ПОДДЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА

ОВОЩАМ.NET

Изображение 13. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 1.

В феврале 2010 года на заборе около бывших палат Гурьевых в Потаповском переулке появился щит, выглядящий в точности как официальные стенды, которые вывешивают на ограждение при строительстве. Вместо строительных данных на щите было написано: «Москвичи и гости столицы, приносим извинения за временные неудобства, связанные с уничтожением памятника 17-го века, палат Гурьевых». Ниже значились контакты проектировщика, инвестора, согласующего органа и одна дата — 18 декабря 2009 года, — тогда в здании произошел сильный пожар. Авторство обращения принадлежало группе московских акционистов «Овощам.нет», которые вскоре подтвердили ответственность за акцию на своем сайте. 

Акцию около Гурьевых палат партизаны провели совместно с общественной организацией «Архнадзор». Перед митингом в защиту старой Москвы около исторического здания группа повесила на забор табличку, переодевшись в строгие костюмы и представившись людьми из префектуры. Сначала активистам пытались помешать охранники, но в конце сдались и поверили в сочиненную легенду. 

«Овощам.нет» и раньше подделывали привычные городские обращения, высмеивая социальные и политические темы. Облаченные в форму монтажников, они подменяли рекламные афиши вдоль дорог, на которых писали: «Тендер должен быть честным. Тендерный комитет правительства Москвы, информационный партнер: „Интеко“» или «Водитель, пропусти шикарную иномарку со спецсигналом. Мы спешим работать, а не разворовывать. „ГИБДД России“». В московском метро группа отметилась объявлениями «Построил с нуля успешный бизнЕс? Поспеши! Билеты в Лондон по 832 фунта» (буква «Е» повторяла логотип «Евросети»), подделали рекламу Google на автобусных остановках — поисковик на этих плакатах выдавал совсем другие запросы, нежели те, которые значились в официальной рекламной кампании. Про «Овощам.нет» известно мало — это два москвича, предпочитающие много не рассказывать о себе.

 

Самая громкая акция «Овощам.нет» — подделка рекламы Google. Поисковик на этих плакатах выдавал «строительство без откатов», «альтернатива на выборах», «активная гражданская позиция» и «телевидение без вранья»
Изображение 19. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 2.
Информирование граждан об «овощном гриппе», которым можно заразиться при просмотре телевизора и чтении желтой прессы и который лечится чтением литературы вроде Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», Евгения Замятина «Мы» и Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» — их же рук дело 
Изображение 3. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 3.
Город: Москва
www.ovoscham.net

 
ИТОГ АКЦИИ

Щит «Овощам.нет» «Москвичи и гости столицы, приносим извинения за временные неудобства, связанные с уничтожением памятника 17-го века, палат Гурьевых» провисел на заборе, ограждающем здание, в течение всего митинга в защиту старой Москвы и таким образом засветился на всех фото- и видеоотчетах с акции, цитировался в ЖЖ много раз. Статьи об очередной замене билбордов в Москве появились в ряде столичных СМИ. 

 

«КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ»

ТИМА РАДЯ

Изображение 8. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 4.

Утром 14 января 2011 года на белом снегу в городе Екатеринбурге, на углу улиц Малышева и Белинского, появилось красное пятно, похожее на огромную лужу крови. Именно на этом месте до апреля 2009 года располагался «Дом горного землемера Геннадия Ярутина» — один из исторических памятников города. Ночью 26 апреля особняк был снесен без согласования с владельцем. Событие вызвало возмущение горожан, на место разрушенного дома приносили венки и траурные ленты, о нем сняли документальный фильм. Поэтому даже через два года после этих событий проходившим мимо людям и узнавшим об акции из ЖЖ и социальных сетей был понятен подтекст — этого и добивался екатеринбургский уличный художник Radya. 

Задокументированная акция довольно быстро появилась в блоге художника, тогда же выяснилось ее нехитрое название — «Красная площадь». Рано утром, пока было темно, художник с четырьмя своими друзьями закрасил место, где раньше располагался особняк, рядом с которым теперь стоит новое многоэтажное стеклянное здание. Как говорит сам Radya, «новый стеклянный дом-на-крови старого».

Radya также фотографирует город и рефлексирует на разные городские и социальные темы (состояния архитектуры, городской пустоты, войны и продажности властей). 

