Идея

Наблюдая за ростом своего ребёнка, я стала обращать внимание на то, как он познаёт окружающий мир. Как соотносит звуки и слова с формами и предметами. Со временем это переросло в полноценную идею создания образовательной среды на основе изображений. Я подумала, как здорово было бы, например, превратить стены детского сада в ненавязчивую информационную плоскость, которая бы помогала детям учиться и познавать мир. 

 

Детский сад

С детскими садами у нас в стране проблема — это известно всем. Поэтому после рождения ребёнка мы встали в очередь в несколько учреждений сразу. Правда, когда подошло время, ни в одно из них не попали. Но нам предложили место, куда можно было записаться хоть сейчас. Очереди не было, что меня немало удивило. Попыталась найти какие-то отзывы или информацию в интернете — ничего. Пошла туда с направлением из чистого любопытства: выяснилось, что он открылся совсем недавно, его переделали из школы, а после ремонта ещё пахло краской. Встретилась с заведующей, отдала направление. И тут неожиданно для самой себя выпалила: «А давайте я вам детский сад распишу?» 

Личный опыт: Как превратить детский сад в центр развития ребёнка. Изображение № 1.

 

Условия

Заведующая, как подобает сотруднику госучреждения, удивилась и сразу отказалась: денег нет. Я объяснила, что не требую оплаты, и тут случилось чудо: женщина уточнила, умею ли я вообще рисовать, и приняла моё предложение. 

 

  

мы Договорились,
что если результат не понравится, попросту всё закрашу,
как будто ничего и не было

  

 

Со стороны администрации поступило только две просьбы: оформить музыкальный зал максимально нейтрально, чтобы рисунки на стенах не мешали художественному оформлению к праздникам, и уместить где-то космический пейзаж, так как сад готовился ко дню открытых дверей на космическую тематику. В целях экономии времени мы решили не делать наброски. Договорились, что если результат не понравится, попросту всё закрашу, как будто ничего и не было.

 

Работа

Никто меня не подгонял и не просил успеть в срок. Я взялась за оформление в августе и закончила в апреле. Работа заняла порядка 50 дней, просто приходилось делать перерыв, пока болел ребёнок.

После ремонта в детском саду осталось 60 литров белой водоэмульсионной краски — на её основе с помощью колеров смешивали все необходимые цвета. Мне даже дали деньги на концентрированные пигменты, кисти, валики и пару маркеров. Это всё, что потребовалось для работы.

Перед началом пришлось прочитать уйму литературы по нормам и требованиям к оформлению таких учреждений. Детский сад — сложный объект, тут есть ряд ограничений по использованию определённых типов краски, плотности рисунка, использованию цветов, например агрессивных. Поэтому группы, в которых ребята проводят основную часть времени, мы не стали оформлять, а вот административный коридор и лестницы оказались вполне пригодными. В здании всего три этажа, и они были слабо связаны между собой. На первых двух располагались детские группы и музыкальный зал, на третьем — кабинеты администрации. Дети по нескольку раз в день поднимаются по всем лестницам, проходят по длинному коридору на третьем этаже, спускаются. 

 

Сюжеты

В коридоре решено было рисовать Солнечную систему во всю стену. Пришлось потрудиться со смешиванием красок правильных цветов и изучением книг по астрономии. На моём рабочем эскизе вообще был Плутон, я даже не знала, что его лишили статуса планеты. «Космос» занял половину коридора на третьем этаже, другую стену расписали подводным пейзажем, а вход в лифт стилизовали под космический корабль. После окончания художественных работ в садик с плановой проверкой пришёл пожарный инспектор, увидел нарисованные на панно детали космолёта и всерьёз подумал, что это схема подключения лифта.

Идея добавить второй слой, нарисованный ультрафиолетовыми красками и видимый лишь при определённом освещении, пришла случайно: моему другу на работе заказали нечто подобное. А я взяла технику на заметку. 

 

  

Кроны, плоды и листья я рисовала так, чтобы ребёнок видел
и запоминал, а потом мог узнать дерево на улице

  

 

Стены музыкального зала мы перекрасили в нежно-голубой цвет и нарисовали на них белые облака в форме животных. Этот ненавязчивый сюжет, во-первых, соответствовал требованию руководства сада, во-вторых, подходил к белому фортепьяно и стульям.

Лестницы украсили деревьями — плодово-фруктовыми и привычными для нашего климата лиственными. Формы крон, плодов и листьев я рисовала так, чтобы ребёнок видел и запоминал, соотнося те или иные признаки деревьев с названиями. Мог назвать дерево, запомнить, а потом узнать его на улице. 

Изначально была идея подписать рисунки — названия растений, животных. Но мне напомнили, что обучение чтению не входит в программу детского сада. Кроме того, опять вставал вопрос соответствия нормам шрифтов, разрешённых к использованию на стенах. Потому от этой идеи решили отказаться. Я подписала только созвездия, но не столько для детей, сколько для воспитателей, чтобы они сами не запутались.

Личный опыт: Как превратить детский сад в центр развития ребёнка. Изображение № 9.

 

Сложности и последствия

Большинство родителей не верили в искренность этой истории. Сотрудники тоже. Кто-то думал, что я студентка и защищаю диплом. Да и все остальные варианты подразумевали получение мной какой-то выгоды. Это смешно. Хотя, да, я сделала более весёлым место, в котором мой ребёнок проводит много времени. Наверное, в какой-то мере я действительно сделала всё это для себя.

За девять месяцев работы над проектом я стала местным приведением в чёрном халате: пила чай с методистами, подружилась с охранниками. Все стали очень дружелюбными. Шутили, беспокоились, комментировали, переживали, не ночую ли я здесь, ведь работы очень много.

Дети, напротив, вдохновляли и придавали сил. Мы очень редко с ними встречались, но когда они проходили в музыкальный зал группой в 15 человек и наперебой кричали: «Здравствуйте! Здравствуйте! Как красиво! Интересно как!» — это, конечно, тонизировало.

Сейчас, закончив проект, я по-прежнему считаю, что это отличная идея и реализовывать её можно и нужно разными способами. Мой метод не единственный, и даже уверена: не самый лучший. Мне бы хотелось, чтобы люди подхватили идею обучения детей в раннем возрасте именно таким, более системным подходом.

На днях мне в комментариях в ЖЖ врач-реаниматолог написал, что пошёл в детский сад дочери расписывать беседку. Если тот, кто каждый день спасает жизни, способен потратить своё свободное время таким образом, то каждый из нас тоже может что-то сделать. 

Около

10 000

рублей потрачено
на материалы

  

130

кв. метров — рабочая площадь

  

650 000

рублей — потенциальная стоимость работы
(в случае, если приглашать наёмных рабочих)

  

 

Фоторграфии: Дима Цыренщиков