Огромный кусок подмосковных земель вошёл в границы Москвы три года назад, но до сих пор не все москвичи знают, что их город теперь вовсе не кружочек, а воланчик, который граничит аж с Калужской областью. The Village провёл ряд этнографических экспедиций на новые территории города и подготовил серию материалов о том, где находится эта Новая Москва, что это такое, кто там живёт и что делает. В первом выпуске мы узнали, что стоит смотреть в Новой Москве, во втором — что там производят и зачем она была создана, в третьем — как выглядят новые москвичи и как изменилась их жизнь после объединения территорий. 

В последней серии мы расскажем о физике Алексее Косолапове, который почти год ездит по Новой Москве с передвижным планетарием и рассказывает детям об астрономии — предмете, уже шесть лет как исключённом из обязательной школьной программы. 

 

Фабрика звёзд: Как рассказать про космос с помощью мобильного планетария. Изображение № 1.

Алексей Косолапов

физик

  

Про философию звёздного неба

По образованию я физик, окончил Мордовский государственный университет. 18 лет преподавал в ПТУ и ещё два года — в частной школе. В будние дни работаю в компании «Мобильные планетарии», а по выходным — в Музее космонавтики на ВДНХ. Там аудитория разновозрастная — и дети, и родители, поэтому ориентироваться в подаче материала немного сложнее. 

Раньше астрономию преподавали физики — до того, как предмет исключили из школьной программы (и совершенно зря). Вы знаете, что по данным ВЦИОМ треть россиян считает, что Солнце вращается вокруг Земли? Астрономия — это наука, формирующая мировоззрение человека. Другими словами, философия звёздного неба. Наша деятельность заполняет пустующую нишу в образовании и пока что делает это очень успешно. Мы считаем, что без астрономии невозможно понять другие науки. 

 

 

Фабрика звёзд: Как рассказать про космос с помощью мобильного планетария. Изображение № 2.

 

Про планетарий

Приезжая на место, мы достаём из чемодана купол, надуваем его и размещаем внутри проектор, который передаёт на внутреннюю поверхность видео. Наши лекции (у нас их около 30) складываются из одного видеоряда и разных текстов — их мы меняем в зависимости от интересов и потребностей аудитории. Над видео работают наши программисты, над текстом лекций — научные сотрудники. 

В небольших населённых пунктах работать легче. Там мы обычно проводим лекции в домах культуры, спортивных комплексах. Прошлой весной «Центр культурных инициатив» позвал нас читать лекции в посёлках Новой Москвы. Из Клёново, которое находится на границе с Калужской областью, нелегко добраться до Московского планетария. Тем более не все могут купить билет. Однажды в Троицке после сеанса ко мне подошла женщина и сказала: «Вы понимаете, какое важное дело делаете? Я в детстве ходила в планетарий, заинтересовалась астрономией, а потом и физикой. Я добилась в физике такого, чего не добились и мужчины. Теперь у меня есть имя».

Основные слушатели мобильного планетария — дети. Взрослым сложнее втолковать какую-то истину, переубедить их. А дети уже с пяти лет прекрасно усваивают и запоминают. Кто знает, какой Ломоносов сегодня побывает под моим куполом? Может, послушав мою лекцию, ребёнок заинтересуется, начнёт читать книги, а потом сделает невероятное открытие. 

 

Фабрика звёзд: Как рассказать про космос с помощью мобильного планетария. Изображение № 3.

 

Про конец света

Я часто рассказываю про рождение и развитие звёзд и про необыкновенные небесные явления: метеориты, кометы, лунные и солнечные затмения. Взрослые слушают очень внимательно и серьёзно, дети постоянно удивляются всему, задают много вопросов. Например, во время лекции о рождении и развитии звёзд одна девочка спросила: «А звёзды кушают, чтобы вырасти?» Если они до лекции посмотрели по телевизору программу про конец света, то спрашивают об этом. Тут я их огорчаю и говорю, что наше солнце будет светить ещё шесть-семь миллиардов лет, так что в школу ходить всё-таки придётся. За этими словами обычно следует общий горестный вздох. Когда полтора года назад упал метеорит в озеро Чебаркуль в Челябинске, про него очень много спрашивали. Дети активно интересуются повесткой дня.

К сожалению, опорочили нашу репутацию компании, которые называют себя планетариями, а привозят показывать динозавров. Просто крутят фильмы в надувном куполе. Их зеркальная система на порядок уступает нашей, передаёт кривые, искажённые изображения. А потом мы после них приезжаем в школу, а дети говорят: «О, ура, динозавров привезли!» Это всё неправильно. Планетарий — это звёздный дворец, в нём нужно читать лекции, а не показывать фильмы, тем более в школе.

 

 

   

Фотографии и текст: Софья Карпенко