Доктор философии, специалист по истории и социологии развлечений, профессор Евгений Дуков рассказал The Village о том, как укорачивается рабочее время, а весь досуг передвигается на ночь.

   
Вы еще помните, кто такие трудоголики? В недалеком прошлом это те, на кого надо было равняться. Они сидели на работе с раннего утра до позднего вечера. Где они сегодня? Они — вымирающий вид. В отличие от ботана, которого все ненавидят в школе. Ботан, на самом деле, это тот вид, который в ближайшем будущем должен стать ведущим в популяции человекоподобных. Но он — не трудоголик. Он тот, для кого работа или учеба — форма игры или развеселой жизни. А следовательно, привычное разделение времени на рабочее и внерабочее, когда сначала корячишься и потом ползешь отдыхать, для него теряет смысл. То же самое происходит у всех людей творческих профессий. Раз художник повернулся спиной к картине, разве он перестал над ней работать? А физик, оторвавшись от листка бумаги, думать? Мы вступаем в эру, когда некоторые понятия перестают работать, да и само явление иногда исчезает. Так, среди прочих изменилось отношение к рабочему и внерабочему времени.

   

             

Английский экономист первой половины прошлого века Джон Мейнард Кейнс мечтал, что в ХХI веке люди, наконец, будут работать только по 15 часов. И это не в день, а в неделю. Он подвел под мечты свою теорию, которая получила название «кейнсианство». До уровня его цифр мы пока не дошли. Но всё же внерабочее время вторую сотню лет с успехом теснит рабочее. Нобелевский лауреат Роберт Фогель подсчитал: в 1880 году глава семейства в США отдыхал в среднем 1,8 часа в день, не считая 8-часового сна (в XIX веке рабочая неделя составляла 60–70 часов), а через сто лет, в 1995 году, — уже почти 5 часов. Это для американцев, для которых время — деньги. Но особенно быстро сокращалось рабочее время в Европе. К 1987 году немцы стали работать на 30 % меньше, чем в 1950 году, датчане — на 29 % меньше, французы — на 17 %. Во Франции, например, установили 35-часовую рабочую неделю, а сверхурочные ограничили 180 часами в год.

Эксперты британского центра New Economic Foundation (NEF) полагают, что уже 21-часовая рабочая неделя будет эффективным средством борьбы со множеством экономических и социальных болезней — от безработицы до неравенства полов. По некоторым прогнозам, в 2040 году свободное время американца составит уже 7,2 часа в день, и лишь 3,8 часа (26,6 часов в неделю) он будет работать. Такую же рабочую неделю ожидают британцы к 2050 году, по расчетам исследователей Университета Рокфеллера Джесси Аузубел и Арнульф Грюблер. Уже почти 100 лет назад Вальтер Беньямин ехидно написал: «Человечество, которое некогда у Гомера было предметом увеселения для наблюдавших за ними богов, стало таковым для самого себя». Словом, рабочее время кажется поверженным. Да здравствует… А, собственно говоря, что будет здравствовать?

           

в 1880 году глава семейства в США отдыхал в среднем 1,8 часа в день, не считая 8-часового сна.

Через сто лет, в 1995 г. — уже почти 5 часов. Это для американцев, для которых «время — деньги»!

По некоторым прогнозам, в 2040 г. свободное время американца составит уже 7,2 часа в день, и лишь 3,8 часа он будет работать.

          

В 1970-х годах появились первые когорты людей, которые ценили свое свободное время больше, чем рабочее. Им сызмальства хотелось отдыхать, но как-то по-новому. Это были не хиппи, хотя, возможно, они и поглядывали на хиппи с некоторой завистью. Но хиппи были детьми богачей, а эти люди должны были что-то делать, чтобы заработать на сладкую жизнь. Постепенно тяга к сладкой жизни распространилась по всему миру и охватила прежде всего молодежь. В конце 1970-х годов у нас в стране, где работа, как у американцев, традиционно была на первом месте, в школах появились первые «мыльницы» — девушки, которые вместо уроков ходили по магазинам не с целью что-то купить, а так, просто поглазеть и рассказать одноклассникам и друзьям. Этот процесс и назывался «мылиться». Сегодня это звучит по-иностранному возвышенно — «шопинг», и охватывает не только школьниц.

   

                 

Почти три четверти (72 %) взрослых жителей России рассматривают шопинг в качестве развлечения и периодически заходят в магазины не по необходимости. Интересы любителей развлекательного шопинга, конечно, направлены прежде всего на предметы гардероба. Почти 49 % наших соотечественников говорят о покупке одежды для развлечения, причем 9 % утверждает, что это их любимое времяпрепровождение. Как ни парадоксально, еще одним объектом развлекательного шопинга в России являются бакалейные товары. 43 % респондентов получают удовольствие, покупая продукты питания, при этом 15 % называют это своим любимым занятием и только 23 % говорят о том, что это рутинная необходимость. В последнее время у нас появился и «терапевтический шопинг», который позволяет достигать эмоционального или психологического подъема. Так, 40 % респондентов описывают свое желание приобрести предмет одежды как «терапию», и 24 % респондентов ищут утешения в приобретении продуктов питания.

