Дизайнер Илья Рудерман провел исследование на тему уличной навигации в Москве в сотрудничестве с компанией News Outdoor. Компания заказала дизайнеру всесторонний анализ существующей навигационной ситуации в столице. News Outdoor получила данные, а дизайнер — возможность пользоваться интеллектуальными плодами своего труда. Специально для The Village Илья поделился результатами своих исследований.


Неспортивное ориентирование: Навигация в городе. Изображение № 1.

 


Илья Рудерман
 — известный дизайнер шрифтов, преподаватель и куратор курса «Шрифт и Типографика» БВШД, занимался разработкой шрифта для журнала «Большой город» и дизайном путеводителей ИД «Афиша». С 1 марта — арт-директор и заместитель главного редактора агентства «РИА Новости»

«Живому городу нужна гибкая, продуманная система подачи информации»

— Илья Рудерман

   
ТЕРМИНОЛОГИЯ

«Навигация» — неверный термин. Это правильный термин для систем GPS, совместимых с картами, или спортивного ориентирования, которым занимаются на военных кафедрах. Корректное название для того, о чем мы собираемся говорить, звучит по-английски Way-finding System (Система нахождения пути) или Orientation System — то есть ориентация в пространстве: городе, торговом центре или метро. Я предлагаю другой, русский аналог — «Система ориентирующей информации» — сложно, но точно.

 

СИСТЕМЫ

В Москве действует порядка десяти разных противоречащих друг другу систем. Считать их можно по входам в город: с аэровокзалов, железнодорожных и автобусных вокзалов, наземного городского транспорта (железная дорога, пригородные электрички) и подземки. Большая часть систем недостаточно информативна, часть просто обманывает — показывает не туда, не то, не так или говорит не теми словами, а главное — практически никакого взаимодействия между ними не происходит. Практически все говорят на разных графических языках. К примеру, система уличных указателей (маркировка домов и улиц) использует более двадцати пяти разных шрифтов и шрифтовых типографических композиций. Система рассыпалась давным-давно — это первая проблема.

Неспортивное ориентирование: Навигация в городе. Изображение № 2.1–3. Различные начертания номеров домов в Москве. Попадаются выведенные вручную. 4–6. Уличные указатели различаются формой таблички, шрифтом и порядком указания номера дома и улицы. 7–9. На Новинском бульваре можно встретить три различных таблички с указанием улицы.

Вторая проблема — большинство систем друг о друге не знает. Что такое знание одной системы о другой? Возьмем для примера станции метро — на некоторых станциях на столбы наклеены таблички с указанием маршрутов общественного транспорта. То есть метро иногда знает о существовании наземного городского транспорта, но практически не знает о маршрутных такси. Раньше метро не знало об аэропортах, теперь на карте появились значки-указания. Транспортная система также должна знать о карте города. Другой пример: многие остановки именуются по названию улиц, но при выходе из автобуса мы практически сразу дезориентированы, нам даже не подсказывают, в каком направлении искать эту самую улицу.

У города есть еще одна система — система уличных и домовых указателей, — она важна для разных районов, микрорайонов, округов — и в каждом районе теоретически может быть разной. В центре она могла бы указывать на достопримечательности, торговые центры, условно говоря — места силы, а в спальных районах помогать ориентироваться в однотипной застройке.

Неспортивное ориентирование: Навигация в городе. Изображение № 3.Количество систем в городе огромно: 1. Указатель проезда к аэропорту. 2. Трафаретные номера в наземном городском транспорте. 3. Уличные указатели, интегрированные с рекламой. 4. Табличка с расписанием маршрутов троллейбуса. 5. Новая айдентика РЖД. 6. Трафаретный символ «Места для пассажиров с детьми», который не менялся больше 50 лет. 7. Схема передвижения поездов метро. 8. Табличка «Камера хранения» на железнодорожном вокзале. 9. Знак «Выхода нет». 10. Указатели в аэропорту. 11. Электронные щиты в метро. 12. Уличный указатель. 13. Символы обновленной айдентики РЖД. 14. Наклейка в наземном транспорте. 15. Знак «Маршрутное такси». 16. Нарисованная вручную табличка с расписанием маршрутов автобуса.

