Поездка из Петербурга в Москву — рутинное перемещение, которое мало у кого ассоциируется с настоящим путешествием. Некоторые велосипедисты ради спортивного интереса преодолевают его на скорость — но почти никто не отправляется в поездку ради того, чтобы посмотреть, как живёт страна между двумя её главными городами. По просьбе The Village участник такого путешествия Максим Поляков рассказал о своих передвижениях и составил инструкцию для тех, кто планирует нечто похожее. 

 

Как добраться из Петербурга в Москву на велосипеде. Изображение № 1.

Максим Поляков

журналист

   

Современный транспорт по большей части похож на телепорт, который перемещает человека из пункта А в пункт В, и по возможности изолирует от внешней среды. Преодолевать пространство мы научились, а понимать? Мне была интересна как раз внешняя среда, хотелось понять, как устроена жизнь вне мегаполисов и соединяющих их автомагистралей. Поэтому я выбрал велосипед. Кто-то считает его архаикой, кто-то, напротив, называет транспортом XXI века. Но дело не в том, какое место ему отводят, а в том, какой спектр возможностей он открывает. Он поможет проехать там, куда на машине даже не подумаешь сунуться. При этом велосипедисту по плечу расстояния, о которых пешеходу не стоит и мечтать. На нём ты не чувствуешь себя оторванным от окружающей действительности. 

МАРШРУТ

Петербург — Москва

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Эдуард Крылов, Максим Поляков

В ПУТИ

7 дней

РАССТОЯНИЕ

100 —140 км в день, всего 880 км

   

Мы отправились в путешествие вдвоём с другом Эдуардом Крыловым. Кроме двух велосипедов, нагруженных нашими пожитками, имелось острое желание миновать основные автомагистрали и при этом уложиться в одну неделю. Маршрут проходит по четырём областям: Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской. И это не только географическое деление. Это четыре эпизода, каждый со своим настроением, своими декорациями и своими уроками. 

 

Багаж, ночёвки, еда

Кроме базового набора личных вещей, мы взяли с собой палатку, спальные мешки, газовую горелку и вообще всё, что нужно для автономных ночёвок. Буквально с первого дня пришли к выводу, что лучше всего ночевать либо в деревнях, либо в их окрестностях. Это связано не только с необходимостью достать воду, но и с тем, что деревни обычно расположены на сухих, ровных, возвышенных местах, а придорожная местность в большинстве случаев болотиста и малопригодна для комфортного ночлега. Кстати, дважды мы останавливались в хостелах, хотя и не планировали этого изначально, — в Великом Новгороде и в Твери. Уже оказавшись в городе к вечеру, глупо было выбираться из него и ночевать где придётся. В хостелах за умеренную плату (400 рублей) можно постирать вещи, зарядить телефоны, полноценно отдохнуть. Судя по публике, они весьма популярны не только у российских, но и у иностранных туристов. 

Как добраться из Петербурга в Москву на велосипеде. Изображение № 2.

Еду мы почти не брали. Маршрут устроен так, что ежедневно проезжаешь через города или сёла, где есть магазины. Продукты можно купить практически на любом участке пути. Минимального запаса на один день и одну ночёвку вполне хватит для того, чтобы не беспокоиться о содержимом своего желудка. 

В отличие от продуктовых, велосипедные магазины в глубинке редкость. Поэтому дорожный набор инструментов, запасные камеры и детали, которые могут выйти из строя, стоит брать с собой. На въезде в Новгород у одного из велосипедов не выдержал багажник — сломался узел крепления. Часа полтора пришлось потратить на то, чтобы в полевых условиях придумать альтернативу этому креплению. Уже в Новгороде мы разыскали веломагазин и магазин крепёжной фурнитуры и пополнили наш ремнабор некоторыми деталями для подстраховки. 

 

Маршрут и дороги

Качество дорог оказалось одним из самых непредсказуемых факторов путешествия. Изначально мы планировали ехать только по асфальту либо, в крайнем случае, по хорошо укатанным грунтовкам. Но, как оказалось, хороший асфальт — это либо сильно в объезд, либо монотонные, забитые автотранспортом магистрали. А хорошая грунтовка может очень быстро стать плохим, труднопроходимым направлением. Хороший асфальт, разбитый асфальт, просёлочная укатанная дорога, бетонные плиты, гравийка, дорога, мощёная булыжником, песчаная дорога, болотная затопленная дорога — это далеко не полный набор покрытий, по которым нам довелось проехать. Самым сложным — и по ориентированию, и по проходимости — стал участок Валдайского заповедника в районе границы Новгородской и Тверской областей.

Как добраться из Петербурга в Москву на велосипеде. Изображение № 3.

Наверняка можно найти более оптимальный путь, заранее продумав всю нитку маршрута, располагая свежей информацией и имея в запасе время для манёвров. Наш маршрут вырисовывался уже в процессе путешествия. Главными путеводителями были «Атлас автодорог России», описания с сайта Veloguide.ru и интуиция, которая порой заводила в тупик, передавая эстафету здравому смыслу. Если смысл переставал быть здравым, на выручку приходили местные жители. 

