Полгода назад в рунете появилась научно-популярная программа «Всё как у зверей» с обаятельной девушкой и разнообразными представителями фауны (вроде богомолов, мадагаскарских тараканов и хомяков) в роли ведущих. Краткая версия концепции звучит так: передача о том, в кого люди такие. Видеоблог оказался настолько востребованным, что на прошлой неделе создателям проекта позвонили из Московского зоопарка и предложили любую помощь в организации съёмок — пространство, животных, архивы, литературу и научных консультантов. The Village поговорил с автором «Всё как у зверей» Евгенией Тимоновой о том, легко ли делать в России научно-популярный видеоподкаст, чем люди похожи на животных и как сделать образование развлечением.

 

 

Личный опыт: Как сделать собственное «В мире животных» из подручных материалов. Изображение № 1.

Евгения Тимонова

автор и ведущая «Всё как у зверей»

 

  

Как всё началось 

В детстве я постоянно таскала из леса и зоомагазина домой разных животных. А друзей, наоборот, таскала в лес и зоопарк. Животные у меня жили, а друзья меня слушали. Про каждого зверя я могла что-то рассказать.  

Количество пересечений и параллелей мира животных с миром людей бесконечно. В биологии можно найти рифму к абсолютно любому человеческому феномену. Это меня всю жизнь восхищает и вдохновляет. Я с третьего класса знала, что буду биологом.

Я поступила на биофак, но на третьем курсе на лабах по анатомии позвоночных, когда нужно было вскрывать мышей и лягушек, поняла, что я не биолог, а натуралист. Я ушла с биофака и поступила на филфак, который благополучно окончила. Ну а дальше через ступеньку журналистики пришла в рекламный креатив, где и работала десять с лишним лет до благополучного в нём полного разочарования.  

 

  

Мы чувствуем себя послами рок-н-ролла в неритмичной стране

  

 

Реклама всё-таки очень бессмысленное занятие, и в какой-то момент зарабатывать деньги ради денег становится невыносимо. И тогда мои друзья, которых я таскала по зоопаркам, видя, как я чешу репу в поисках потерянного смысла, сказали: «Иди на телевидение и делай программу о животных. Почему мы одни должны это слушать?» 

И вот тут мне показалось, что смысл где-то рядом. Но невозможно прийти на телек с улицы и сказать «Здравствуйте, я новый Николай Дроздов».  

Я пожаловалась на это своему другу, стратегическому директору голландского рекламного агентства Сергею Фененко, который тогда прилетел в Москву читать курс интерактивного маркетинга. А ему нельзя просто так взять и пожаловаться: он тут же начинает разрабатывать план, что нужно изменить. И вот так за столиком в кафе на Сретенке мы придумали экранизировать одну мою смешную колонку про льва-мудака и сделать из неё пилот программы о том, в кого люди такие. И вот с ней уже прийти на телек.   

Идея передачи простая, но бездонная: биологические причины человеческих феноменов. Первый выпуск набрал несколько десятков тысяч просмотров и огромное количество перепостов. Причём реакция была полярной: либо хохот и восторг, либо возмущение и негодование. 

Потом мы решили, что одного выпуска маловато, надо сделать пул из трёх-четырёх и вот тогда уже идти свататься на телевидение. Полетели в Минск к нашим друзьям, студии Street Beat, и там с оператором Мишей Кашканом и режиссёром монтажа Митей Соркиным сняли ещё парочку. 

В процессе работы стало понятно, что мы не готовимся куда-то идти, а уже идём. Что я уже вполне настоящий сценарист и ведущий, а Сергей — вполне настоящий режиссёр. Что у нас уже оформившаяся программа со своим форматом и своим зрителем. И это очень крутые формат и зритель. В англоязычном интернете  научно-популярные видеоподкасты собирают миллионную аудиторию и зарабатывают вполне приличные деньги. У нас же пока этой дорогой мало кто ходит. А на тех, кто ходит, смотрят с надеждой, но настороженно. Так что мы чувствуем себя немного послами рок-н-ролла в неритмичной стране. C одной стороны, круто, мы первые. С другой — ну и как сделать это своей работой, а не хобби после работы? Тем более что работу в рекламе месяц назад я наконец бросила и занимаюсь исключительно зверями. Хотя они пока что не кормят, а только греют.

 

О производстве и монетизации

Название, логотип, заставка, стиль программы и всякие фишки типа животного-ведущего — всё придумалось само собой. Чтобы показать максимум интересного за минимум времени, а ещё не быть привязанными к конкретной студии, решили снимать на хромакее и ставить на фон видео. Материалы берём на YouTube по правилам добросовестного использования для образовательных программ. Животные-ведущие обычно мои или друзей. Количество зверей у друзей не бесконечно, но теперь, когда нас взял под крыло Московский зоопарк, думаю, с ведущими у нас проблемы не будет.

