Даниил Губарев и Алина Смирнова работали в «Новостях на VL.ru» и после увольнения оставили себе аккаунт издания в инстаграме. Они продолжили в нем свой новостной проект News.vl с мемами в духе «Лентача» и вирусными роликами. За год количество их подписчиков увеличилось до 87 тысяч пользователей, а доход от рекламы дошел до 80 тысяч рублей в месяц.

«The Village Владивосток» узнал у создателей News.vl, как избавляться от «простыней» текста, какая реклама нужна Instagram и зачем отказываться от «чернухи», если она нравится аудитории.

«Зачем вы этим занимаетесь?
Нужно делать то, что приносит просмотры»

В 2014 году Даниил Губарев занимался трудоустройством моряков, а в свободное время снимал видео и вел трансляции с хоккейных матчей для «Новостей Vl.ru». Там же работала шеф-редактором Алина Смирнова. В 2015 году они и еще несколько журналистов объединились, чтобы развивать сайт в соцсетях. Журналисты стали SMM-специалистами на общественных началах. По словам Даниила Губарева, они подошли к новым обязанностям с энтузиазмом, потому что их захватила идея развития издания на новых платформах.

«Мы понимали, что „Новости на Vl.ru“ — самые крутые новостники в городе по просмотрам и контенту, — говорит Даниил. — Но возник вопрос: разве мы можем быть лучшими без соцсетей?». В редакции к идее отнеслись прохладно. Всем показалось, что соцсети ощутимо не увеличат трафик, а станут только дополнением к имиджу издания. Несмотря на это, журналистам дали полную творческую свободу.

«Мы не считали SMM нагрузкой, — рассказывает Алина, — Сначала снимали бэкстейджи рабочего процесса, потом появилась идея выкладывать красивые фотографии Владивостока. Скоро мы поняли, что такой аккаунт — утопическая модель, если есть желание двигаться к монетизации, и стали заполнять его более информативным контентом».

В конце 2016 года на «Новостях Vl.ru» сменилось руководство. Новые менеджеры не поддержали инициативу сотрудников и решили, что соцсети забирают трафик: «Зачем вы этим занимаетесь? Нужно делать то, что приносит просмотры и финансовую выгоду», — сказали они журналистам. Через какое-то время Даниил и Алина уволились. Они забрали с собой инстаграм, изменив название и логотип.

«Когда-то все читали газеты, но это было слишком давно»

Каждое утро Алина Смирнова начинает с просмотра сайтов, на которые она заходит уже шесть лет, и делает отложенные посты. За год новостной проект набрал 45 тысяч подписчиков. Сейчас на аккаунт News.vl подписаны 87,4 тысячи человек. По словам журналистов, они тратят на работу примерно два часа в день.

Проект работает как новостной агрегатор: каждые полчаса выходят адаптированные для инстаграма новости, ссылки на местные лонгриды и материалы о Приморье в федеральных СМИ. Кроме того, журналисты производят собственный контент — прямые эфиры, фотоотчеты и видеообзоры о событиях, мемы и вирусные ролики. В работах ориентируются на соцсети московских медиа — «Медузу» и «Лентач».


Алина Смирнова

Для нас важно, чтобы ресурс был независимым и качественным. Бывает, что в городе нет интересных новостей, но и тогда мы не будем давать «чернуху» или новость о том, что у бабушки украли шапку. Лучше поищем что-нибудь у федералов.

Нам не хотелось бы зацикливаться на региональных новостях, а тем более, на происшествиях, чем отличаются многие профили во Владивостоке. Там вы не прочитаете про спорт, а только про убийства и кровавые ДТП. У них 200 тысяч подписчиков, потому что людям это нравится.

У нас тоже в топе по просмотрам новость о пауэрлифтере, которого убили в Хабаровске. Но еще там есть пост про огромную голубую медузу, поэтому я верю, что подписчиков можно набрать не только на чернухе. Часто их рост связан, например, с погодными явлениями. Если я просто сфотографирую грозу, то эффекта не будет, но если мы соберем фотографии и смонтируем видео, то тема принесет столько же просмотров, что и отрезанная нога.


В последнее время News.vl специализируются на видео в формате «Коротко» — уже выходили ролики с историями мэров и подборка тайфунов. Сейчас создан отдельный аккаунт Video.vl. По статистике, больше всего сохранений набрал ролик-инструкция о том, как вести себя, если «веревочники» требуют деньги за въезд на пляж. Журналисты сделали его по пресс-релизу полиции.

«Это обычный проходной текст, который появился во всех СМИ города почти в неизменном виде, — рассказывает Алина. — Мы же выбрали самое важное и визуализировали тему. Думаю, сейчас даже самая необходимая информация пройдет незамеченной, если говорить с аудиторией „простыней“ текста: когда-то все читали газеты, но это было слишком давно».

