Беседовала Мария Фадеева

Словосочетание социальный бизнес, одно из ключевых в концепции Creative Cities, для России пока в новинку. Поскольку социальное жилье у нас обычно плохое и дешевое, социальные работники бедные, а социальные гарантии чаще всего мизерные, все это никак не воспринимается рядом со словом бизнес. Этакое словоНЕсочетание. Впрочем, подобные проблемы были везде, просто работу над ними начинали в разное время. Нам же лучше – есть уже рецепты и эксперты. К последним можно отнести и Виту Браковску, ставшую первым иностранным мастером игры «Город Будущего» в московской программе СС. Она пытается сочетать понятия социального и бизнеса в Латвии, где тоже все не просто. Еще и других этому обучает, являясь членом правления латышской общественной некоммерческой организации Zinis. Работает с теми, кто хочет заниматься креативной и научной экономикой в своих регионах. Специально для блога СС Вита поделилась своими знаниями о секторе социального предпринимательства.

Вопрос трактовки этого словосочетания [социальный бизнес] до сих пор остается открытым. Так у нас в Латвии бизнес могут назвать социальным лишь за то, что, имея достаточно денег, он дотирует благотворительные фонды. А для Швеции, где я недавно побывала, этого не достаточно. Тут речь идет о бизнес-модели, которая учитывает активную социальную роль компании. То есть, я (человек с ресурсами, контактами, потенциалом и всем остальным) хочу достичь некой коммерческой цели, и одновременно рассчитываю, что моя работа - благо для общества. В этом есть своя выгода. Социальное предпринимательство имеет большую возможность попасть в фокус прессы, получить огласку. Если я представляю просто частный бизнес, то первое о чем думают люди, это о моей прибыли, и о том,  как я с ними поделюсь. Совсем иначе, когда понимают, что люди работают для общества.

Сложной оказывается балансировка усилий в реализации двух заявленных задач, трудно понять, как давать что-то обществу, занимаясь бизнесом и наоборот. Лично моя проблема заключалась в том, что я не умею просить деньги за свою работу, не знаю, сколько она стоит. Кроме того, мне нравится делать что-то бесплатно, это помогает достигнуть позитивного социального эффекта. В результате, модель организации, которую создали мои коллеги и я, включает как бесплатное консультирование авторов идей, так и платные тренинги. При этом прибыль от последних мы вкладываем в реализацию бесплатных программ. Мы едем за свое время и деньги, участвуем в конференциях, рассказываем другим о своем опыте. Однако, нельзя работах только для тех, кто не может платить, надо и для тех, кто готов это делать.

Получать доход не преступно, любой организации необходимы средства для развития, и лучше заботится о них самим. С тех пор, как Латвия вступила в Евросоюз, несколько фондов, дававших гранты под разные социально-направленные инициативы, ушли из страны. Они сочли, что выполнили свою миссию: у нас гражданское общество, демократия и все остальное. Но в реальности многие организации, не задумавшиеся о самостоятельном заработке, оказались в трудном положении, потеряв фондовое финансирование. Поэтому тем, кто приходит к нам консультироваться, я не советую рассчитывать только на деньги инвестора. Их может быть недостаточно, да и политика меняется. Свое творчество мы показываем каждый день дома в семье, в коллективе на работе и т.д, другое дело - умение все это упаковать и построить бизнес.

Вопрос команды - еще один важный аспект, о котором не всегда задумываются авторы. Какой бы инновационной не была идея, для ее реализации необходимы весьма различные умения и знания. Как правило, автор идеи обладает технической и творческой компетенциями –  это не просто интеллектуал, обладающий специфическими знаниями - он знает, как сделать, проект работал. Также нужен тот, кто умеет продвигать идею, заниматься маркетингом и находить клиентов. Ну и третья необходимая группа навыков - финасово-административная. Конечно, бывает, что все это соединяется в одном человеке, но обычно нужно не меньше двух, потому что если дать автору идеи бюрократические бумаги, то, скорее всего, это его убьет. Мы учим искать команду прежде, чем искать деньги. Сейчас планируем делать интернет-платформу, где авторы идей и желающие их реализовывать могут встретиться. Кроме того, мы хотим, чтобы эта платформа позволяла людям понять, что они творческие и что их потенциал можно коммерциализировать. Это должно иметь поддержку и в офлайне, например, в каждом городе будет человек, способный работать с авторами идей.