеко, здесь фестиваль ещё не настолько популярен, как в Северной Европе. Зато он важен для поддержания сети обмена знаниями. Это новая платформа для формирования творческой атмосферы и доверия между горожанами. Один из хороших примеров — полноценный барбекю-ресторан в Хельсинки, открытый общими усилиями двух режиссёров после участия в нашем фестивале. Ну и самое главное, «День ресторанов» помогает многим людям осуществить свою мечту хотя бы на один день. Люди фактически захватывают городское пространство и используют его для реализации своих идей. Совместными усилиями за один день удаётся накормить гостей и познакомиться с новыми людьми, узнать свой город лучше. Это важно и нужно каждому из нас.

 

Текст: Лера Швец

Фотографии: Roy Bäckström  for Restaurant Day