 

Утро выплёвывает нас из мегаполиса вместе с волной грузовых фур и несущихся легковушек, оставляет за спиной колонны многоэтажек и выстроенных по струнам проспектов. А к вечеру, 140 километров спустя, велосипеды нервно трясутся по выбоинам единственной в деревне Кремено улицы. Улица эта, мощённая булыжником, давно разъехавшимся и поросшим травой, упирается в болота. Аккуратный ряд домов последним оплотом человеческого выстроился вдоль реки Кременки. 

Как добраться из Петербурга в Москву на велосипеде. Изображение № 4.

 

Между утренним и вечерним полюсом вместились пригороды Петербурга с повышенной концентрацией истории, провинциальные посёлки, где никто никуда не спешит, садоводства и дачи, сёла, окружённые заборами елового леса, лугами и топями. В селе Мины казалось, что дорога хранит следы от артобстрелов Великой Отечественной, а название села Чаща ничего хорошего не предвещало, и это следовало бы учесть перед тем, как ступить на эфемерную лесную тропу, пересекающую заболоченные разливы реки Оредеж. 

Может, это удача, но за всё время путешествия нам не встретилось ни одного плохого человека. Если в Ленинградской и Московской областях велотурист не редкость и местные жители не особо удивляются, то в Новгородской и Тверской области, особенно в отдалённых от основных магистралей районах, наше появление вызывало любопытство. Часто жители сёл сами окликали нас, интересовались, каким ветром сюда занесло, удивлялись. С охотой рассказывали о состоянии дороги, об интересных вещах, связанных с местностью, могли порекомендовать, где встать на ночлег и где набрать воды, иногда такие советы заканчивались тем, что мы разбивали палатку во дворе рассказчика и у него же разживались водой. Если обращаешься к человеку с просьбой, то важно в первую очередь эффектно преподнести себя и рассказать о масштабах путешествия. Например, фраза о том, что мы едем из Петербурга в Москву, мгновенно располагала человека и вызывала уважение к нам. Кроме того, стоит рассказывать о трудностях, делиться планами и не стесняться просить совета — это вносит в жизнь людей, живущих далеко от цивилизации, разнообразие и делает их как бы твоими соучастниками. Такой человек с удовольствием поможет решить возникшие вопросы и очень облегчит жизнь. 

 

На границе Ленинградской и Новгородской областей количество асфальта на дорогах стремится к нулю, зато много своих сюрпризов. Например, разрушенная церковь XVI века у села Мошковые Поляны: стены красного кирпича, заросли борщевика в два человеческих роста, угадывается колокольня, а изнутри кое-где можно увидеть лики святых, написанные в незапамятные времена. Леса начинают чередоваться с полями и луговинами, а в голове вертится одно слово — «Русь». 

К вечеру второго дня мы оказываемся в Великом Новгороде. Дома коренасты и приземисты, монастыри и церкви выбелены. Здесь из озера Ильмень вытекает река Волхов, на берегу этой реки — кремль, внутри — парк. 

Новгород стоит на северном берегу озера Ильмень. За день мы огибаем это озеро-море, по пути ещё раз убедившись в том, что самое интересное спрятано в стороне от основных трасс. Раздолбанная дорога приводит в село Коростень. И оказывается, что это ничем не примечательное с первого взгляда место корнями своими глубоко вросло в русскую историю. Старушка, вышедшая из ворот дома, не только угощает красной смородиной, но и успевает провести небольшую экскурсию:

«Обратите внимание на лабазы кирпичные — это ещё аракчеевские! И на дворец — он очень старинный, Александр I строил. Это его гостевой дворец был. Считается памятником архитектуры, но сейчас заброшен. А за селом обязательно наберите воды в святом источнике и умойтесь ею».

Сразу за селом на высоком северном берегу Ильменя мы встаём на ночёвку. В поле зверобоя, где не видно даже палатки.

Как добраться из Петербурга в Москву на велосипеде. Изображение № 5.

 

От озера Ильмень и городка Старая Русса, с которого, по слухам, Достоевский писал Скотопригоньевск из «Братьев Карамазовых» и который сохранил провинциальную вневременность, мы забираем на восток, к Валдайской возвышенности. Через валдайские леса наш маршрут спускается на юг, к озеру Селигер. На второстепенных дорогах, даже обозначенных на карте, асфальта нет. Они похожи на пунктирную линию, промежутки которой заполнены водой из ручьёв и болот. Изредка попадаются деревни, от которых, кроме названий, мало что осталось. Въезжаешь в какое-нибудь Елисеево, и оказывается, что это с десяток брошенных изб с выбитыми от ветра и непогоды окнами, провисшими крышами и кучками мусора: игрушки, цветастая одежда, старые газеты. Грустно, жутко и тихо. И лес.

Порой встречаются старые разрушенные церкви, похожие на затонувшие корабли, зарастающие кораллами и морскими полипами. Да и вообще всё вокруг напоминает зелёный лесной океан, живущий по своим законам. 

