Описания профессии «каскадёр» в реестре профессий Российский Федерации вообще нет, хотя в списке она присутствует. То есть, кто такой каскадёр, никто не может сказать, научиться нашему делу нигде нельзя, и пенсию в старости тоже никто не выплатит. Я, как и все каскадёры, в профессии оказался случайно: занимался дайвингом и по стечению обстоятельств попал на съёмочную площадку одного популярного реалити-шоу. Срочно нужен был человек, дублирующий главного героя.

Как всё устроено: Работа каскадёра. Изображение № 1.

Новых членов каскадёрской команды постановщик часто подтягивает из массовки. Но могут и специально искать человека для определённого трюка. Скажем, героине по сюжету нужно выпасть с восьмого этажа — зовут акробатку. Конечно, чтобы попасть на съёмочную площадку, нужно как минимум профессионально заниматься спортом. Часто к нам приходят эдакие Джеки Чаны лет 17 и говорят: «Хочу быть каскадёром, умею по крышам прыгать». Они не понимают, что ничего геройского в каскадёрской профессии нет. Ты не герой фильма, ты жертва. Тут бутылкой вдарили, тут избили битами, тут утопили. А в конце вообще умираешь.

 

Джеки Чан и травмы

Если вашего электрика из раза в раз бьёт током, он хороший электрик? Нет! У нас то же самое: профессия обычная, гражданская, но без профессиональных навыков может быть ох какой опасной. Все, конечно, думают, что каскадёр — самая опасная профессия в мире, моим родителям и жене все знакомые сочувствуют. Но поверьте, мазохистов среди нас нет, и травмы для каскадёра — это ненормально. У меня не было серьёзных увечий на площадке. Большинство своих травм я получил случайно: на репетиции сломал ногу из-за того, что сэкономил на кроссовках или по дороге на тренировку поскользнулся и ключицу сломал. А люди думают, что у нас ни одной целой кости нет, и вспоминают Джеки Чана с его многочисленными переломами. Тут как у Рентгена, который от лучей умер. Джеки Чан не использует стандартные техники, он изобретает собственные трюки и на себе же их обкатывает. Тут травма скорее побочный эффект нового приёма. К тому же Чан — и актёр, и продюсер, и режиссёр, и сценарист, и в случае чего он может остановить съёмку на полгода. Но форсмажорные ситуации редки, так как вся команда заточена под него. А если команда не слажена, то и получаются травмы на пустяках. У нас ребята после обычного падения на пол в больницу попадали. Ну там были, конечно, нюансы: верхом на каскадёре сидел человек, а падали они лицом на стеклянный стол. Трюк не считается сложным, просто кто-то не выполнил свои обязанности.

 

Коронные номера

На западе специфика работы каскадёра более узкая: если ты специалист по горению, то ты горишь. Все знают, что ты делаешь это хорошо, и обращаются именно к тебе. А в России стараются найти любого человека, который за небольшие деньги обольёт себя бензином и подожжёт. У нас, если ты специалист по падениям, ты можешь ждать своей роли несколько лет. А кормить семью как-то надо, соответственно все стараются расширять профиль. В съёмочную группу тебя обычно приглашают, потому что ты гонщик, дайвер, конник или дзюдоист. А уж если дело пошло и команде новый член нравится, то каскадёра отправляют на курсы: в МЧС, на скалодром, на ипподром и на курсы актёрского мастерства. Но основной опыт приобретается на съёмочной площадке. Мы работаем на грани и должны чувствовать реакцию своего организма в конкретной ситуации.

 

Дублёры

В некоторых фильмах мы сами играем в массовке, особенно если роль второстепенная, мало слов, много трюков. Но основная наша работа — это всё-таки замещать актёров во время сложных прыжков, поворотов, ударов. Приёмы не всегда сложные, но актёров всё равно до них не допускают. На них ведь все сроки съёмок завязаны.

Дублёров обычно подбирают по росту и телосложению актёра, но бывают и уникальные случаи. В сцене, где грузовик слетает с трассы и врезается в сугроб, девушку-актрису 160 см ростом и весом 45 кг дублировал каскадёр под два метра ростом и весом в центнер. И было, кстати, очень похоже! Девушек в коллективе немного, и они, вопреки общему мнению, хрупкие и нежные. Уговаривать их некогда, поэтому иногда приходится ставить перед фактом, чтобы не сопротивлялись: надели страховку, ногой в грудь и полетела вниз с 8-го этажа.

