Дизайн-студия Estrorama Андрея Будько и проект «Местная еда» Насти Колесниковой попытались переосмыслить понятие ярмарки выходного дня. Они создали Городской маркет еды, предоставив возможность начинающим кафе и местным производителям еды показать себя широкой публике. Из Городского маркета еды уже выросло несколько кафе. При этом сам проект постепенно меняется. Если первые две ярмарки прошли в парке Горького среди подготовленной публики, то третий маркет в минувшие выходные неожиданно провели на заброшенной парковке в Соколе. Настя Колесникова и Андрей Будько рассказали The Village о том, как они двигают Городской маркет еды в спальные районы Москвы и как хотят изменить ярмарки выходного дня. 

Личный опыт: Ярмарка выходного дня по-новому. Изображение № 1.

Настя Колесникова

создатель проекта «Местная еда»

Личный опыт: Ярмарка выходного дня по-новому. Изображение № 2.

Андрей Будько

создатель дизайн-бюро Estrorama

  

 

Еда

Настя: Пару лет назад у меня был магазин «Место» на Китай-городе — хороший, с молодыми марками одежды и небольшим кафе. Но мне пришлось его закрыть: аренда стала неподъёмной. Я всё думала о том, как много людей, у которых классные мысли, но которые не могут реализовать себя, потому что аренда гигантская. Они открываются, заваливаются и закрываются. Или вообще не решаются. Я подумала: было бы круто сделать такое пространство, где люди могли бы протестировать свою идею: открыть на месяц магазинчик, кафе.

Как раз начался бум еды, и я подумала, что открыть кафе — самая живая тема. Открыть магазин на месяц — этого времени не хватит, чтобы понять, как пойдёт дело. А для кафе этого достаточно: ты уже видишь, кто приходит, кто не приходит. Правда, было понятно, что никакой спонсор не даст мне на такой проект денег, и я решила начать с двухдневного фестиваля с той самой идеей. Я взялась искать площадку, почти договорилась с «Красным Октябрём», но в последний момент они просто поменяли решение и отказали нам.

Одновременно я развивала нашу страничку в Facebook, писала о молодых ребятах, которые делают интересные проекты и мечтают открыть кафе. Это стало превращаться в платформу и сообщество. После Нового года я оставила идею с полноценным кафе, куда на месяц кто-то въезжает, и стала думать о маркете еды.

Главная проблема была в том, что застройка, сооружение какой-то площадки на открытом воздухе — это очень дорого. И для инди-проектов вроде Steak & Cake это неподъёмно. Они могут поставить какие-то дешёвые палатки, но тогда это будет а-ля барахолка. А нужно же товар лицом показать. И в этом мы пересеклись с Андреем.

 

Палатки

Андрей: Позапрошлой зимой мы делали каток на «Флаконе». Придумали специальные бочки-стулья, оформили всё красиво и недорого. После того как каток закрылся, у нас осталась переносная площадка: стулья, лавки, стол для пинг-понга. Мы мечтали сделать проект переносного парка. Эта площадка могла бы переезжать с места на место, мы могли бы устраивать в разных частях города какие-то события. Но в Москве нами особо никто не заинтересовался, зато пригласили в Польшу. И всё прошлое лето мы с нашей площадкой колесили там по стране. Нам удалось сделать очень интересные проекты: например, там надо было организовать территорию в прибрежном порту, такой променад из игр — за часть этой площадки отвечали мы. В Москве мы тоже общались и с ДК «ЗИЛ», и с парком Горького, но никаких проектов так и не реализовали.

Тему фестиваля еды мы обсуждали с Настей давно. Однажды я предложил попробовать сделать передвижной рынок выходного дня, который можно возить по Москве. 

Вот люди приезжают из Европы и часто говорят: «О! Я видел там такой рынок за углом». А у нас есть ярмарки выходного дня, но про них так не говорят. И мы захотели сделать выдержанный в одном стиле рынок. Мы это назвали Городским маркетом еды — это имя собственное, потому что слово «рынок» или «ярмарка» не совсем нам подходили: всё-таки у нас нет пока на прилавках кучи продуктов.

