Полтора года назад в центре Петербурга открылся небольшой IT-бар «Ключ», позиционировавший себя как первый клуб для гиков в России. В нём проводили лекции по веб-дизайну и системному администрированию, устраивали чемпионаты по игре в приставки и пытались растанцевать смурных IT-специалистов. 

«Ключ» стал первым и долгое время оставался единственным в России «компьютерным баром». Недавно владельцы перезапустили проект, заняв в более просторное помещение: предыдущее перестало вмещать всех желающих. The Village поговорил с владелицами «Ключа» о том, как создать место для сходок фанатов постапокалиптических вселенных, кодеров и любителей электронной музыки. 

IT-бар «Ключ»

Бар-ресторан, ночной клуб
и лекторий

   

Адрес: Конюшенная площадь, 2

 

АИДА: Мы так или иначе всегда были связаны с IT-сферой. Я закончила УГАТУ по специальности «математик-программист» и пошла работать HR в консалтинг. Переехав в Москву, занималась тем же для крупной айтишной компании Luxoft. Хантила топ-менеджеров для «Яндекса», «Мейл.ру» и «РБК». Таня из Нижнего. Занималась front-end’ом и вёрсткой на фрилансе. Переехав в Москву, продолжила зарабатывать на жизнь вебом, а по вечерам устраивала мероприятия и вечеринки с электронной музыкой.

ТАНЯ: Устав от Москвы, мы спонтанно решили переехать в Петербург. Часто можно услышать, что тут у каждого второго появляется мечта открыть свой бар. Мы никогда об этом не думали, но, как ни странно, уже через месяц вплотную начали заниматься именно этим. Нашли помещение, затеяли ремонт и параллельно начали готовить публику онлайн и планировать лекции и мастер-классы.

 

 

Первый опыт

 

Аида: Хотелось сделать небольшой и уютный ламповый IT-барчик с вечеринками. Не просто место, куда можно прийти и выпить, а что-то близкое нам по духу. Мы не равнялись на гиковские бары — фаблабы и хакспейсы, места вроде Hacker Dojo в Кремниевой долине. Там преимущественно образовалка и собирается такая же тусовка. Мы же попытались объединить в одном месте всё то, чем увлекаемся сами: цифровое искусство, электронную музыку, лекции и мастерские, замешав всё это на IT-тусовке. Но, честно говоря, в маленьком помещении первого «Ключа» это особо не удалось: приходило слишком много людей.

Таня: Помещение совсем не соответствовало нашему формату. Трудно было реализовать даже минимум. Это был подвал жилого дома. Мы не могли обустроить нормальную кухню, маленькая площадь и низкие потолки не позволяли вместить всех желающих, и практически сразу люди начали тусоваться на улице, перед входом. КГИОПовский дом с рядом ограничений и обилием соседей ограничивал выбор музыки и её громкость — на нас писали жалобы куда только могли. И все инстанции города у нас побывали. Изначально мы делали серьёзную звукоизоляцию, но, судя по всему, не помогала и она.

 

 

Аида: Проект обошёлся нам необоснованно дорого во многом из-за выбранного помещения и отсутствия опыта. Раздолбанный подвал требовал суперкапитального ремонта — на стройку мы потратили порядка 1 200 000 рублей и ещё 500 000 на оборудование бара, технику и интерьер. Общая стоимость первого, маленького, «Ключа» перевалила за два миллиона.

Теперь мы подбирали специально помещение в нежилой зоне, определённого размера и назначения

 

Были моменты, которые мы упустили, — и это вышло нам боком. Например, мы почти не заморачивались по пожарке, и очень зря. Тут была тяп-ляп сделана автоматическая противопожарная сигнализация, там не были учтены требования по безопасности: как двери должны открываться, сколько должно быть ступенек или пандусы. Мы, само собой, в первые же месяцы всё исправили, но это забрало огромное количество сил — пришлось выплачивать штрафы и общаться с инстанциями, с которыми обычно не хочется иметь ничего общего.

Таня: Ещё мы поняли, что выбрали не самое удачное расположение: не хотели работать на проходной улице, и Чехова казалась идеальным вариантом. В десяти метрах от Жуковского, но в то же время немного в удалении. Но там продолжали открывать бары, а нас многие обходили стороной и в свою барную тусовку не принимали, не считая, должно быть, полноценным игроком.

Аида: Тем не менее, маленький «Ключ» окупился, и довольно скоро, хотя в это никто не верил. Для небольшого бара на непроходной улице обороты были довольно неплохими. Вдвое больше, чем мы рассчитывали.