 

Свадьба в огне

Недавно мой товарищ по команде женился. Решили добавить к свадьбе немного профессионального колорита, придумали сюжет с парой трюков. По задумке, жених должен был нырнуть под лёд толщиной полметра и проплыть под ним 50 метров до следующей лунки. Это вам не кино, где кадр можно смонтировать. Когда жених не появился спустя 4 минуты, у гостей побежал холодный пот. Мы ещё в скорую решили позвонить, чтобы ситуацию подогреть. Народ не

Как всё устроено: Работа каскадёра. Изображение № 2.

понимал, что происходит, и на секунду почувствовал то важное, что мы зовём неизвестностью. Даже я напрягся. Когда он всё-таки вынырнул, гости просто взорвались. Невесте мы, конечно, сказали, что всё запланировано. После заплыва жениха ещё подожгли.

 

Дети-каскадёры

Маленькие каскадёры — это в основном наши «несчастные» родственники. Мой племянник — каскадёр, моя дочка, когда была маленькой, тоже трюковала. Доверяла папе. Отскакивала от машины в 8 лет, спускалась на верёвке с 3-го этажа, пока мама не видела. Ещё лет в 15 тестировали на её пальцах смесь для горения. Горело секунд 30. Ну а что, у нас на следующий день съёмки и нужны здоровые руки. А у неё как раз каникулы.

Мой знакомый часто показывает своему 4-летнему ребёнку съёмки с площадки. Кричит: «Смотри, смотри, щас тётю собьёт! Дыщ! О, видела, видела, тапочки остались, а тётю камазом сбило!». А я сижу и думаю: «Для чего ограничение +12 для наших фильмов делают?» Так закалять молодёжь — не самый плохой вариант. Дети на площадках более стрессоустойчивы и в критической ситуации смогут адекватно реагировать.

 

Сахарные бутылки и резиновые топоры

Получать по голове настоящей бутылкой больно. Поэтому существует сахарная, из полимера — она тоньше, легче разбивается и у неё нет острых краёв. Бутафория бывает разная, всё зависит от бюджета картины. Если денег мало, приходится бить настоящую. Но сахарная бутылка сахарной бутылке рознь. Как-то мне принесли две совершенно одинаковых: первую я протестировал на коллеге — всё нормально, жив-здоров. Вторую отдал постановщику, а она оказалась крепче. Благо с актёром хорошие отношения, он просто попросил так больше не делать.

Или другая история: одному матёрому каскадёру нужно было об голову разбить бутылку. Шея у него крепкая, координация хорошая. Ему бутылкой как треснут, а он стоит и не отыгрывает. Оказалось, он стоя потерял сознание и не упал. Потом очнулся и спрашивает: «Ну чо, снимать будем?» С тех пор мы решили сами изготавливать бутафорию. Помимо сахарной посуды, у нас ещё и резиновые топоры есть.

 

Инстинкт самосохранения

Вообще мало кто может вот так просто взять и упасть. Есть, конечно, определённые техники падения, но против инстинкта не пойдёшь. В Европе в каскадёры берут только после 30 лет, когда у человека пик активности прошёл, есть семья и имущество, а значит, ответственность и осознанность своих действий. Помимо каскадёра, на площадке всегда присутствует страхующий — это физическое воплощении инстинкта самосохранения. Он должен быть готов заменить каскадёра или пожертвовать собой, чтобы избежать серьёзных травм. Вот, предположим, человек прыгает с 10-го этажа дома. Внизу — подушка, или куб жизни, как мы его зовём. Страхующий ждёт прыжка. Каскадёр делает шаг, порыв ветра — и его сносит в сторону. Вы вот как думаете, зачем страхующий внизу стоит? Не для того, чтобы коробки собирать. В случае опасности он должен пожертвовать своим инстинктом и броситься под напарника. Были такие случаи — ломали себе руку, но жизнь человеку спасали.

 

Про кино

Как всё устроено: Работа каскадёра. Изображение № 3.

Сейчас в российском кино есть одна удручающая тенденция. Раньше кино чему-то учило, хоть и было излишне идеализированным, но люди задавали себе вопросы после просмотра. Современные фильмы сложно назвать творчеством. Хотя, присутствуя на съёмочной площадке, мы видим, как люди внутри команды искренне стараются сделать кино правильным и полезным. Но оно всё равно остаётся поточным бизнесом, кинокомпании снимают больше, быстрее и дешевле. Ситуацию нагнетает извечная русская экономность. Чтобы сделать хороший, качественный трюк, нужно закупить добротную технику и оборудование, а в итоге бюджета хватает только на трёхколёсную колымагу. График тоже стресса прибавляет. Даже эмчеэсовцы и пожарные работают день через три, чтобы накопленное напряжение скинуть. А нам иногда приходится за 36 часов на 7 площадках отняться. В итоге и получается: каскадёр летел с 18 метров, приземлился и уснул.