В Москве продолжается реализация программы «Моя улица». В этом году работы проходят в том числе на нескольких участках Садового кольца. Зоны ответственности поделили между признанными международными архитектурными бюро и несколькими молодыми командами из России.
The Village встретился с тремя участниками программы, чтобы узнать, как они решили изменить доверенные им улицы и что из этого получилось.

Фотографии

Андрей Стекачёв

Бюро Crosby Studios

Участок Земляного Вала близ Таганской площади

Гарри Нуриев

Нам досталась территория Садового кольца в районе Таганки, рядом с театром. Это узкий и одновременно разноплановый участок, который посередине разделён зданием. При этом он находится прямо у отрезка, где Садовое переходит в дублёр. Мы разделили участок по уже существовавшей логике на две части: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть примыкает к театру, и мы решили сделать её более парадной, подчеркнуть пафосность здания Театра на Таганке. Весь его задний фасад зарос деревьями, которые будут кронировать, чтобы раскрыть архитектурные особенности строения. Там устроят зону рекреации из красного клинкера — как и фасад. Нижняя часть, менее торжественная, примыкает к зданию ЖК «Шоколад», которое построило бюро «Меганом». Там на уже существующем фундаменте расположится прозрачный со всех сторон павильон кафе.

Минусом нижней части стала гигантская подпорная стена, по высоте сравнимая с пятиэтажным зданием. Она была вообще без окон, качество её исполнения очень низкое, и нам предстояло как-то её декорировать. Мы отказались от традиционных приёмов вроде плюща и граффити, а вместо этого решили делать холм, на котором посадят деревья и высокие многолетние растения. Вдоль холма мы пустили пандус, по которому люди будут попадать в такую негородскую среду, которая при этом существует на фоне Садового кольца. Это своего рода островок природы посреди загруженного бизнес-района. Перед холмом построят павильон. Там же появится площадь с индивидуальными стульями, с помощью которых каждый сможет организовать себе место для тусовки. А за павильоном — детская площадка. Она тоже будет необычной: её составят из холмов, которые перетекают из одного в другой. Верхнюю и нижнюю зоны соединены лестницей, большую часть которой занимает амфитеатр, направленный на площадь перед павильоном.

Эта зона — транзитная, здесь курсирует очень много людей. Cейчас они ходят по узкой дорожке, а после окончания работ будут проходить через гигантскую шикарную территорию рекреации, в которой можно по-разному отдыхать. Это называется pocket park — закуток, в котором организовали место для времяпрепровождения. Для Москвы это скорее исключительный случай. У нас такие территории называют скверами, и, как правило, это просто небольшой участок с деревьями, лавочками и урнами.

A2OM

Кудринская площадь

Андрей Адамович

Как таковой Кудринской площади нет. Есть Кудринский сквер около высотки, а что такое площадь? Поэтому мы и сделали основной упор на раскрытие территории сквера и оживление участка на внутренней стороне Садового кольца. Со стороны Большой Никитской улицы мы решили сохранить клумбу. Вокруг неё расширится зона мощения — за счёт парковки, которая превратится в пешеходную зону, а проезд сохранится. Это позволит компенсировать узкую пешеходную часть со стороны культурного центра имени Чайковского. Около «Кофемании» поставят автобусную остановку, и ещё одну — на кольце, за клумбой. А от неё проложат пешеходный переход в сторону высотки.

Нам понравилась возможность открыть новые виды на Садовое кольцо. Сейчас на клумбе высаживают деревья, так что в будущем появится тень и находиться здесь будет достаточно приятно. Мы добавим ступени к красному граниту клумбы, а на самой клумбе под деревьями организуем место, где можно будет посидеть и посмотреть на плотное движение Садового кольца. В Москве нет моря, зато есть движение десяти полос автомобилей, за которыми можно наблюдать, находясь в тени с чашкой кофе.

Будет продлена зелёная часть площади — сильное место, которое используется в основном только жителями высотки. Изначально мы хотели подчеркнуть ось на высотку и использовали разные варианты мощения площади, вплоть до имитации советского паркета. В результате было решено применить строгий геометрический рисунок мощения, который, с одной стороны, будет созвучен с остальными линейными фрагментами Садового кольца, а с другой — позволит «развернуть» пешеходов к скверу у высотки.

