27-летняя Ксения Меленчук — учительница английского языка в Политехническом лицее ДВФУ во Владивостоке. Преподает более пяти лет, в мае 2017 года завела канал в Telegram «Идеальная училка». Там она пишет про школу и учеников, делится идеями с теми, кто изучает английский язык. На канал учительницы из Владивостока подписалось более пятисот человек, в свои подборки его добавило издание «Мел». Мы поговорили с Ксенией о том, что значит быть «идеальной училкой», почему современным подросткам нужно давать больше свободы и как должна выглядеть школа для учителей.

Фотографии

Василиса вакилова

«Жажда сделать лучше преследует меня даже в отпуске»

Когда я только устроилась работать в свою первую школу, друзья долго хихикали. Люди привыкли к работе в офисе или фрилансу, а тут кто-то стал настоящим учителем: с классными журналами, линейками на праздники, бесконечными букетами на День учителя, красной ручкой и проверкой тетрадей.

Но одновременно я была все тем же человеком, которого они знали раньше: с татуировками, походами в бар, танцами до утра и идиотскими историями. Поэтому любимой шуткой стало: «Как представлю, что моя учительница школьная так же отжигала, не поверю никогда». Я рассказывала им о том, что мы учим с детьми крутые песни и смотрим классные фильмы в оригинале — они восхищенно кричали: «Мне бы такую училку, когда я был в школе! Идеальная училка!». Так и появилось название канала, кстати.

Стало ясно, что нельзя такую работу превращать в рутину — когда в сентябре ты достаешь папку с надписью «8 класс» и делаешь всё то же самое, что и в прошлом году. Нужно быть креативным и постоянно задавать себе вопросы: «А зачем я сейчас это делаю? Какой цели я добьюсь этим упражнением? Может, сделать что-то лучше?»

Постоянная жажда сделать лучше преследует меня даже в отпуске. Я уже размышляю, какой классный час провести своим ученикам 1 сентября. Вы же не думаете, что я стишок буду читать с листика про День знаний, парты, звонок и старт тернистого пути?

«Работа учителя — эмоциональное дело»

Если у вас есть друзья, которые работают учителями, то вы знаете, что их трудно заткнуть, а любую встречу они в момент готовы превратить в условный педсовет. Я замучила мужа, всех друзей и знакомых рассказами об удачных уроках, результатах учеников, смешными и гневными историями.

Работа учителя — довольно эмоциональное дело, остановиться иногда невозможно. Я стала замечать, что эти темы заводят далеко не всех, что вполне логично. Учителями в моем идеальном мире — где скачут пони по радуге — становятся люди, горящие этим. Мы действительно не замолкаем и готовы говорить о работе в режиме «24/7».

Я начала читать несколько каналов учителей из разных городов России и так оказалась в чате, который не умолкает примерно никогда. Держать идеи уроков, истории и рефлексию стало невыносимо, я завела свой канал. Даже если бы его не читал никто, кроме моей мамы, я бы не расстроилась. В Telegram очень удобно загружать ссылки на статьи и документы, я бы могла пользоваться этим каналом сама, как журналом и хранилищем информации. Но коллеги из чата и друзья сразу оценили результат, стали задавать вопросы и обсуждать посты со мной.

Отклик был получен: я поняла, что это интересно не только мне, значит нужно продолжать. Я планирую и дальше размышлять обо всем, что касается моей работы и собирать полезные материалы для изучения английского или подготовки к экзаменам.

«Немного бешеная учительница где-то на краю планеты»

Мне нравится писать истории об уроках. Мои ученики очень разные: кто-то из них блещет идеями, а кто-то смешит меня каждое занятие новыми шутками. Но больше всего мне нравится писать о самих уроках английского.

Иногда учителя встают в тупик, когда перед ними лежит учебник, а мозг уже не работает. Такое часто случается во второй половине учебного года. Ты просто смотришь в книгу и не видишь, что из этого можно сделать. Когда я начинала преподавать, мне очень не хватало каких-то свежих идей, потому что слепо идти за учебно-методическим комплексом нереально скучно. Нужно выдумать, с чего начать урок и как сделать так, чтобы учащиеся в конце занятия заговорили или написали связный текст.