«Интернет сам сказал, что нужно делать»

У команды News.vl нет специальных знаний в области SMM. Как рассказывают журналисты, сначала они вручную ставили «лайки» подписчикам, а потом «интернет сам сказал, что нужно делать».


Даниил Губарев

Мы в интернете всю сознательную жизнь, и делаем то, что должен понимать любой современный медийщик. Мы знаем, что лайкают и комментируют, и следуем  правилу «меньше бана». Это привело к полной свободе аудитории в комментариях. Если выходит новость на проблемную тему, то под ней сразу появляются кремлевские и либеральные боты, которые во всех проблемах России обвиняют Путина или Навального.

Еще одна категория комментаторов — аудитория из «Одноклассников», которая перешла в Instagram. Например, если мы сделаем репост материала об ЛГБТ, они в комментариях напишут: «Да вы, [с ума сошли], да я вас увижу, я вас [уничтожу]!!!!!». Потом мы зайдем в аккаунты этих людей и увидим милую аватарку с ребенком.


По словам Данила, самый частый комментарий, обращенный к админам: «Вы продались». Особенно это касается новостей о политике. «Мы про всех чиновников делаем  мемы, потому что у нас любви к власти нет, — комментирует Даниил. — Когда мы ко дню рождения губернатора делали мемы, нам писали: «Вы продались Пушкареву», и, наоборот, в случае с мэром. За это мы никого не баним. И не отвечаем, нам всё равно. Посты поднимаются в ленте, в зависимости от популярности, поэтому нам выгодно, чтобы контент вызывал реакцию».

Однажды News.vl запустил рекламу о чемпионате по наращиванию ресниц, она набрала 40 тысяч просмотров. Скоро в комментариях появились «тролли», а через три часа Даниилу написал рекламодатель о том, что ему обидно, и попросил закрыть комментарии. «Мы выполнили его просьбу, но я всем клиентам объясняю, что даже негативные комменты поднимают просмотры», — говорит  Даниил.

«Мы уважаем право каждого на выражение своего частного мнения в соцсетях»

В июле 2017 года у администраторов паблика случился конфликт с пресс-службой ДВФУ. Ее сотрудник пригрозила журналистам судом за мем «Мой [малыш]», сопровождающий новость о том, что аспирант университета Ли Цзюнь выиграл Всероссийскую олимпиаду по русскому языку.

Скоро стало ясно, что пресс-секретарь перепутала аккаунт News.vl с изданием VL.ru. Проректор ДВФУ Дмитрий Земцов заявил, что произошло недоразумение, и университет не будет судиться с Даниилом Губаревым из-за мема. «Поскольку выяснилось, что аккаунт сейчас принадлежит частному лицу, университет считает вопрос закрытым. Мы уважаем право каждого на выражение своего частного мнения в соцсетях», — написал Дмитрий Земцов на своей странице в Facebook.

«Если ты последний раз был в интернете, когда в 2007 году комментировал стихи в ЖЖ, — считает Даниил, — то не поймешь шутку с мемом, это покажется оскорблением. Некоторые коллеги тоже мне сказали, что это ребячество. Но я не согласен, думаю, мемы — способ донесения информации до аудитории. Той, которая им, в принципе, не особо интересна. И я видел, что это работает. Такой контент используют в соцсетях серьезных научных изданий».

«Если ты хочешь качественный контент,
у его производителя должна быть зарплата»

Год назад Алина и Даниил стали соглашаться на рекламные предложения и придумали пакеты с льготным условиями для постоянных клиентов. Сейчас они зарабатывают около 80 тысяч рублей в месяц. Рекламодателям вроде онлайн-казино и бизнес-тренингов они отказывают, с остальными пробуют форматы нативной рекламы.

Алина говорит, что им не хочется жертвовать качеством ради денег. Они предлагают клиентам бесплатно сделать фото их продукта, чтобы не пришлось выкладывать некрасивую картинку, снятую где-то на диване. Предлагают сделать короткое видео с полезной информацией — например, «Что делать, если».

«Один наш рекламодатель из юридической конторы рассказывает свои кейсы, — делится Даниил. — Его история о том, как мужчина подал в суд на управляющую компанию за то, что он ударился головой об дверь в подъезде, набрала 70 тысяч просмотров. И мне кажется, реклама может существовать только в таком формате. Тупая картинка с кучей надписей не работает. На баннеры уже никто не кликает, у людей развивается слепота от навязчивой рекламы».

По мнению создателей News.vl, сейчас единственный способ заинтересовать аудиторию — это нативная реклама. «По прогнозам, к концу 2017 года в США она составит 80 % рекламы в интернете, — говорит Алина. — Помню моменты, когда люди очень плохо относились к тому, что блогер ее размещает. Сейчас все понимают, что, если ты хочешь качественный контент, у его производителя должна быть зарплата. И важно, чтобы человек, который терпит рекламу чемпионата по ресничкам, понимал, что с ресурса ему уходить нельзя. Потому что здесь — отобранные новости и фотографии, а его создатели работают не только ради прибыли».