 

ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Любая система имеет своего потребителя. Есть два критерия рассмотрения потребителей системы городской ориентирующей информации. Первый критерий — по способу перемещения — это водители и пешеходы. Водители ориентируются по-своему: иногда по метро, иногда по поворотам, по одностороннему движению, в общем, по тому, где и как можно проехать, наличию пробок, в конце концов. Пешеходы, в свою очередь, знают общественный транспорт и его остановки, ориентируются в метро и знают пешеходные тропы. Еще есть третья, промежуточная группа. Эти въезжают в город на каком-то виде транспорта, например, по железной дороге из Подмосковья, выходят на вокзале и начинают перемещение по городу: пешком, на метро или автомобилем. И для пешехода, и для водителя, и для въезжающих в город нужны разные способы интеграции систем, потому что каждый тип потребителя знает о городе разное.

И для пешехода, и для водителя, и для въезжающих
в город нужны разные способы интеграции систем, потому что каждый тип потребителя знает о городе разное.

Вторая категория потребителей строится вокруг знакомства с городом. Грубо — это спектр от москвича до иностранца. Есть москвичи или люди, которые прожили в городе достаточно, чтобы в нем свободно ориентироваться. Другая группа в городе недавно, город примерно знает, знает какие-то конкретные места, но теряется, как только оказывается в незнакомом районе. В эту группу также входят жители Подмосковья, которые работают в Москве. При этом надо заметить, что это русскоязычные люди, они готовы читать кириллицу, готовы спросить на улице, и их способ ориентации понятен. Следующая группа — гости столицы, они приезжают, может быть, второй или третий раз, поэтому знают, что в центре Москвы есть Кремль, главные улицы — Тверская и Арбат. Они примерно знают, что им в центре нужно, но как только ориентир исчезает из виду, они сразу теряются.

Четвертая группа — иностранцы, которые не знают города и не читают по-русски. Эта группа также неоднородна, среди них можно найти экспатов, которые в городе живут и перемещаются по нему, ориентируясь визуально, а есть люди, впервые приехавшие в город и не понимающие ровным счетом ничего.

 

ЛАТИНИЦА В СИСТЕМЕ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Ни в одной из нынешних систем ориентирования в Москве латиница не представлена убедительно. Обладает латиницей только одна система навигации — совмещенные с рекламой указатели, которые являются самыми большими городскими «врунами». Их появление полностью зависит от рекламодателя (то есть они не регулярны), они показывают только то, что выгодно, а их стрелки частенько смотрят в никуда. В метро, конечно, тоже есть латиница, но только на карте. Как только человек попадает на станцию, латиница кончается. Вроде знал, что нужно приехать на станцию метро «Тверская», но вот куда потом выйти? И пошел с толпой, куда ноги приведут.

 

 
Неспортивное ориентирование: Навигация в городе. Изображение № 4.Городские «вруны» — московские указатели, совмещенные с инфор-мацией рекламного характера

ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН

Мировой опыт разнообразен. Он доказывает тот факт, что Москве рано или поздно придется этой проблемой заняться. Лондон, например, — город с продуманной и прописанной системой ориентирующей информации, базирующейся на городском транспорте. Огромное количество видов транспорта, включая водный, который у нас практически не развит, объединенных в единую систему с билетиками, картами в едином графическом представлении. Есть продуманная система маркировок, обозначений и указателей. В открытом доступе в интернете лежит брендбук городского транспорта, называется London Transport System. Это единый, доступный для всех документ. Есть другой опыт, опыт Канады, которая еще в 70-е начала заниматься государственной айдентикой и создала брендбук госайдентики. Внутри этого брендбука, кроме всего прочего, была система маркировки указателей, домов и всего остального.