   


Почти три четверти взрослых жителей России периодически заходят в магазины не по необходимости.

      

Огромную роль в нашей новой жизни начинает играть спорт. Но он немного другой, как и шопинг вместо традиционных покупок. Возьмем, например, такие популярные в нашей стране виды, как боулинг и фитнес. В боулинге мы едва ли не перещеголяли всю Европу. Только специальных боулинг-клубов в Москве и ближнем Подмосковья — около ста. Дорожки для боулинга вы можете встретить в обычных клубах и даже некоторых кафе. Шарики вы можете катать в свое удовольствие с 11–12 до 5 утра. Примерно так же работает и фитнес-индустрия. На Москву и Петербург, по итогам 2009 года, по-прежнему приходится около 70 % ее оборота, а темпы роста в 2000-е годы не опускались ниже 20 %. В игорных заведениях, которые, как это ни парадоксально, курирует Госкомспорт, москвичи в новом тысячелетии оставляли не менее 500–600 млн долларов в год, что тоже свидетельствует о размахе игрового потенциала. И кризис на него не очень повлиял.

По мере «заигрывания» человечество всё позже ложится спать. В сущности, вся массовая индустрия досуга и услуг уже крепко связано с ночью. Действительно, жить и работать ночью в городах, особенно в мегаполисах, оказалось куда удобнее, чем днём. Статистика подтверждает: число ночных жителей постепенно растёт, их потребности в ночных услугах в последние годы становятся более многообразными. Людей интересуют не только обычные развлечения, но и магазины, банки, клиники, дантисты, салоны красоты и прочее. Ночные жители есть не только в Питере и Москве, но и в Центральной России, и за Уралом, только в мегаполисах. Такой вывод, например, можно сделать по результатам акции «Билайна», который предложил спецтариф с выдающимся названием «Мобильные вампиры». Этот тариф рассчитан на тех, кто не спит. За первые четыре месяца к нему подключилось больше шести миллионов абонентов, причём большинство этих вампиров живёт в регионах. Значит, это не только столичный синдром.

   

             

Но Москва, конечно, самый ночной город. И не только в России. В 2003 году был создан сайт www.moskva24.ru, который сегодня обрабатывает несколько тысяч запросов каждую ночь. Если сравнить Москву с крупными европейскими или североамериканскими городами, то по части ночных услуг мы их уже обогнали. Как ни странно, в Европе нет большого числа круглосуточных автосервисов, закрыты ночью офисы страховых компаний, салоны красоты и даже гипермаркеты в круглосуточном режиме работают лишь во время больших праздников вроде Рождества. Что-то принципиально новое входит в жизнь, вытесняя старые верования и привычки. В крупных городах табу на ночное время почти растворилось, и люди начали примерять на этот отрезок суток то, на что перестало хватать дня. Оказалось, ночь может вместить даже больше событий, чем день. Экстрим — ночью! Гонки — ночью! Причёски, спорт, игры, кино, театр — всё ночью! Особенно любимый шопинг тоже сместился в ночь! В России почти весь крупный продуктовый ретейл не закрывается на ночь. Сейчас пик вечерне-ночных продаж в большинстве сетей крупных городов приходится на период с 22:00 до 2:00 ночи. Особенно активно продажи идут с 20:00 до 24:00 и дают до 20 % общего оборота! 14,5 % активных горожан, согласно опросу, отовариваются преимущественно в ночных магазинах. Именно в столице можно задумать и реализовать ночной проект, потому что здесь, как утверждают специалисты, «бизнес плотно перемежается с жизнью: люди путают, когда следует спать, а когда работать». Если так пойдёт дальше, у нас появятся бизнес-центры, работающие в три смены, госорганизации — налоговая инспекция, регистрационная палата, суды, паспортные столы, ЖЭК. Уже сейчас многие call-центры, работающие 24 часа в сутки, порождают армию полуночников, пользующихся ночным сервисом. Как правило, это молодые люди, которые с удовольствием меняют свой график.

В крупных мегаполисах индустрия развлечений уже стабильно держится примерно на 30 % горожан, которые регулярно расширяют круг своих интересов в области ночного досуга. Конечно, это далеко не однородная аудитория (в ней есть группы, которые совсем не пересекаются), но именно она является активным пользователем услуг рынка развлечений. И одновременно работает, как будто развлекается. Как новые ботаны. Конечно, официальные бумаги лучше оформлять днем. Но идеи, которые в них содержаться, можно обговаривать в неформальной обстановке, в том числе и ночью. Или просто ночью. А какое это время — рабочее или нерабочее, бог его знает. Это не принципиально.