Особенности профессии

Я работаю персональным стилистом примерно четыре года. У меня художественное образование, первое — дизайн, второе — искусствоведение (историк моды). Дальше я просто что-то всё время делала, соглашалась на любые съёмки, придумывала их сама, помогала друзьям, набирала портфолио. Со временем клиенты стали находить меня сами.

Профессия вообще довольно молодая, и в России мало кто относится к ней серьёзно. Если вы очень хотите стать стилистом, у вас есть деньги и вам нечем заняться — можно пойти учиться в какую-нибудь школу, там вас чему-нибудь обязательно научат. Например, отличать цвет оленьих рогов от цвета свиных кишок. Лучше всего, конечно, устроиться ассистентом к профессиональному стилисту, набраться опыта и связей от него, и вперёд. Но это история для Москвы или даже другой страны. В этой сфере Петербург и Москва — как небо и земля. В Петербурге всего один глянцевый журнал, и тот уже давно пора переименовать в «Are you serious?».

 

Психология клиента

Стилист должен быть хорошим психологом и создавать вокруг себя флёр успеха. Это нужно его клиентам. Поэтому так много стилистов-геев — они умеют заговорить, захвалить, быть такими милыми подлизами. А женщинам что ещё надо? Внимание и комплименты — и они согласны на любую дрянь в розочках и стразах. Но это вопрос профессиональной этики — я всегда говорю, что думаю, но, конечно, стараюсь, чтобы это было не очень жёстко. Именно за это меня и любят клиенты. Поначалу они пугаются и обижаются, но когда видят результат, когда им говорят комплименты и повышают на работе — снова бегут ко мне.

 

Обязанности

Классические услуги на любом сайте персональных стилистов — это «Консультирование по индивидуальному стилю и имиджу», «Ревизия и формирование гардероба», «Шопинг-сопровождение». У меня не так много клиентов, но все они очень плотно на мне «сидят», поэтому первый пункт превращается в работу персонального психолога. То есть 24 часа в сутки в любое время мне могут позвонить, написать в соцсети, прислать SMS с какими-то фотографиями себя и вопросами: «Что надеть с этим кардиганом и что — с этими туфлями?», «А не выгляжу ли я толстой в этом?» и так далее. И тебе приходится, по возможности, быть с ними милой и всегда отвечать на их вопросы. Но в классическом варианте и для обычных людей стилист — это разовая история. Ты рассказываешь человеку, какой у него тип фигуры, какие цвета ему идут, как корректировать фигуру с помощью одежды, что можно, а что нельзя. Обычно это происходит параллельно со вторым пунктом — ревизией гардероба. 

Как всё устроено: Персональный стилист. Изображение № 1.

Ревизия — очень трудоёмкий процесс. Нужно перетрясти весь шкаф и решить, что выбросить, а что оставить. Но гардеробы бывают разные: у кого-то одна вешалка, а у кого-то комната в несколько десятков квадратных метров. В таких случаях мне начинает казаться, что я работаю уборщицей «со вкусом». Потом его ещё нужно убедить выбросить или просто перестать носить определённые вещи. Это всегда отдельная история, потому что «мне эта вещь очень дорога, я её купила в Милане, Париже, Нью-Йорке, ЦУМе за такую-то кучу денег». Тут приходится объяснять, что вещь выглядит как с Апрашки и обтягивает все жировые складки. Ревизия может занять до шести часов в день. Спина потом болит ужасно.

 

Следующий этап — формирование гардероба. Люди, которые нанимают персональных стилистов, как правило, очень занятые: времени наряжаться у них нет. Но выглядеть хорошо им нужно каждый день. Я поступаю следующим образом: приезжаю к ним домой (обычно когда там никого нет), залезаю в шкаф, выбираю им комплекты на каждый день и фотографирую их. Полный образ: от обуви и колготок до аксессуаров. Потом клиент, попивая кофе с утра, выбирает понравившуюся фотографию, находит эти вещи в шкафу и модный идёт на работу. За 4-6 часов я составляю 20-40 луков. Час моей работы дома стоит 2 000 рублей.

 

Совместный шопинг

После разбора гардероба мы идём в магазины — покупать недостающие вещи. Я стараюсь экономить время клиентов: обычно заранее хожу, всё выбираю, свешиваю в VIP-примерочную, если она есть. Клиент приходит, меряет, платит и уходит домой. Если попадается клиент с доходом поменьше, то хожу по масс-маркету, запоминаю, откладываю, но выбираю не больше трёх магазинов. Как правило, этого достаточно. Стоит такой поход от трёх до десяти тысяч рублей. Ещё существуют откаты, которые стилисты получают от магазинов. Так работают не все, но многие, у кого есть богатые клиенты. Помимо своего гонорара, можно получить от магазина 5-10 % от суммы покупки. Обычно стилисты предлагают себя магазинам, но если клиент выглядит очень респектабельно, то вам сами могут предложить сотрудничество.

 

Типажи

Даже в моей небольшой практике бывали очень разные клиенты. Есть обычные молодые девушки, которых нужно совсем немного подкорректировать — нам хватает пары встреч. Есть целые семьи. Сначала, как правило, обращаются жёны. Потом их перестаёт устраивать, как выглядят их мужья. Есть тёти, у которых всё в порядке со стилем, но действительно нет времени заниматься гардеробом. Есть фифы, с ними сложнее всего. Им почти невозможно помочь, потому что для них персональный стилист — это проявление статусности. Как личный водитель, повар или прислуга. То есть я просто не должна ничего менять в её стразово-леопардовом мире, только говорить, что всё ей дико идёт и она самая классная, худая и красивая. Но я делаю всё, что могу, по капле вкрапляя разумность в их стиль.

Как всё устроено: Персональный стилист. Изображение № 2.

Мужчины тоже обращаются. Для них очень важно качество: каким бы ни был уровень их достатка, они прямо трясутся над этими этикетками с составами. Обращаются селебрети местного масштаба, часто перед съёмками. Это тяжёлый труд, но тут ты работаешь на имя и готов ждать и прощать многое. Знаменитости важные и недовольные, съёмки всегда на коленке, все опаздывают, ничего не работает, то забыли, этого нет. Обещанные три часа превращаются в семь. И нужно вернуть одежду в магазин как новую. А это не всегда возможно. Зато, когда видишь результат съёмки, можно оценить свои ошибки и расти дальше. И часто после съёмки в одном журнале начинают обращаться другие издания.

Отношения с большинством клиентов близкие, тут сложно по-другому. Как говорит одна клиентка: «Извините, но стилистами делиться не принято. Я вас никому не отдам». Кому-то же ей надо звонить в час ночи с идиотскими вопросами про внешний вид.

 

Иллюстрации: Саша Похвалин