Год назад петербуржец Александр Бабицкий выучился на шкипера и вместе с другом Алексеем Ганджевым отправился в своё первое путешествие на парусной яхте. Так появился проект Sofa Sailors: теперь его основатели регулярно набирают на яхты пассажиров, которым нравится нестандартный отдых, и пытаются его монетизировать. О том, как зарабатывать, путешествуя на Канарские острова, The Village поговорил с Алексеем Ганджевым. 

 

 

Как зарабатывать, путешествуя на парусной яхте. Изображение № 1.

Алексей Ганджев

создатель Sofa Sailors

 

   

В Sofa Sailors нас двое: у меня есть партнёр Александр Бабицкий, мы с ним на равных. Он первый стал шкипером, и это была его идея — выйти в море. Потом он втянул и меня в своё дело.

У меня есть свой бизнес — магазин лонгбордов и профессионального оборудования для них. Кроме того, я работаю страшим преподавателем в роллер-школе RollerPride. Александр до некоторого времени занимался недвижимостью. Сейчас он сосредоточился на Sofa Sailors и по ночам ради развлечения работает барменом в баре Apteka у наших друзей. Мы познакомились с ним давно, когда я пришёл администратором в его первый клуб «Цыпа» на Коломенской улице. 

Как зарабатывать, путешествуя на парусной яхте. Изображение № 2.

Началось всё в прошлом году. Александр прошёл долгое, нудное, дорогое обучение в одной из шкиперских школ Петербурга, съездил на практику в Хорватию и Норвегию и решил развивать яхтенный туризм у нас. Для начала отправились из Хорватии в Венецию и обратно. В путешествие пригласили знакомых — нужно было на ком-то откатать яхту и провести испытания. За несколько дней до старта Александр запаниковал. Понял, какой объём ответственности на него валится. Обучение в школах шкиперов на 90 процентов отличается от практики. Учишься уже потом, в процессе, и объём знаний, который нужно получать самостоятельно, огромен. И он попросил меня, своего давнего друга, поехать с ним. Правда, я на тот момент не умел ничего и никогда в жизни не плавал на яхтах.

 

О трудностях и опасностях

Первая поездка была кошмаром. Каждая швартовка — стресс: яхту нужно филигранно завести на место, поставить, ни обо что не ударить. Сложнее только космический корабль. Яхта просто так не останавливается, просто так не набирает скорость, она реагирует на все течения, ветра. Мы боялись мелей, постоянно орали друг на друга и пассажиров, потом мирились. Помните книгу «Иванов и Рабинович, или Ай гоу ту Хайфа!», где два полных лоха на яхте по Чёрному морю идут в Израиль? Мы выглядели примерно так же.

 

Если видишь шторм — не надо молиться богу. Надо брать рифы
и после этого молиться богу

 

Интересные случаи начали происходить потом, когда мы осмелели. На Канарских островах мы зашли в марину (яхтенный порт), о которой ничего не знали. У нас огромная яхта в 56 футов, а места для неё нет. Мы встали на стоянку для очень маленьких яхт, решили передохнуть. А когда начали выходить, яхта на полном ходу попёрла в лодки, которые стоят напротив. Чудом мы не въехали на них, а аккуратно и плавненько легли бортом. Ситуация казалась безвыходной: дует сильный привальный ветер, мы внатяг примотаны мурингом (специальная верёвка для швартовки судна). Повылезали все, кто живёт на яхтах, помогли нам.

В Норвегии мы попали в шторм. Правда, это было больше удовольствие для туристов, которые ни разу не были на больших волнах. Все сидели бледные, пристёгнутые к яхте. Тогда мы уже более-менее знали, что делать.

Есть несколько основных вещей, которым учит море: принимать чёткое направленное решение — если ты ошибёшься, ты попал; применять весь объём знаний, предвидя результат. Если видишь шторм — не надо молиться богу. Надо брать рифы, и после этого молиться богу. Это вещи, которые лично меня изменили. Ещё появляется всякая мелкая дисциплинированность — вставать по утрам, когда не хочется, использовать вещи экономно. Это очень серьёзная школа.

 

Пассажиры и направления

Каждый раз мы берём яхту в аренду в том регионе, где будем ходить. Стоит это по-разному, цены очень легко узнать в интернете. Туристу поездка обходится в 450–1 500 евро в зависимости от региона и времени года. До места отплытия пассажиры добираются сами, на самолёте или машине. 