Личный опыт: Ярмарка выходного дня по-новому. Изображение № 4.

Я предложил Насте застройку, которая была бы не очень дорогой, которую не трудно монтировать и перевозить. При этом мы участников тщательно отбираем. У нас не может появиться компания, которая торгует австрийскими деликатесами. Мы берём начинающих ребят, которые хотят открыть своё кафе либо у которых есть интересная идея в основе их кафе. Или тех, кто производит местные продукты. Хотя иногда нам пишут: «Здравствуйте, я владелец таких-то ресторанов. Как можно в вашем городе приобрести ваш ларёк?»

При этом для меня было важно, чтобы всё это происходило не в центре, а за пределами Третьего транспортного, как раз за углом, чтобы люди могли выйти за молоком и наткнуться на нас. 

 

Парк Горького и заброшенная стоянка

Настя: Первые маркеты мы провели в парке Горького, потому что так сложилось. Я давно вела с ними переговоры, и однажды они мне позвонили и сказали: вам нужна была площадка, сможете тогда-то? Андрей даже сначала не хотел туда идти, но потом мы решили, что такие центровые проекты помогут нам: мы сможем на них заработать и привлечь аудиторию, чтобы потом идти в районы. Второй маркет мы тоже провели там. А потом стало понятно, что надо набираться смелости и идти в районы. Хотя страшно было очень! Я внутренне готовилась к тому, что просижу на этом маркете в Соколе весь день в одиночестве и буду одна есть всю эту еду. 

Самый сложный вопрос, с площадкой, решился у нас, как ни странно, проще всего. Свой первый маркет вне пределов Бульварного мы провели на огромной парковке бизнес-центра. С владельцами я познакомилась случайно, ещё когда искала себе площадку для фестиваля. Какие-то знакомые дали мне тогда контакты управляющей компании, я приехала туда, походила, подумала: «О, не близко» — и отложила на время этот вопрос. Но с директором мы связь не потеряли.

Когда встал вопрос, где провести следующий маркет, мы вспомнили про неё. Мы пришли к ним и сказали: так-то и так-то, хотим то-то. Нам сказали на это: выбирайте, какое место нравится. И всё.

Личный опыт: Ярмарка выходного дня по-новому. Изображение № 19.

То есть мы совершенно случайно натолкнулись на прекрасных прогрессивных людей, у которых очень слаженная команда. Они с нас даже денег за аренду не взяли.

 

Хипстерская карта

Андрей: Дальше встал вопрос привлечения людей: приедут ли друзья из Facebook? Как привлечь местных? Нашли газету «Мой район», написали туда, подумали, что надо написать в местное сообщество «Сокол Аэропорт» в Facebook, оно достаточно крупное.

Стали рисовать афиши, сделали их, а потом поняли, что рисуем так, будто мы их собираемся разместить на Look At Me. Пришлось упрощать: всякие стрелочки, красивые вензеля убрали, «pop-up» заменили «временным».

Нарисовали карту — и та же проблема. Я по этой карте попытался встретиться здесь с двумя людьми: не созваниваемся, вот карта, я вас тут жду. И ни с одним не встретился. Один повернул не в ту арку, другой вообще не разобрался, куда идти, — карту тоже, получается, нарисовали для себя.

Параллельно началась ещё интересная история: на маркете в парке Горького у нас было 40 участников, а вот в Сокол пойти захотели не все — в последнюю неделю мы стали получать письма: кто-то уезжает, у кого-то день рождения. Некоторые написали прямо: «Мы не уверены в трафике. Мы подождём Пикника „Афиши“, там поучаствуем». Но нашлись смелые ребята.

Сами мы успокаивали себя тем, что даже если сюда никто не придёт из покупателей, то можно просто сделать отличную вечеринку на 40 человек, которые повеселятся во дворе в хорошую погоду.