Так, например, я учила седьмой класс писать эссе. Следующий урок выпал на День космонавтики, решила закрепить пройденный материал и написать с ними еще одно. Да, выбилась из учебного плана на одно занятие, не беда. Зато дети написали дополнительное эссе, еще и про космос! Мне хотелось бы помочь кому-то из начинающих учителей такими идеями.

Кроме этого, меня читают люди, которые сами учат английский: в школе, университете или на курсах. Здорово же видеть, что где-то на краю планеты, как иногда говорят про Владивосток, есть немного бешеная учительница, которая обожает свою работу и очень хочет вам всем рассказать, что английский — классный и простой. Это может послужить для кого-то отличной мотивацией к учебе.

Скоро начало учебного года, и я буду больше писать о ЕГЭ. У меня в этом году 11 классы — впереди подготовка ребят к экзамену, а для некоторых это основная тема всего года, почему бы не помочь всем?

«Никто не просит делать цирк из урока, но на скучных лекциях и я спала»

Согласно теории поколений, нынешние школьники — это так называемые центениалы или поколение Z. Многие коллеги и родители часто жалуются, что они совсем не учатся, только и сидят в своих этих интернетах, от телефона не оторвать.

Эти дети действительно родились с гаджетами в руках, у них клиповое мышление и они не могут жить без интернета, но разве это повод их ругать? Это результат наших с вами действий, так давайте придумаем, как помочь им и как развить их потенциал. Не могут сидеть долго на месте и теряют концентрацию? Займите их чем-то новым! Они не будут слушать лекции, если в ваших словах есть фальшь, или если вы сами не увлечены тем, что говорите. Никто не просит делать цирк из урока, но на скучных лекциях и я спала.

Этим они мне нравятся, конечно, я чувствую некоторое сходство: мы бесимся и хотим движения, на месте нам скучно. Нас легко увлечь чем-то необычным, и мы тут же пишем об этом в соцсети. Чтобы успешно работать с этим поколением, стоит поговорить с ними на равных, услышать их и немного почитать, что пишут ученые — тогда всё встанет на свои места. Мы слишком озабочены их комфортом: социологи отмечают результатом этой гиперопеки большой уровень инфантилизма среди российских подростков по сравнению с, предположим, американскими.

Свой класс я стараюсь приучать к самостоятельности: они сами собирают деньги на билеты в театр, сами звонят фотографу для выпускного и договариваются о других праздниках. Им нравится ощущать эту ответственность и самостоятельность, им это в новинку. Но когда я на собрании сообщаю родителям о проблеме безынициативности, те обижаются. Видимо, не могут принять свои ошибки. Так уж вышло: став родителем, ошибок не избежать, но нужно понимать, что делать с последствиями, только и всего.

А на митинги подростки выходят, это не ново. Это тоже естественный ход событий, результат построенной нами экономики. Они же не дураки. Они видят, как устроена политика, образование и медицина, предположим, в Швеции. Само собой, они недовольны. Если у наших родителей не хватило духу встать и пойти, то у этих ребят вся энергия в запасе. Тем более, что на митинги идут не все, вы же понимаете. Идут единицы. В некоторых классах я до сих пор наблюдаю большой уровень влияния взглядов родителей. И когда просишь детей объяснить свою точку зрения, как правило, они теряются. Это нормально, потому что это не то мнение, к которому они пришли сами. Это не их личные выводы, потому что им недостаточно жизненного опыта.

«Учителя совершенно беззащитны перед законом»

Один из моих преподавателей в университете как-то сказал, что в образовании у нас сейчас происходит «Процесс» Кафки. Министерство, управления, департаменты: все идут по славному пути нормирования и стандартизации всего. Цели это благие, и даже идеи ЕГЭ я поддерживаю, можете начинать кидать в меня камнями. Но то, как это реализуется, оставляет желать лучшего.

Формальным и официальным становится даже то, что не должно было таким стать. Знаете, что к ученикам нельзя прикасаться? То есть, если на меня с объятиями бежит малыш, который очень рад меня видеть, мне что, уворачиваться и делать перекат? Нельзя ни в коем случае обнять ребенка! А вдруг что!