Мы не продаём туры, а предлагаем поучаствовать в аренде яхты. В эту сумму входит также еда, яхтенные сборы, наша шкиперская зарплата. У нас нет строгих обязательств, люди прекрасно понимают, что они отвечают за себя сами.

На судне есть определённые правила. Днём, во время переходов, запрещено употреблять крепкие алкогольные напитки. К сожалению, с друзьями сложно регулировать этот момент, но в большинстве случаев удаётся. Еду закупаем таким образом, чтобы можно было три раза в день плотно поесть на яхте. Нет никаких изысков: макароны, каши, мясо и овощи, специи. Если вы хотите что-то дополнительно, возьмите это с собой.

Мы сейчас двигаемся к получению лицензии от Международной яхтенной тренинговой ассоциации для того, чтобы учить шкиперов

Мы предпочитаем совмещать экзотику с доступностью. Наши региональные предпочтения — это Средиземное море, где действительно можно интересно походить на яхте и развлечься на берегу, Атлантический океан, в частности Канарские острова, — это огромный ветер, волны, акулы, киты. Есть, например, Турция, Хорватия и другие регионы, которые битком набиты русским яхтсменами. Мы туда ходить не любим. Всего за год мы совершили десять поездок. 

На суше мы проводим чуть ли не больше времени, чем в переходах. Часто останавливаемся в интересных местах: можно искупаться, половить рыбу, полюбоваться красотами, пообедать на якоре. Во второй половине дня мы приходим в марину или на якорную стоянку. Тот, кто хочет, идёт на сушу — гулять по барам, ресторанам, местным достопримечательностям или бродить по диким местам. Мы продвигаем определённую независимость: это не корпоративный отдых, и не обязательно всем проводить вечера вместе. Ночуют люди на яхте, то есть фактически на воде. 

Нам до сих пор везло с пассажирами, и в наши экипажи попадали вменяемые люди. Большинство их них — наши знакомые, и мы знаем, чего от них ожидать. Были случаи, когда мы отказывали человеку, который приносил деньги, потому что не хотели видеть его на яхте. 

 

Как формируется экипаж

Шкипер может управлять яхтой в одиночку. Но поскольку мы не хотим превращать путешествие в рабский труд на галерах, то запустили проект «Школа старпомов». Мы бесплатно берём на яхту человека, который физически и психологически подходит под наши параметры. И всячески им помыкаем. Он должен делать обед, мыть яхту, помогать её швартовать и заниматься всем тем, что скажет шкипер. При этом на него будут орать. Но многие идут с удовольствием, потому что мы учим их бесплатно. В конце они получат сертификат International Crew, который является необходимой ступенью для получения сертификата шкипера. На мой взгляд, это честный обмен. 

Как зарабатывать, путешествуя на парусной яхте. Изображение № 5.

Старпом должен уметь отжаться 15–20 раз, должен быть дисциплинированным, стрессоустойчивым и готовым без раздумий выполнять команды. Если поход лёгкий, то можем взять и девушку, а если экипаж целиком состоит из девушек, то мы, конечно, возьмём мужчину, потому что он единственный, кто сможет помочь швартовать яхту в сложной ситуации. 

Мы ходим на двух яхтах, на одному шкиперу на каждой. Если ни у кого из экипажа нет шкиперской лицензии, то яхту приходится арендовать со шкипером, который берёт за услуги по 200–250 евро в день. Мы просим вдвое меньше, ищем яхты на грани низкого и высокого сезона — когда они только-только упали в цене, выбираем удачные регионы. Поэтому остаёмся в категории бюджетных круизов. 

 

Планы на будущее

Сейчас Sofa Sailors хорошо монетизируется. Мы готовим новый сайт и несколько спецпроектов. Например, хотим приглашать опытных экспертов штормования, которые провели бы лекции и мастер-классы для будущих членов экипажа. А затем выехать куда-то во время штормов, провести длинные переходы между атлантическими островами, подготовиться к трансатлантике. Кроме того, мы сняли передачу о яхтинге и будем предлагать её кабельным каналам. 

Двигаемся к получению лицензии от Международной яхтенной тренинговой ассоциации для того, чтобы учить шкиперов. Сейчас мы можем учить только так называемых International Crew — членов яхтенной команды, уже выдали несколько сертификатов. Но делать это своей профильной работой не хотим.

   

Фотографии: Vk.com/sofasailors