 

 

 

Большой «Ключ» и лайфхаки

Аида: Благодаря предыдущему опыту в этот раз всё было понятнее и быстрее. Мы подбирали помещение в нежилой зоне, определённого размера и назначения. Тут не было ничего: предыдущие арендаторы (клуб «Духлесс») вырвали с мясом всё. Остались только полы, потолок и стены — один огромный зал. На постройку нового места у нас ушло чуть меньше трёх миллионов рублей. Опять основных вложений потребовал ремонт, но тут мы скорее не залатывали дыры и устраняли неудобства, а докупали технику, строили с нуля кухню и оборудовали большие залы. Наращивали мощности. 

 

 

По деньгам вышло немногим больше, чем в первый раз. Есть простой секрет: Петербург держится на знакомых и друзьях. Сначала обращаешься в конторы, которые всё делают втридорога, потом начинаешь дружить с людьми, которые ставят пожарку, вентиляцию и секут в строительстве и электрике.

Таня: Одно большое помещение мы разбили на два зала поменьше. Первую часть отдали под бар с открытой кухней, массой столиков и игровой зоной, во втором зале проводим лекции, школы и устраиваем вечеринки. Мы можем не сосредотачиваться на чём-то одном и создать комфортное пространство для всего и сразу. Сейчас где-то 35 % эвентов — это образовалка, 40 % — музыка. А всё оставшееся — это киберспорт, городские ярмарки, игровые турниры, сходки фанатов и Geek Speed Dating.

Главное, что пришлось сделать, — создать расслабленную обстановку,
где на вновь пришедших не будут смотреть волком

 

Аида: Мы выросли из маленького «Ключа», который был просто баром для гиков, и, переехав сюда, мы открыли скорее клуб. Во всех смыслах этого слова. И ночной клуб, и клуб по интересам, и научный клуб. Просто Клуб.

 

 

 

Аудитория

Таня: Есть стереотип, что айтишники — люди не самые общительные. Неправильно вешать ярлыки и говорить обо всех, но это недалеко от правды. Потому администратор всегда встречал гостей на входе, минимально вводил в курс дела, а дальше отдавал в руки барменов. Все сотрудники в теме и также могут поддержать диалог. Они тоже этим живут: один постоянно играет, другие были веб-дизайнерами или тестировщиками. Это, конечно, не инновационная идея — нанимать людей которым будет интересно работать с конкретной публикой. 

Аида: 80 % аудитории прошлого «Ключа» — мальчики от 23 до 30. И персонал, следовательно, почти полностью был женский. Здесь ещё сложно говорить, но пока девушек больше процентов на 30, и среди персонала поэтому много парней. Главное, что пришлось сделать, — создать расслабленную обстановку, где на вновь пришедших не будут смотреть волком, где диалог можно легко начать и легко закончить, где есть место и для уединения перед экраном, и для шумной компании. Мы сами каждый день в баре — со всеми говорим и подкидываем новые темы для обсуждения.

Таня: Оказалось, что большой процент наших гостей бывают лишь у нас и больше никуда не ходят. Они никогда не были завсегдатаями баров, у них мало друзей, и круто, что мы смогли их вытащить. Кто-то нашёл себе пару в нашем баре, а ещё больше тех, кто нашёл партнёров для своих проектов. Кого-то мы приучили к шотам, кого-то увлекли хорошей электронной музыкой. Но одно из главных достижений — мы растанцевали IT-тусовку. Поначалу танцпол пустовал, но прошёл месяц-другой — и они начали танцевать. Это очень круто.

Аида: С одной стороны, это круто, удивительно и радует, но с другой — рецепт понятен: у большинства нашей аудитории максимальная концентрация общих тем. Ты можешь прийти сюда один и легко найти того, с кем можно потрепаться на тему комиксов, каких-то игрушек, техники или науки — так или иначе все с чем-то из этого окажутся связанными. Важно понимать, что «Ключ» — это не столько заведение, сколько комьюнити. Сообщество единомышленников, где ты, будучи в теме, в 99 % случаев найдёшь себе компанию и собеседников.

 

 

 

Особенности, запросы и стереотипы

Аида: Когда речь заходит о вкусовых предпочтениях айтишников, всем прежде всего на ум приходит пиво. Не хочется опять скатываться к стереотипам, но это правда. Изначально у нас было три сорта разливного пива, но когда стало ясно, что это самые востребованные позиции, пришлось расширяться — увеличили до шести, добавили кран под сезонные сорта и привезли ещё около десятка марок бутылочного.

Таня: Второй правдивый стереотип о предпочтениях нашей аудитории — любовь к мясу. Серьёзная мужская еда, прожаренная и сытная. Это упущение первого «Ключа», которое тут смогли исправить: вместе с хорошо оборудованной кухней в меню появятся стейки, воки, бургеры и бурито. Это популярно, быстро и вкусно.

Аида: Серьёзные блюда вроде супов и пасты тоже сделали. Специально, чтобы сюда можно было прийти после работы, нормально поужинать и отдохнуть. Кухней у нас занимается творческое объединение Chiefs`n`chic. Это Дмитрий Конников, который долгое время работал в «Марчелли's», и Ваня Лучкин из «Пробки». Чуваки работали в серьёзном общепите и учились у очень крутых шефов.

