В последние несколько лет велодвижение Петербурга переживает подъём. Люди разных возрастов смело перемещаются по городу на велосипедах в потоке машин и общественного транспорта. Кто-то, нарушая правила, продолжает ездить исключительно по тротуару, мешая пешеходам. Фестиваль «За велогород» — это попытка организовать диалог между велосипедистами, городом и его жителями. The Village выяснил у гостей и участников, какие препятствия на пути велосипедизации Петербурга возникают сегодня и есть ли эта проблема вообще.

 

 

Люди в городе: Участники фестиваля «За велогород». Изображение № 1.

 

 

Люди в городе: Участники фестиваля «За велогород». Изображение № 18.

  

Юрий

27 лет, физик

  

Я живу в Петербурге, а работаю в Петергофе, и на велосипеде туда мне не добраться. Тут дело даже не в плохой оснащённости дорог или неуважении водителей — просто далеко. Но сейчас, когда я в отпуске, по городу перемещаюсь на велосипеде. Очень не хватает велодорожек. Нет даже самых простых, которые можно сделать при помощи разметки, как в Швеции. Этого будет более чем достаточно, особенно после того как автомобилисты к ним привыкнут.

Что бы ни говорили, велосипедистов уже сейчас воспринимают как участников дорожного движения. Я езжу по городу шестой год, исключительно по проезжей части. И ощущаю, что со мной все считаются. В последние два года ездить по Петербургу стало тяжелее: очень много не только машин, но и велосипедистов. На днях чуть было не попал в ДТП:  в меня едва не влетел другой велосипедист, едущий по тротуару. Велосипедисты начали мешать друг другу. Велодорожки могли бы исправить ситуацию.

  

 

 

  

Елена и Маргарита

участники проекта «Мечты на колёсах» 
(«Школы третьего возраста»)

  

Елена: Нам сегодня не хватает того же, чего и всему городу, — инфраструктуры. Нужны и дорожки, и парковки, и ещё много разных мелочей. По тротуарам ездить нельзя — мы мешаем пешеходам, по проезжей части опасно — и мы это прочувствовали на себе. 

Маргарита: На улицах не хватает велосервиса. Мелкой технической помощи велосипедистам. Не в центрах и гаражах, а у велопарковок, например.

Нужно менять восприятие. Несмотря на активность нашего движения в последнее время, велосипедиста на дороге всё ещё не воспринимают всерьёз. Нам нужны большие фестивали и мероприятия, да и нас самих нужно учить грамотному перемещению по городу. 

  

Люди в городе: Участники фестиваля «За велогород». Изображение № 19.

 

 

Люди в городе: Участники фестиваля «За велогород». Изображение № 20.

  

Мария

27 лет, тестировщик
программного обеспечения

  

Велосипед использую исключительно для велопрогулок и поездок за город. По городу не езжу, не вижу смысла вывозить свой громоздкий круизер на улицы Петербурга — проще на самокате.

Думаю, ситуация изменилась бы с появлением велодорожек. Альтернатив тут быть не может. Разве что убрать с улиц всех людей. Кроме центра, конечно, необходимы трассы, соединяющие город с периферией. Я, например, не могу уехать с «Ладожской» на «Академическую» — там есть совершенно дурацкий автомобильный мост, который просто так не переедешь. 

  

 

 

  

Александра

18 лет, художница

  

Дороги, по которым я пытаюсь выехать из своего микрорайона в центр города, попросту неудобны. Тротуар сделан из брусчатки, повсюду ливнестоки. Идеальная ситуация — это велодорожка, отделённая от пешеходной зоны и проезжей части. Но это может появиться разве что в стране, которую я придумаю сама. Пусть власти хотя бы отремонтируют тротуары и сделают разметку. Обновлённое ПДД, которое создаст пакет правил для велосипедистов, тоже станет нашей защитой. 

  

Люди в городе: Участники фестиваля «За велогород». Изображение № 21.

 

Люди в городе: Участники фестиваля «За велогород». Изображение № 22.

 

 

Люди в городе: Участники фестиваля «За велогород». Изображение № 39.

  

Кристофер

34 года, главный редактор www.fc-zenit.ru

  

В Петербурге у меня принципиально нет автомобиля. Мне кажется смешным покупать автомобиль, если ты живёшь в центре города. Велосипед для меня — единственное транспортное средство. Использую его и для работы, и для необходимых перемещений по городу, сажусь с ним на электричке и после могу кататься за городом. Я вырос в американской деревне, где школа находилась на приличном расстоянии — примерно восемь километров от дома. Всегда ездил на велосипеде. 

Есть масса препятствий для комфортного перемещения, и одно из таких — непонятная ситуация с Дворцовым мостом. Я работаю на «Спортивной», а живу недалеко от Адмиралтейства. На велосипеде я могу через Дворцовый доехать за десять минут. Но там грязный воздух и постоянно летает пыль от ремонтных работ. Потому пришлось сменить маршрут и пересекать Неву по Благовещенскому мосту.

Водители, бывает, орут матом, специально опустив стекло. Создаётся реально агрессивная среда. Но я решил, что это скорее плюс, чем минус: это делает жизнь интересней. Я не поддаюсь таким агрессивным настроениям, а всегда с гордостью смотрю прямо и еду дальше. Более того — считаю, что они просто завидуют нам, велосипедистам.

  

 

 

  

Савва

25 лет, ретейлер

  

Очень много вещей делают перемещение по городу дискомфортным. Основные проблемы, как ни странно, — банальное хамство и несовершенство ПДД. У нас правила дорожного движения вообще не рассчитаны на велосипедистов. Водители не воспринимают нас — могут не тормозить, когда едут сзади, или толкать в колесо. Главная проблема для меня сегодня — поворот налево. Поворачивать нельзя, и это очень осложняет движение. Если нет машин или если они едут медленно — я попросту поворачиваю и еду. Если большой поток — иду по пешеходному переходу. Пока не будут изменены ПДД — других вариантов для себя не вижу.

  

 Люди в городе: Участники фестиваля «За велогород». Изображение № 40.

 

 

 Люди в городе: Участники фестиваля «За велогород». Изображение № 41.

  

Гоша

22 года, студент и создатель 
марки Waf-Waf

  

Основное препятствие для ежедневной езды на велосипеде — постоянное чувство опасности. Приходится перемещаться по проезжей части, но всегда есть страх, что тебя могут сбить, зацепить, открыть неожиданно дверь или ещё что-то. Причина кроется в отсутствии понимания и уважения со стороны водителей и отсутствии реакции со стороны власти и города — ДПС не считается с велосипедистами.  

Если не говорить о велодорожках, то нужна хотя бы просветительская работа. Ответственность не только на водителях авто — велосипедисты тоже должны  участвовать в этом процессе. Нам нужна новая система дорожного движения, где правилам будут следовать и автомобилисты, и велосипедисты.

  

 

Фотографии: Дима Цыренщиков