Radya об акции «Красная площадь»: «Для меня это важно, потому что наши города полны пустоты. Как дом, в котором никто не живет — пустые комнаты, ненужные вещи. Когда снаружи пусто, это начинает попадать и внутрь человека. Публичное пространство принадлежит всем, кто живет в городе, и ответственность за него тоже лежит на всех. Это место, где раньше стоял дом, навсегда останется пустым. Даже не потому что там больше нет особняка, а потому что всем на это наплевать».

 

Изображение 10. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 5.
Работа «Твой ход» попала в шорт-лист конкурса «Инновация» в номинации «Новая генерация» в этом году. Также этот проект стал прецедентом в российском уличном искусстве — разрисованный в домино мост не стали закрашивать по приказу городских властей
Изображение 21. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 6.
«Артполитика» — екатеринбургское агентство, созданное Арсением Сергеевым
специализирующееся на интеграции современного искусства в публичные пространства крупнейших городов России. В рамках своих проектов агентство привозило стрит-артистов Марка Дженкинса, Эвана Рота и Improv Everywhere
Изображение 3. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 7.
Город: Екатеринбург
www.t-radya.com
www.tradya.livejournal.com

 
ИТОГ АКЦИИ

Дом, как и прежде, не собираются восстанавливать, но задачей акции было напомнить о произошедшем, и, по словам местных жителей, художнику это удалось. Об акции написали в нескольких екатеринбургских СМИ, обсуждали ее в ЖЖ и социальных сетях. Фотографии работы с небольшими комментариями художника разместило в одном из своих изданий издательство Tatlin. А издательство Taschen в середине марта подписало с художником договор о размещении фотодокументаций двух его работ в календаре, который компания делает совместно c Woostercollective.com (один из самых известных сайтов о стрит-арте).

 

«ХУЙ В ПЛЕНУ У ФСБ»

ГРУППА «ВОЙНА»

Изображение 11. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 8.

В два часа ночи 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге после разводки Литейного моста на одном из его пролетов, прямо напротив здания ФСБ, горожане увидели огромный нарисованный фаллос длиной немногим больше 60 метров. Личные обсуждения такого события быстро перетекли в интернет. Мнения на счет этого «городского полотна» разделились: одни жители активно порицали такие художества в историческом месте, другие, наоборот, с восхищением отзывались о произошедшем. Но и те и другие задавались вопросом: «Как вообще можно было нарисовать 60-метровую фигуру на одном из самых загруженных мостов города?» 

Довольно быстро выяснилось, что авторство принадлежит арт-группе «Война». Одного из участников группировки, Леню Ебнутого, милиция забрала в участок, но почти сразу отпустила. В день после акции на тему «Хуя в плену у ФСБ» в прессе вышло 300 публикаций (печать и интернет), на следующий день — уже 600. 

Страницу в ЖЖ, где «Война» выложила документацию своей работы, просмотрело около полумиллиона человек, которые оставили там 3 190 комментариев. После чего страницу забанила администрация и пост переместили сюда

 

«Война» в этом году получила премию «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» за работу «Хуй в плену у ФСБ»
Изображение 17. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 9.
В 2010 году некоторые участники арт-группировки «Война» попали под суд. В данный момент активисты выпущены под залог, выплаченный Бэнкси, но суд продолжается. Причиной заключения стала акция «Войны» — «Дворцовый переворот»
Изображение 3. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 10.
Город:
Москва/Санкт-Петербург
www.plucer.livejournal.com

 
ИТОГ АКЦИИ

Итогам этой акции могут позавидовать многие художники. «Хуй в плену в ФСБ» стал одной из самых упоминаемых городских акций 2010 года, а изображение фаллоса вынесли на обложку 5 печатных изданий. Работа получила известность за рубежом. Сами активисты достижением акции считают задетые чувства власть имущих, к которым косвенно и относилось высказывание. Один из участников арт-группы оказался в отделении милиции, но вскоре его отпустили. Работа номинировалась в этом году на премию «Инновация», не без скандалов и привлечения внимания к событию. И в итоге, 7 апреля, получила премию в номинации «Произведение визуального искусства».

 

«МЕТРОСТИКЕР»

ДЕНИС МУСТАФИН

Изображение 15. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 11.

8 февраля 2011 года в нескольких вагонах столичного метро появились листовки с рекламными объявлениями, похожие на те, что висят там каждый день, но предлагающие несколько более провокационные вещи — «Постановления правительства. Поправки в федеральные законы. Изменения в конституцию. (495) 606-36-02». Стало ясно, что это арт-акция — по сети стали гулять предположения о ее авторстве. Ближе к ночи выяснилось, что телефон, указанный в объявлении, реальный номер приемной Президента РФ, а организатор акции «Метростикер» — Денис Мустафин, идеолог молодежного движения Artyoung. На следующий день Денис выложил видеозапись акции на своей странице в Facebook и ЖЖ и был приглашен на небольшое интервью в прямом эфире одной из столичных радиостанций.