 

Бабушкин обед

Настя: Мы давно хотели делать на маркетах социальные проекты.. Сначала я написала в Facebook, в ту же группу района Сокол, что-то вроде: «Друзья, в рамках маркета еды мы хотели бы пригласить одиноких стариков  вашего района на благотворительный общий обед. Если рядом с вами живёт какая-то одинокая старушка, то помогите ей добраться до места или просто расскажите, что будет большой обед».

Когда я написала про это, в группе, видимо, сидели злобные тролли, которые начали: «Что за фигня? Собянинская пропаганда! Вы сами не можете всё устроить? Мы вам должны привозить стариков!» Я ужасно расстроилась, начала им рассказывать что-то про добрососедство, перепугалась: зачем это всё делать, это никому не надо... Я же их просила — просто расскажите, есть ли одинокие бабушки в районе, мы сами их привезём, если надо. Нам очень хотелось запустить социальную историю, когда горожане сами в этом участвуют. Но не получилось.

И мы пошли другим путём — через управу, хотя нас предупреждали, что с управой лучше не связываться. Мы им позвонили, рассказали идею, сказали, что хотим пригласить бабушек на обед, но не знаем, где их искать. К нашему удивлению, они сказали, что помогут, и кинули трубку. Больше на наши звонки не отвечали.

В час дня, к назначенному времени обеда, сюда потянулись бабушки. В руках они держали талончики, на которых так и было написано «Талон на бесплатную еду», кто-то зажимал в руках два талона.

 

Талоны на еду

Андрей: Мы не понимали вначале, что за талоны. Говорили: не надо никаких талонов, вы садитесь. «Как не надо талонов? Что, всё отменяется?» — «Да ничего не отменяется, мы рады вас видеть». Первые две приходят — мы рады вас видеть, приходят ещё две и ещё. Всего около тридцати — все разом.

Личный опыт: Ярмарка выходного дня по-новому. Изображение № 33.

Мы же даже подготовиться не успели. Усадили их за стол, начали им носить разной еды, а они всё быстро съедают, одному досталось, другому не досталось. Я побежал покупать бананы, соки. Кто-то начал возмущаться: «А нас обещали покормить. А дайте лимонад, а я хочу вон тот плов».

Милые старики — они же скромные, а есть нескромные и требовательные. Нам совершенно не жаль купить лишние бананы или приготовить плов, просто очень грустно, что мы не успели как следует всё организовать и получилось так, с талонами на еду. Даже за одним столом все сидеть не захотели, кто-то начал отделяться: пожилые люди же часто бывают конфликтными. В итоге пошёл дождь, и все старики разбежались.

Но мы получили, конечно, очень интересный опыт и от этой идеи не откажемся. У нас есть знакомые с кулинарным проектом, их там 30−40 человек. Мы решили, что будем покупать им продукты, а они будут показывать бабушкам-дедушкам, как готовить, и потом их кормить, не срывая работу маркета.

 

О планах

Настя: Почти все наши участники подходили к нам после мероприятия и говорили, что сегодня было круче, чем в парке Горького, если не по количеству посетителей, то по атмосфере. Всё-таки, когда проводишь мероприятие так, как мечтал, без компромиссов, то и отдача другая.

Следующие наши мероприятия — экспериментальный маркет на «Стрелке» и Пикник «Афиши». Это, конечно, не заброшенная стоянка в промзоне, но для наших ребят это очень важно. А ещё мы ведём переговоры с муниципальным депутатом из Печатников Максимом Мотиным — он вроде как приглашал нас к себе в район, непонятно только, сможет ли он помочь с площадкой, подключением к электросетям и разными согласованиями.

Андрей: Ещё недавно мы написали в Facebook обращение к Сергею Капкову. Всё-таки я не оставляю надежду соединить наш формат с форматом ярмарки выходного дня. Чтобы бабушки с зеленью, продавцы помидоров стояли в наших красивых деревянных палатках, чтобы играла музыка, развевались белые флажки, стояли разноцветные мусорки. Ведь именно о таких ярмарках мы рассказываем друг другу, когда возвращаемся из Европы. А ведь это не так сложно — наша команда из пяти человек смогла же. 

Фотография обложки: Лена Стребкова

Фотографии в посте: Лена Стребкова, Варвара Лозенко