Неспортивное ориентирование: Навигация в городе. Изображение № 5.
1. Логотип каждого вида транспорта в Лондоне родственен другим логотипам транспорта. 2. Стойка с указанием вида транспорта и другой полезной информацией. 3. Все транспортные карты в Лондоне выглядят единообразно. На иллюстрации карта подземки. 4. Брошюра, рассказывающая о проездных билетах, и единая карта Oyster, позволяющая даже использовать некоторые виды водного транспорта. 5. Все виды транспорта имеют свои фирменные цвета. На фото трамвай, окрашенный в цвета собственного логотипа.

 

РЕШЕНИЯ

Очень часто мы видим решения локальных проблем и крайне редко наблюдаем системные видоизменения. Много людей занимаются решением локальных проблем, но никто не решает глобальных. С отсутствием системы ориентирующей информации и указателей в городе боролись так же локально. Что-то придумали во время Олимпиады-80, что-то в 1997 году. Как только решались эти локальные проблемы, о глобальных сразу забывали. Меняются схемы проезда, меняются маршруты, остановки, отменяются повороты, ремонтируются дороги, застраиваются микрорайоны — город живет. А живому городу нужна гибкая, продуманная система организации всего и информации в частности. Этим придется заняться. А как только этим кто-то займется, вероятно, появится и какая-то структура, которая всё это будет отслеживать и реализовывать. Она не должна быть многочисленной, она просто должна быть.

 

ТИПОГРАФИКА В ГОРОДЕ

В городе тотальное засилье шрифта Arial и набора одними прописными. Arial доступен, потому что он системный шрифт и есть на всех компьютерах в широком спектре начертаний. При этом он, на мой взгляд, отвратителен в кириллической версии. Мы начинаем привыкать к нему, это начинает угрожать нашей визуальной культуре, потому что через какое-то время эти ошибки становятся привычными и мы не видим тех же недочетов в новых шрифтах.

Неспортивное ориентирование: Навигация в городе. Изображение № 6.Строчные лучше и быстрее прописных распознаются читателем

Для разработки шрифтов часто берут иностранцев, но мне кажется, что кириллические шрифты должен разрабатывать человек, использующий кириллицу каждый день. Все западные дизайнеры просто не чувствуют кириллицы. Хороший, точнее, плохой пример — айдентика РЖД и выбранный ими фирменный шрифт, который моим коллегам пришлось корректировать постфактум.

 

 

Неспортивное ориентирование: Навигация в городе. Изображение № 7.МЕТРОПОЛИТЕН

Сейчас внутри метрополитена существует две системы навигации. На новых и старых станциях используются разные виды оформления. При этом системой ориентирующей информации в метрополитене занимается рекламный отдел. Работники отдела разрабатывают её факультативно, так сказать, «в свободное от работы время», просто потому что им не всё равно.

 

Неспортивное ориентирование: Навигация в городе. Изображение № 8.МОСГОРТРАНС

Мосгортранс отвечает за весь наземный транспорт и за всю ориентирующую информацию внутри транспорта и снаружи, на остановках. Однако за информацию на остановках — внешнее оформление и рекламу — отвечает одно подразделение, за оформление внутри автобуса — карты, таблички, наклейки — другое: обе структуры редко общаются друг с другом и никак не координируют свою работу.

ПРИМЕР ПЕРМИ

Неспортивное ориентирование: Навигация в городе. Изображение № 9.
1. Остановки общественного транспорта, спроектированные Студией Артемия Лебедева. 2. Общий вид остановки. 3. Стекла павильонов оформлены иллюстраторами, чтобы не возникало желания их разбить. 4. Логотип Перми — заглавная буква «П». 5. Футболки «Я люблю П».

Положительный пример — это Пермь. Сейчас я доделываю шрифт для города. Когда шрифт будет готов, он станет первым городским шрифтом в нашей стране и будет выложен в общий доступ.

 

В работе над исследованием также участвовали Юлия Богатко и Александра Боярская.