Денис Мустафин об акции «Метростикер»: «В стране много рекламы и много коррупции. И то и другое доходит до сверхциничных форм в своих проявлениях. Так или иначе, разговоры о коррупции в госорганах можно приравнять к рекламе этой коррупции, еще одному доказательству того, что всё продается и покупается. Поэтому возникла идея сделать из продажной власти эдакий масс-маркет, продавать ее услуги обычным людям. Где это делать, как не в метро? Отсюда и форма объявления. Реакция была в интернете, на что, собственно, и делалась ставка, только здесь можно моментально пробить номер и понять, в чем дело».

 

Молодежное движение Artyoung, идеологом которого является Денис Мустафин, организует фестиваль «Пошёл! Куда пошёл?» как альтернативу биеннале «Стой! Кто идет?» 
Изображение 22. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 12.
«Крестики-нолики» — акция Дениса Мустафина в поддержку Олега Мавроматти
Изображение 3. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 13.
Город:
Москва, 2011
Группа в Facebook 

 
ИТОГ АКЦИИ

Акция «Метростикер» привлекла внимание горожан на несколько дней. О ней были сделаны несколько сюжетов, в том числе с небольшим интервью художника на столичном радио, статья в «Новой газете» и на Newsmsk.com. Также небольшие заметки со ссылками на фотографии проведенной акции появились в сети. Продолжения истории не последовало. 

 

USE/LESS

MAKE

Изображение 14. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 14.

История карты с велодорожками USE/LESS началась в июне 2010 года, когда стрит-арт художник под псевдонимом Make выпустил сделанную почти вручную карту с его любимыми велосипедными маршрутами Москвы. По словам автора, название проекта отражало ощущение отчужденности и усталости от положения дел в городе, а также было мотивом к действию при минимуме ресурсов и возможностей, которые у него были. К удивлению художника, картой заинтересовалось множество людей. В течение недели после выпуска USE/LESS о проекте написали несколько столичных газет и сайтов, рассказали две радиостанции («Бизнес FM» и «Авторадио»), сюжет с небольшим интервью прошел в эфире Russia Today. СМИ с новой силой стали муссировать тему создания велосипедной инфраструктуры в городе.

За первой картой последовала еще одна. В ней уже были отмечены не только любимые маршруты художника, но и пути, подходящие для разных типов велосипедов и стилей катания. Специально к этой карте в городе сделали систему навигации — трафаретная разметка на дорогах (на поворотах, стоп-линиях и велопарковках) с подписью USE LESS MAKE MORE. 

И все-таки главным итогом инициативы Мэйка стала не разметка дорог, а появление большого количества последователей, готовых участвовать в его проектах и предлагающих любую помощь. Так, по приглашению активистов из «Эколофта» художник принял участие в организации московской части глобального дня действий 10/10/10, в рамках которого прошел велопарад и презентация еще более амбициозного проекта художника по развитию города — «Москва-2020». Манифест проекта был презентован в институте «Стрелка» 10 октября 2010 года. Работа над ним ведётся и сейчас. 

 

Изображение 24. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 15.Так выглядела первая карта USE/LESS
Изображение 25. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 16.Сюжет о проекте в эфире Russia Today
Изображение 23. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 17.
Интерактивная работа — социальный опрос в рамках дня 10/10/10 на «Красном Октябре». С этой акции началась работа над фестивалем «Делай сам», идеологом которого также является Make
Изображение 3. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 18.
Город: 
Москва
www.makesoserious.com
www.pixelchannel.ru
www.localfest.ru

ИТОГ АКЦИИ

После выпуска первой карты о проекте заговорила пресса: интервью на «Бизнес ФМ», Russia Today, статьи в изданиях «Гренадин», «Афиша», The Village. Вокруг проекта собралась инициативная группа людей, готовых воплощать и генерировать новые идеи. Группа инициативных велосипедистов из разных районов Москвы перевела карты в электронный формат и создала возможность добавления собственных маршрутов. В итоге проект из велосипедной карты USE/LESS развился в масштабную идею альтернативного развития столицы — «Москва-2020», представленную в рамках дня действий 10/10/10 в институте «Стрелка».

 

OUTDOOR REMARKS

ИГОРЬ П.

Изображение 34. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 19.

