Почти на всех играх «Город Будущего» одна из команд предлагала проект организации городских праздников. Когда придумывали способы внедрения «зеленого» образа жизни в Хорошевском районе, предлагали устроить образовательный эко-фестиваль. Осенью в игре, посвящённой району Сретенки, одна из команд придумала праздник произведений искусства из мусора. Важной частью игры, посвященной Петровским редутам, стали предложения нескольких команд по организации ролевых игр. Логично, что в начале 2011 года городской праздник и сам стал темой очередной сессии «Города будущего».

4 разных фестиваля: «Пустые холмы», «Живая Пермь», «Москва 2020» и «Картония», — поставили перед игроками задачи, решением которых могли бы стать городские праздники. В мастера же игры на этот раз пригласили Свету Сдвиг, которая и сама не первый год занимается организацией фестивалей и других радостных событий. Она — агент «Картонии» (в рамках этого праздника проходила игра), она ввела в московский обиход бесплатный обмен вещами и умениями по принципу Really Free Market, а сейчас участвует в новой инициативе под названием «Локальный фестиваль». Мы решили продолжить с ней дискуссию, начавшуюся еще на круглом столе, который сопровождал игру. Там приглашенные эксперты говорили о том, как получаются хорошие праздники и насколько легок сам процесс организации.

У меня случился некоторый диссонанс из-за того, что игроки целых два дня решали проблемы, сформулированные организаторами не самых безвестных праздников, а потом эксперты на круглом столе, сказали, что никаких проблем нет.

В принципе, в городе есть ряд праздников, повторяющихся с четкой периодичностью. Но если посмотреть, сколько в Москве живет народу, особенно не по статистике, и вспомнить, что все они нуждаются в общественном пространстве, публичном общении, то окажется не достаточно. Ситуация в Москве нельзя сравнить ни с какими городами даже восточной Европы. «Пикник Афиши» и «Дизайн-субботник Seasons», конечно, альтернативны муниципальным праздникам вроде 9 мая («Собираем друзей») или 4 ноября («Народы России вместе»), но они рассчитаны лишь на определенный контингент, связаны с тратой приличных сумм, и ими нельзя закрыть все потребности.

Что, на твой взгляд, соответствует сегодняшнему дню?

Например, в Киеве есть «Гогольфест» — такой многоплощадочный фестиваль, который охватывает весь город и замешан на украинщине. Я думаю, что для каждого уважающего себя города нормально иметь городской фестиваль, как Helsinki festival в Хельсинки. В Берлине несколько подобных фестивалей. У нас в День города вбухивают огромные деньги, но вся более или менее сознательная часть населения предпочитает не выходить из дома в этот праздник. Потому что это эстетически неприятно и грозит попаданием в опасные ситуации или просто в пробки. Городу от него только хуже.

Есть работа с подрастающим поколением, всякие кружки и другая круглогодичная деятельность. Еще одна история — это специализированные выставки-ярмарки, которые у нас вроде есть. Например, Книжный фестиваль в ЦДХ — достаточно серьезное мероприятие: три миллиарда событий в 4 дня, можно зайти и выйти другим человеком. Но нужно еще делать некий общечеловеческий продукт. То есть не только суметь построить огромный небоскреб и проложить трассу через любой лес, но позаботиться, чтобы «на районе» было место, где интересно. Такие не великие нужды у нас почему-то не замечают. Будто человеку в городе Москва нужно только питаться и ходить в торговый центр. А если народные гуляния, то что-нибудь вроде дня десантника. Стыдоба! Такой большой город — и никто не занимается этим. При этом московская публика интеллектуально достаточно подготовлена, у нас все любят праздники. Сходите в Серебряный бор, в парк «Ветеран». Там маленькая эстрадка, туда приходят 3 музыканта, и невероятной красоты бабушки в фетровых шляпках летом танцуют с дедушками.

В Москве, если что-то делают, то чаще всего идут по пути наименьшего сопротивления, превращая все в арт-барахолку. Вопрос в том, как создать общественное мероприятие, общественное пространство, и чтобы это было интересно. В основе городского праздника не может быть торговая индустрия хендмейда и частного творчества. Для этого достаточно рынка. Почему надо думать о людях, которые к вам придут, только как об экономических объектах? Все эти люди живые, они хотят общаться, а не только покупать. То, что мы видим сейчас — это порывы встроить праздники в уже известные формы: покупательская активность, хождение на концерты (как «Пикник Афиши»), и в довесок что-нибудь прикольное от спонсоров. Таким образом, мы признаем, что журнал «Афиша» и иже с ним читают люди, у которых есть руки-ноги и которые любят играть в твистер.