 

 

А ещё айтишнки больше платят картами, чем наличкой. Это нужно учитывать во время запуска: терминалы должны быть, и они не должны косячить. С другой стороны, в качестве эксперимента мы решили ввести возможность расплачиваться биткоинами. Да, мы были не первыми, да, их пытаются объявить вне закона, но пока этот законопроект не санкционировали и пока ещё это не уголовщина. Лучшего места для расчёта криптовалютами попросту не найти. У нас проходили офлайн-встречи российского биткоин-сообщества. Приезжали ребята со всей России.

Постоянные клиенты сами подсказывают, чего хотят, сами говорят, что стоит провести и чего им
не хватает

 

Таня: Кроме того, нам пришлось сделать хороший Wi-Fi-канал, чтобы от 50 до 200 человек могли без проблем и потерь к нему подрубиться. Мы установили огромное количество розеток. Это банально, но важно: большинство гостей приходят с ноутами.

Аида: Сразу стало понятно, что у нас должны быть Денди и Сега, X-box с Kinect’ом, другие актуальные и винтажные приставки. Что-то приносили и дарили сами гости. Приставки катастрофически популярны: даже люди, которые не очень в теме, зависают на них, вспоминая детство. Ещё одна дико залипушная тема — это игра Guitar Hero. Люди пробуют один раз и потом возвращаются и возвращаются только ради него. Сложно придумать более барную игру, пожалуй. 

Таня: Постоянные клиенты сами подсказывают, чего хотят. С упором на это обычно формируется план лекций, появляются новые школы. Более того — так можно найти лекторов. Так и было с первыми героями образовательной части — мы сидим за барной стойкой, разговариваем с посетителем. Спрашиваем, чем он занимается, а оказывается, что он спец по информационной безопасности в «Яндексе», допустим. Сразу предлагаем провести лекцию. Потом начинаешь знакомиться с их друзьями, углубляться в тусовку, ездить на конференции и находить ещё более крутых спикеров.

 

 

 

Ошибки

Аида: Изначально мы планировали открываться немножко пораньше и до семи вечера работать как коворкинг, но такой формат не пошёл. Коворкинг хорош тогда, когда ты можешь прийти в него 24 часа в сутки и поработать когда тебе нравится, потому что большая часть айтишников — очень ночные товарищи, а у нас зал постоянно используется то под лекции-конференции, то под эвенты. Мы не можем людям обеспечить нормальную и ровную рабочую атмосферу. Я вообще не верю в коворкинги без инфраструктуры. Они не окупаются. Если у тебя есть коворкинг, у тебя обязательно должна быть кухня при нём и барчик. А ещё лучше хостел. Место, где можно поработать, потусоваться и отдохнуть.

Пробовали проводить алкоолимпиады по программированию. Не пошёл формат. Пытались делать майнд-батлы — поднимать извечные холивары и рассматривать их офлайн, где слово имеет чуть больший вес. Тоже не пошли. Возможно, мы не поняли до конца формат, но получалась каша. Наверное, не хватало сильного модератора, который мог бы вытянуть всё это.

Таня: Ещё поняли, что игровые и тематические сходки вроде «Дня „Фаллаута“», когда все приходят в костюмах или как минимум по одной теме, нужно проводить лишь до 11. Дальше начинается уныние.

Ночи отдаём под музыку. Тут есть место для концертов, и у нас большие планы.

 

 

 

Унылый Петербург

Таня: Начать в Петербурге свой бизнес намного проще, чем в Москве. Но вести сложнее. Каждый день здесь сталкиваешься с такими вещами, что волосы встают дыбом. Как люди могут быть такими безответственными? Люди, которым ты заплатил деньги, попросту могут не брать трубку, а потом говорят: «Ну, я забухал». Все слишком расслабленные и срывают сроки. Без сомнения, это есть не только в Петербурге, но здесь как-то очень ярко выражено. В Москве тебя поймут, если ты скажешь: «Ты мне должен денег за то, что просрал все дедлайны». А тут — нет.

На этом проекте у нас «умерло» очень много дизайнеров. Много проблем было с диджеями. Эсэмэмщиц и пиарщиц вообще несчётное количество.

Аида: А ещё тут живёт меньше людей, тут меньше проходимость на улицах, по сравнению с той же Москвой. За счёт чего живут небольшие бары? За счёт объединения в разные конгломераты вроде «Ул. Жуковского» или «Лиговский, 50».

Таня: Есть ещё аспект пассивности публики. Сюда много кого привозят, и вход дешевле, чем в Москве. Люди могут себе позволить долго выбирать и не выбрать ничего. В Москве, напротив, люди голодные, и новое место с претензией на культурность сразу становится культовым. Тут — нет.

ФОТОГРАФИИ: Яся Фогельгард