Серия работ художника и куратора Игоря П. Outdoor Remarks, сделанная им в 2010 году, на первый взгляд больше похожа на обычные заборные надписи, нежели на образцы уличного искусства. На уличных заборах, жилых домах, промышленных и торговых помещениях словно от руки написаны ироничные и остроумные надписи вроде «критика в адрес правительства» или «надпись рекламного характера», рядом нет никаких картинок и иллюстраций, только текст. Главная задача этих работ — заставить горожанина включить воображение, он должен увидеть надпись, которая заставит его думать.

По мнению самого художника, Outdoor Remarks заявляют о бедности визуальных образов на улицах Москвы: у людей в столице выработалась защита против визуальных образов из-за обилия наружной рекламы, которую теперь рисуют даже на асфальте.

Игорь П: «Меня, честно говоря, московская среда настраивает только на негатив, разрушение, деструкцию. Мне хочется что-то разбить, оторвать какие-то баннеры: такое количество рекламы уже невозможно терпеть. Например, когда я в последний раз был в Киеве, видимо, в связи с кризисом большинство рекламных плакатов на улицах были белыми. Это очень вдохновляло на создание работ».

Изображение 36. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 20.Работа из серии Outdoor Remarks «высказывание в адрес правительства»
Изображение 37. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 21.Прямая речь уличного художника и куратора Игоря П.
Изображение 3. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 22.
Город: 
Москва
www.visualartifacts.ru
www.objectsbook.ru
www.thewallproject.ru

ИТОГ АКЦИИ

Многих работы Игоря действительно заинтересовали — прохожие фотографировали надписи и публиковали у себя в ЖЖ и социальных сетях, обмениваясь мнениями о том, что именно хотел передать с помощью простого сообщения их автор. Интервью с Игорем появилось на The Village и на Codered.ru, самом известном российском сайте, публикующем работы уличных художников и райтеров.


МОНСТРАЦИЯ

АРТЕМ ЛОСКУТОВ

Изображение 27. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 23.

1 мая 2004 года на улицы Новосибирска вышли молодые люди с транспарантами, на которых были написаны абсурдные лозунги вроде «Реальность — удел богов», «Тяни одеяло, дели пироги» и «Таня, не плачь!». Они пристроились к хвосту обычной первомайской демонстрации, слившись с ней в одну колонну. Это была первая «Монстрация», придуманная группой жителей города во главе с художниками Артемом Лоскутовым и Константином Еременко. С тех пор «Монстрации» проходили в Новосибирске каждый год, а в 2010 году акции впервые прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Крыму, Красноярске, Риге, Омске и Владивостоке.

Как говорят организаторы, главная цель «Монстрации» — выразить себя, выступая с абсурдистскими и одновременно концептуальными, парадоксальными плакатами. При этом каждый из участников должен сам придумать себе лозунг, сверху они никому не выдаются. Несмотря на то что эти акции не несли прямого политического подтекста, внимание властей было приковано к ним с самого первого выхода людей со странными транспарантами на улицу. Представителям властей лозунги вроде «И кто здесь главный» или «Ну и че?» казались экстремистскими. Некоторых участников акции забирали в милицию, для выяснения «подлинного подтекста» высказывания.

А 15 мая 2009 года арестовали Артема Лоскутова по подозрению в «хранении наркотиков и экстремизме». В СИЗО он провел 27 дней, после чего был выпущен под подписку о невыезде. Единомышленники Лоскутова убеждены, что наркотики ему подкинули. Настоящая причина, как считают они, —  активная общественная деятельность. В итоге художник был приговорен к штрафу в 20 тысяч рублей за незаконное хранение марихуаны, свою вину так и не признав. Вся эта история только добавила известности «Монстрации». Статьи о судьбе художника появились в «Русском репортере» и многих других СМИ.


Изображение 28. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 24.
Артем Лоскутов, идеолог Монстрации
Изображение 33. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 25.Новосибирская «Монстрация 2010» получила премию «Инновация» в номинации «Региональный проект»
Изображение 32. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 26.
Изображение 31. Добро пожаловать в арт: современное городское искусство.. Изображение № 27.
Город: Новосибирск
www.monstration.ru

ИТОГ АКЦИИ

«Монстрация» стала визитной карточкой Новосибирска. В 2010 году «Монстрации» прошли в Москве, Новосибирске, Омске, Перми, Риге, Крыму, Красноярке, Владивостоке и Санкт-Петербурге. Новосибирская «Монстрация-2010» получила премию «Инновация» в номинации «Региональный проект».