Ну а на «праздничной» сессии игры ты увидела что-то свежее?

Никто заново не придумал «Винзавод» — уже отлично. Четкий запрос «Пустых холмов» вылился в хорошую идею с созданием коммун на территории фестиваля. Хотя, подозреваю, что представители заказчика, находившиеся в команде, сами ее и сгенерировали. Идея свежая, хотя команда не победила. «Москва 2020» обращается к местному сообществу, их главная идея — провести опрос. То есть не решать самим, что бы такого накреативить, а спросить жителей об их потребностях. Это как раз то, о чём я говорила выше. Кроме того, такой подход логичен, как хороший способ личного информирования — «вот мы собираемся делать для вас фестиваль, и вы тоже можете поучаствовать в его создании». Мне очень понравилось во всех идеях, предложенных на этой игре, то, что никто не планировал ничего грандиозного. Был конкретный метод, деталь: как привлечь туристов, волонтеров, как сформировать статус фестиваля. Пожалуй, у «Живой Перми» получилось более размыто.

Изображение 1. «Городской праздник как социальная инициатива» — советы от мастера.. Изображение № 1.

Если городской праздник не зарабатывает на зрителях, хейндмейкерах, алкоголе, то как же ему обеспечивать свою команду?

Действительно, у людей, которые делают большие мероприятия, появляется определённая проблема: фестиваль отнимает не только то время, в рамках которого происходит. Нужно хотя бы два месяца на подготовку, месяц на отчеты. По старой памяти 90-х годов все думают, что все бесплатно и весь труд бесплатен, но это не правда. Публичные мероприятия субсидируемы. Суперзадача, конечно, быть самостоятельными, но спонсирование — это нормально. Однако внутренние ресурсы должны быть продуманы. Обычно те, кто устраивает общественные праздники, оказывают также услуги по организации корпоративных концертов, дней рождения. Лично у меня не получается жить на доходы от организации праздников, и я решила заниматься ежедневным трудом — открыла кафе. Впрочем, мне не кажется, что праздники — сфера только профессиональной деятельности.

Мне было радостно прочитать на The Village о том, как один человек делал маффины и продавал их за свободные пожертвования (речь идет о редакционном эксперименте. — The Village). Мне нравится эта идея — она исключительно про человеческие отношения без экономического интереса. Люди потратили кучу денег, им вернули кучу денег — и суммы сошлись. Я точно также делаю со сладостями, принося их на всякие мероприятия. У меня есть искреннее желание, чтобы все ели вегетарианские сладости, и я готова тратить на это деньги. Я говорю, что выразить свою благодарность можно и деньгами, и это окупается. Не заработок, наверное, но труд оплачивается. Свободная форма оплаты работает даже в той экономической ситуации, которая у нас тут существует. Причем речь не идет о том, что люди какие-то особенные.

Кстати, еще одна тема, увлекшая меня на круглом столе — волонтеры. Ведь чудесное явление, но частое ли?

Расскажу, как устраивают карнавалы на юге Германии. Там есть группы, которые существуют иногда на протяжении десятилетий и столетий. В них состоит множество людей, которые в обычной жизни могут быть кем угодно. То есть, вот ты, Маша, —журналист, а я — кулинар, но в принципе мы в одной группе, допустим, «Мохнатые тканевые чудовища». И мы на протяжении года шьем костюмы мохнатых чудовищ, а потом на карнавале поём свою песню. Это не требует каких-то сильных затрат. При этом у нас появляется дополнительный круг общения, которого многим не хватает в Москве. Тут люди вертятся между работой и жильем, и масса всего проходит мимо. Они не узнают о том, что есть разные люди, что все мы живем в одном районе, что можно вечером встретиться. Я думаю, что городские фестивали способны показать, что можно делать что-то очень простое, как хобби, но вместе, для всех.

Культура активизма, волонтерства очень богата. И у нас она может прижиться. Мне нравится, например, подход манчестерского фестиваля. Предположим, я — студентка из Англии, изучаю менеджмент художественных и социальные мероприятий. Соответственно, то, что я тружусь, раздеваю в гардеробе людей, проверяю билеты (собачья вполне работа) будет записано в моей трудовой практике в ВУЗе, также я могу написать по этому поводу исследование и получить хороший опыт работы со старшими менеджерами. Возможно, я даже получу за это небольшие деньги, а также бесплатную еду и билеты на все мероприятия. Такой культурный трудовой лагерь.

Беседовала Мария Фадеева