 

  

Люди были страшно оскорблены тем фактом, что им вменяют происхождение от приматов

  

 

Поскольку режиссёру приходится летать на съёмки из Европы, снимаем за раз пул из двух-трёх программ. Технику купили сами, студию арендуем за свои. Новые программы выходят раз в две недели, в перспективе планируем выпускать еженедельно. На чьи деньги это будет делаться, по-прежнему на собственные или мы получим какой-то источник финансирования, например, продадимся на телевидение или в крупный интернет-проект, впишемся в рекламную кампанию, найдём спонсора, что-то ещё — пока не ясно. 

 

О продвижении 

Мы не особо суетились с продажей себя и какой-то специальной раскруткой. Всё получается само собой. Одни добрые люди сделали нам страницу «ВКонтакте», другие размещают нас в своих пабликах, друзья в Facebook постоянно делятся нашими программами. Всё само растёт.

А вот когда мы начинаем специально себя куда-то пристраивать, получаются пустые хлопоты. Мир как бы говорит: ребятки, не отвлекайтесь. Делайте, что должны, и всё будет. Сами придут и сами всё предложат. 

 

О реакции и миссии 

Самая феерическая реакция была, конечно, на выпуск про льва. Нам даже disclaimer пришлось повесить «Содержит элементы, способные оскорбить чувства людей, лишённых самоиронии. При первых симптомах раздражения немедленно прекратите просмотр». Каких только извращённых форм феминизма и проблем в личной жизни мне не приписывали.

Когда выпуск про верветок попал в «Одноклассники», в комментариях началось что-то немыслимое. Люди были страшно оскорблены тем фактом, что им вменяют происхождение от приматов. Очень возмущались. «Всем давно известно, что люди произошли от людей! Найдены останки человека, который древнее всех обезьян! Я прочитала в газете!» Я сначала смеялась, а потом перестала. Что случилось с этими людьми, откуда у них такая чудовищная дыра на месте самого элементарного образования и здравого смысла? В школе же вроде все учились, своих детей в школу водят. 

Общая неосведомлённость в биологии и, как следствие, отсутствие ощущения связи, родства с живым и животным миром проявляется у многих. И это грустно.  Мне кажется, изолированность от природы и, следовательно, от собственной природы делает человека гораздо беднее и несчастнее, чем он мог бы быть. Хочется как-то наладить эту связь, чтобы люди услышали своих глубинных животных. Когда ты в растерянности чешешь в затылке — это привет от недоумевающего хомячка. Когда у тебя начинается икота, это тебе подмигивает твой внутренний головастик, разработавший судорожное сжатие диафрагмы, чтобы закрывать лёгкие под водой. 

Мне кажется, что счастье — это когда ты перестаёшь чувствовать границу между собой и остальным миром. Когда ты счастлив, ты не осознаёшь своего «я», ты ощущаешь себя частью всего. Показать бесконечное родство всех со всеми — это, наверное, и есть миссия «Всё как у зверей».  

 

О выборе тем

Обычно читаешь про какое-нибудь животное или смотришь на него и вдруг понимаешь, что это про отношения, про наши проблемы и заморочки, про какие-то социальные штуки, про государство, про средства массовой информации и так далее.  

В процессе подготовки от каждого сценария появляется ещё несколько идей. Сначала мы думали, что самыми популярными будут сексуально-провокационные темы. Но оказалось, что самым популярным после льва стал сложный, неаппетитный и абсолютно несексуальный выпуск про паразитарное нейропрограммирование — это был очень приятный сюрприз. Людям действительно интересны глубокие и неожиданные мысли. Поэтому мы планируем развиваться в сторону усложнения контента. 

 

О перспективах и будущем проекта 

Конечно, мы мечтаем, чтобы нас прибрало BBC или NG со своими потрясающими съёмочными возможностями, забросило куда-нибудь в Коста-Рику и заказало цикл программ. Но пока BBC и NG молчат, мы думаем о том, что было бы здорово сделать пул научно-популярных каналов схожего с «Всё как у зверей» формата. О работе мозга, психологии, искусстве, литературе, физике, химии, экономике и прочем устройстве мира образованного человека.

Ниша авторских передач с интересным контентом на русском языке пустует. И нам кажется, что мы нащупали хорошо работающий формат: образовательная программа для тех, кто любит развлекательные программы, и развлекательная программа для тех, кто любит образовательные.

  

 

Фотография обложки: elPadawan