Как добраться из Петербурга в Москву на велосипеде. Изображение № 8.

 

Медведь, вылезший из высокой травы и вставший на задние лапы, смотрится здесь органичнее двух велосипедистов, остервенело крутящих педали. К чести медведя и к нашему счастью, встреча заканчивается лишь кратким визуальным знакомством. Зверь явно не настроен связываться с непонятными существами, дребезжащими на кочках и что-то орущими друг другу. 

Кроме медведя, мы не встретили ни одного дикого животного. Дорога через Валдайский национальный парк была покрыта кабаньими следами, но с животными мы, к счастью, не пересекались, а оленей увидели лишь на дорожных знаках, обозначающих их присутствие. Кто действительно доставил нам массу проблем, так это комары. В один из вечеров в кипящую на горелке воду их нападало так много, что вместо задуманного чая варево больше походило на мясной суп. Лучший способ избежать массовой комариной атаки — это выбирать для ночёвки открытые, продуваемые места. Все прочие методы — репелленты, «вонючки» и «дымелки» — не очень действенны.

 

Селигер огибаем вдоль западного берега. По сути это целая система озёр. Дорога здесь уверенная и наезженная, хоть и песчаная. Это совсем не лучший вариант для велосипедиста, но разве у нас есть выбор? Открытые просторы способствуют бодрости духа, но ещё больше этой бодрости способствуют деревни, в которых живут люди. Несмотря на то, что первую половину следующего дня у нас отняла отвратительного качества грунтовка, а вторую, до Осташкова, — разбитый асфальт, где-то здесь обозначилось возвращение в человеческий мир.

 

Как добраться из Петербурга в Москву на велосипеде. Изображение № 10.

 

Валдай — это «издалека долго», потому что отсюда небольшими ручьями, которые путаются под колёсами наших велосипедов, начинает своё течение река Волга. В Твери эту реку мы пересекаем уже по большому автомобильному мосту. Здесь нитка маршрута, который задуман в обход трассы М10, уводит на левый берег. Сегодня Волгу придётся пересечь ещё раз, но уже на пароме. К нему выводит последний неасфальтированный участок нашего путешествия. 25 километров песчаного просёлка, потрепавшего нервы нам и нашим велосипедам, — и вот мы уже плывём всё по той же Волге — из Юрьево-Девичье в Конаково. Вечер. Ждём парома у ещё одной переправы — через канал имени Москвы. Это граница Московской области и остальной России. И особенно явно это чувствуется в Дубне — знаменитом наукограде, который расположился на противоположенной стороне канала. Кажется, велосипеды, отвыкшие от качественного асфальта, с трудом верят в свалившееся на них счастье, отчего разок завозят нас совсем не в ту часть города. Тихие районы, интеллигентно вылизанные улицы, пышные клумбы, почтенного вида люди гуляют по тротуарам. 

 

Альтернативный транспорт

Несколько раз мы воспользовались железнодорожным транспортом. Так, например, у села Кремено, где разливы затопили единственную лесную дорогу, нам пришлось вернуться километров на 10 обратно и сесть на электричку. Несколько остановок на электричке помогли обогнуть злосчастный болотистый участок. В противном случае пришлось бы совершать объезд в один ходовой день — это в наши платы точно не входило. На подъезде к Москве надоело вжиматься в обочину в надежде не попасть под лавину машин, возвращающихся после загородных выходных в столицу. Поэтому в Дмитрове мы не раздумывая воспользовались электричкой, которая довезла до Белорусского вокзала. На других участках пути, в случае если необходимо сократить путешествие, можно рассчитывать либо на автобусы, либо на редкие электрички и поезда. Для этого желательно заранее изучить расписание.

 

День на исходе, колёса шуршат по непривычно пустой Тверской. Она отчего-то напоминает Невский в то утро понедельника, когда мы стартовали. И будто всё ещё впереди — дорога, люди, болота, медведи. А наш путь замкнулся. 

Как добраться из Петербурга в Москву на велосипеде. Изображение № 12.

 

Итоги

Семи дней для такого маршрута мало. Мы проезжали от 100 до 140 километров в день, в зависимости от состояния дороги. При таком темпе не получалось уделять много внимания всему встреченному на пути. По-хорошему, нужно закладывать две недели, а то и больше. Потому как ехать по этим местам хочется не спеша: всматриваться в окружающее, задерживаться в городах, изучать достопримечательности и памятники прошлого. Ведь эта территория — по сути срез всей русской истории от древнерусских княжеств до институтов ядерной физики. Здесь и путь «из варяг в греки», и петровские дворцы, и бои Великой Отечественной, и соцреализм, и много ещё чего. 

Как добраться из Петербурга в Москву на велосипеде. Изображение № 14.

В плане комфорта это точно не вариант для семейного путешествия. Дороги, по которым мы проехали, не похожи на оборудованные, наезженные маршруты, готовые принять толпы велопаломников. Кажется, что пока это удел тех, кто любит приключения и готов соприкоснуться с разными сторонами России. 

   

фотографии: Оскар КарлинАня Галатонова