Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) входит в транспортную группу FESCO. Его первые причальные стенки забивали ещё казаки-переселенцы в год основания Владивостока. Сейчас ВМТП — единственный универсальный порт на Дальнем Востоке. Он занимается перевалкой всего: японских машин, грузовых контейнеров, зерна, рыбы, леса, стали, потребительских товаров. Через него проходят многие грузы России и стран Азии.

Порт в числах

15

причалов

4

километра –
протяженность причалов

2 000

сотрудников ВМТП

365

дней в году –
действует порт

30 000

человек –
работают с портом

20

тонн –
весил необычный груз мышеловок

Экономика порта

У ВМТП есть два больших направления — азиатский импорт и российский экспорт. Россия экспортирует что угодно: от приморской кукурузы (в Японию) и соевого масла (в Корею) до серьезного оборудования для заводов. Завозят в страну тоже большой спектр грузов — от японских автомобилей до мышеловок.

Для Владивостока порт имеет большое значение, на нем отражаются любые изменения в экономике. Если рубль начинает укрепляться, то снижается экспорт. Например, российской стали в Китай. Если рубль падает, то сокращается импорт — например, товаров народного потребления.

У порта есть еще один необычный внутренний индикатор — склад временного хранения японских машин. В середине нулевых их количество превышало все разумные пределы. Машины заполняли не только автомобильный терминал, но и другие площадки порта. Тогда решили вложиться в строительство 11-ярусной парковки.

Но в 2008 году произошёл мировой кризис, а в 2014-м российский авторынок окончательно встал. Пустые ряды парковки выглядели удручающе. Ее называли мемориалом японского автопрома. В последние полгода машины снова покупают. Сейчас парковка почти полностью заполнена.


press-sekretar

МИХАИЛ СОКОЛОВ

пресс-секретарь ВМТП

Порт — это просто. Представьте, вы решили переехать из одной квартиры в другую, заказали себе грузчиков, и они перенесли ваши вещи. Мы делаем ровно то же самое, только в больших объёмах. Значительная часть судов, которые к нам приходят, относятся к международным транспортным компаниям. Они работают на регулярных линиях, по кругу и по расписанию: Шанхай, Далянь, Пусан, Владивосток, Находка, и снова тем же маршрутом.

Также к нам заходят трамповые суда, которые курсируют по нерегулярным маршрутам. Обычно они везут редкий, крупнотоннажный или негабаритный груз. На такие суда мы переваливали российское оборудование для атомной станции в Китае — энергоблоки весом в 110 тонн.


Лоцманы — морские парковщики

Первый человек, которого видит капитан торгового парохода еще до захода в порт, — это лоцман. Без его помощи швартоваться запрещено. Судно встает на рейде и ждет лоцманский катер. Когда он подходит, они оба маневрируют так, чтобы специалист мог на ходу (бросать якорь тоже нельзя) забраться по штормтрапу или веревочной лестнице. После этого он попадает на капитанский мостик, где консультирует капитана. Профессия лоцмана считается очень опасной: падение между двух движущихся судов может плохо закончиться.


АЛЕКСАНДР
КОМАРОВ

лоцман ВМТП

Я 12 лет работал капитаном танкера, потом по конкурсу получил эту должность. Лоцманы — это морские парковщики. Мы несём моральную ответственность за исход дела. Без нашей помощи капитан, незнакомый с местностью, может разворотить порт. У нас в руках многомилионные суда, а перед глазами краны и причалы, которые нельзя повредить. Лоцманы считаются уникальными специалистами — нас в России всего около 500 человек.


КОНСТАНТИН
АЛЕКСЕЕВ

лоцман ВМТП

Я работаю лоцманом более 20 лет, занял место своего отца. Работа у нас круглосуточная, на смене стоим сутки, за это время происходит примерно пять швартовок. Каждая из них отличается — многое зависит от судна и погоды. Иногда можно справиться за час, но однажды мы швартовали судно целые сутки из-за тяжёлого льда. Работа лоцмана требует серьёзных навыков, поэтому на нее обычно нанимают капитанов с большим опытом.


Лоцман доводит судно до порта, где его встречают буксиры. Как только оно швартуется, трюмы осматривают таможенники. Они описывают груз и дают разрешение на работу сотрудникам порта. После этого грузом занимаются портовые машины: погрузчики, перегружатели, тягачи.

Погрузка и докеры

Под стрелой перегружателя в очередь выстраиваются грузовики. Каждый подъезжает под кран, получает контейнер и едет на склад, где проходит таможенный контроль. Если есть подозрения в контрабанде, контейнеры попадают в огромную рентген-установку — мобильный инспекционно-досмотровый комплекс. На въезде с каждого причала груз также проверяют на радиоактивность. После всех таможенных процедур контейнеры возвращаются на площадки терминала.

Процессом перемещения груза в порту занимаются докеры. Сначала так называли портовых грузчиков, которые носили мешки на спине. С 80-х годов они превратились в докеров-механизаторов и стали управлять техникой, а надобность в ручном труде почти исчезла.


ГЕННАДИЙ ЛУТЧЕНКО

докер-механизатор
ВМТП

Работаю в порту уже 20 лет. Раньше я мешки носил, было тяжело. Помню, как однажды разгружали несколько вагонов воловьих шкур — пришёл груз из Казахстана. Потом научился управлять техникой. Сейчас работаю на контейнерном терминале. Он самый большой по площади и грузообороту, здесь работает больше всего людей. Весь день провожу в ричстакере — погрузчике для работы с контейнерами. Работа комфортная: тепло и есть кондиционер. На море смотрю каждый день.


Работа тальманов

Человек, который занимается подсчётом грузов и находится в окружении техники, — это тальман. Он при любой погоде должен контролировать процесс. Тальманами в порту часто работают женщины.


ЕЛЕНА
КОЛЕСНИКОВА

старший тальман ВМТП

Я работаю сменами по 12 часов. Принимаю контейнеры, отгружаю пароходы, работаю с клиентами и на складе. В начале смены расставляю других тальманов по местам. Ответственность большая, нужно следить за перемещением всех грузов и техники на причале. На случай непогоды на причалах стоят тальманские домики, но из них всё равно нужно выходить. Если контейнеры ещё можно посчитать по камерам наблюдения, то с генеральными — штучными — и навалочными грузами все гораздо сложнее. В среднем, разгрузка крупного судна занимает 20 часов.


Результатом работы бригады становятся расставленные в строгом порядке грузы. После этого они отправляются морским, автомобильным или железнодорожным транспортом к клиентам. Размер контейнеров стандартизирован — это двадцатифутовые или сорокафутовые железные коробки, поэтому их выстраивают ровными рядами в четыре яруса.

Почти каждый работник порта знает имя Малкольма Маклина — изобретателя контейнеров. Когда он умер, все суда-контейнеровозы в мире синхронно дали прощальный гудок. Именно благодаря этому человеку порт превратился в упорядоченное место, напоминающее лего-город. Практически все грузы стали перевозить в стандартных контейнерах, технику оборудовали специальными креплениями для их захвата, а докеры перестали носить мешки на спине.

ТЕКСТ: Дарья Миколайчук

Фотографии: Алексей Зайцев