Дальше — больше. Учителя совершенно беззащитны перед законом, что бы они ни натворили — даже если просто оказались рядом с ребенком, который что-то сам сделал. Виноват кто? Учитель. Если ребенок бездоказательно жалуется на что угодно, то виноват кто? Опять учитель. Если выпускники великолепно сдают ЕГЭ, то это их заслуга, а если же они его завалили, то вся вина снова ложится на учителя, хотя это может быть один и тот же класс. В результате, падает мотивация преподавать и вообще что-то делать на уроке и, как следствие, мы получаем непрофессионализм среди учителей, приводящий к плохому уровню обученности среди учеников. Я тоже иногда ловлю себя на этом.

Про учебники вообще отдельный манифест можно написать. Когда я начала работать, появился ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), и учебники без соответствующей пометки нельзя было использовать при работе. У меня для вас большой такой секретик: это все те же учебники, только иллюстрации новые. Задания устаревшие, либо совершенно пустые, лишь бы занять место на странице и время на уроке. А эти великолепные опечатки! Всё, лишь бы заработать деньги. Поэтому приходится исхитряться и выдумывать или доставать из других источников задания, соответствующие целям урока и плану.

Мне стыдно за то, какие реформы проводятся в сфере образования, но я стараюсь не опускать руки. Не может же быть всё настолько плохо, чтобы ничего нельзя было восстановить? Я верю, что мы сможем, потому что есть и положительные стороны, которые стоит развивать, но это большая работа, которую большинству делать попросту лень.

Откуда ждать помощи

Иногда после постов мне пишут коллеги, чаще с похвалой: мол, так держать, отличная идея. Иногда подкидывают и свои мысли по поводу какой-то формы работы на уроке. Но больше всего, конечно, созвучны наши проблемы. Их мы уже обсуждаем в разных закрытых чатах, где негодуем и советуем друг другу, как выйти из той или иной ситуации.

К сожалению, даже если ты проработал пять лет в образовательных учреждениях разного толка, ты все равно будешь путаться в документах, не знать каких-то нормативных актов и правил их оформления. К примеру, в следующем году я выпускаю собственный класс и уже в ужасе от всех бумаг, которые мне предстоит заполнить. Конечно, в первую очередь, за помощью я обращусь к администрации лицея, но и коллег спрошу, как было у них.

Проект «Учительская»

Учителя не только проводят уроки и бесконечно заполняют отчеты. Всем нам рано или поздно приходится ходить на курсы повышения квалификации. Это может быть однократная лекция или серия встреч, где почти ничего не происходит. Цель недельных или двухнедельных курсов, например, — продержать вас в помещении нужное количество часов, хотя ту информацию, которую вы оттуда выносите, можно было бы дать на дом или в интерактивной форме разобрать за один–два дня. Другие лекции часто оказываются рекламой какой-то печатной продукции под видом нового инновационного метода в преподавании.

Мне не хватает объединения активных учителей с обменом опыта и продуктивным обучением тому, что действительно нужно. Я работаю в образовательных учреждениях уже больше пяти лет и до сих пор не до конца разбираюсь во всех официальных документах. Да, это моя обязанность, но однажды коллега в бывшей школе сказала мне: «Что значит, вы этого не знали? Университет заканчивали? Там вас этому учили». А в университете этому не учат, всё приходится делать самому.

В конце учебного года меня позвали в очень интересный проект, что-то вроде летней школы для учителей. Но ничего не получилось, организаторы опустили руки, не дождавшись ответа от вышестоящих органов. Тогда мы с коллегой решили, что устроим свои семинары с блекджеком и плюшками.

Уже 30 августа в библиотеке «Бук» мы проведем первую встречу, куда пригласим учителей города, желающих обсудить насущные темы. В наших планах — встречаться каждые каникулы и проводить лекции, семинары и мастер-классы. Я не могу смотреть, как позорят и опускают великую профессию, я хочу изменить ситуацию к лучшему и помочь себе самой и моим коллегам, которые хотят того же.