Бюро «Новое»

Новинский бульвар, дом 15

Анастасия Грицкова, Татьяна Лешихина, Александра Черткова, Анна Ставицкая, Ася Илышева, Сергей Аксёнов, Аркадий Ковалевский, Сергей Неботов

Наш участок располагается по адресу Новинский бульвар, дом 15. Изначально в него входила территория перед этим домом, а также за ним и за соседним.
То есть достаточно большой участок — почти гектар площади.

Территория представляла собой кашу — жилые и офисные дома вперемешку, спонтанная парковка, люди проходят через наш участок от Большого Девятинского переулка на Садовое. Чёткого технического задания у нас не было, так что мы решили пообщаться с местным сообществом — так люди могут сами рассказать, какие на участке есть проблемы, какие ценности. Мы организовали несколько встреч с местными жителями, чтобы с помощью метода дизайн-игры понять, что происходит на этой территории. Оказалось, что есть инициативные группы жителей, которые пытаются как-то решать проблемы, а есть офисы, которые не заинтересованы в глобальном развитии территории. Выяснилось, что дом № 15 — особое место, поскольку там расположены квартиры работников министерства иностранных дел. В этом доме живут либо пожилые бывшие сотрудники МИД, либо арендаторы, снимающие квартиры. То есть здание можно условно сравнить с хостелом или гостиницей.

Мы выяснили, что для жителей самые важные вопросы — это парковка и озеленение. Нужно было найти баланс между потребностью в парковочных местах и сохранением ценности территории, выраженной в зелёном дворе. Обсуждая проблему с жителями, мы пришли к минимальному необходимому количеству места под автомобили, которое должно быть во дворе.

Мы попытались разобраться, что представляют собой зелёные насаждения, и для этого вызвали дендролога. Оказалось, что значительная часть деревьев на территории — аварийные или больные. По-хорошему, правильно было бы их удалить, а на их месте высадить здоровые деревья на правильном расстоянии друг от друга. Со временем это бы в корне изменило образ территории.

Стало понятно, что участок сложный, и мы разделили его на три зоны. Первая — перед домом № 15, непосредственно на Садовом. Сейчас это транзитная территория, а мы предложили её активировать, чтобы ей начали пользоваться люди. Нужно было сделать так, чтобы те, кто отдыхает, не мешали жильцам дома. При этом проницаемость участка как транзитного тоже необходимо сохранить. Вторая территория — за домом № 13. Сейчас это парковка, которой в основном пользуются работники офисов, а жители дома иногда вообще не могут к ней подступиться. Мы предусмотрели отдельную парковочную зону для последних со шлагбаумом.

Мы стремились сделать всё в едином дизайн-коде, чтобы территория воспринималась как одно целое. При делении на участки каждой зоне мы присвоили свой код. Перед домом № 15 использовали линейные элементы, чтобы подчеркнуть динамику участка, но за домом № 13 участок был привязан к усадьбе XVIII века, и мы не могли менять его геометрию. Так что мы взяли уже существующую форму — треугольник  — как основную и попытались её развить. А третий участок, самый крупный, — двор за домом № 15, большой зелёный массив с развитой сетью дорожек. Это проблемная территория из-за конфликта интересов соседних офисов, церковного учреждения и жителей дома, который во многом касается парковки и перекрытых возможностей транзита.
В итоге мы вместе с жителями решили, что территория должна нести рекреационную функцию. Там большое количество зелени, это теневой оазис. Мы сохранили массив зелени и предложили посадить дополнительные деревья взамен тех, которые предлагали удалить как аварийные, а также организовать более удобную дорожно-тропиночную сеть. Мы взяли большую массу зелени центральной клумбы, оформили её в круг и его геометрию использовали как базовый элемент для этой территории.

В итоге получилась концепция, в которой мы поделили существующую территорию на комнаты. Парадная — это территория с выходом на Садовое. Прихожая — двор за домом № 13, где люди паркуют машины. Гостиная — общее пространство, которым будут пользоваться не только жители окрестных домов. Кладовая — место парковки на участке, куда выходит двор дома Грибоедова. Ещё одну комнату мы назвали «кабинет»: это небольшое пространство, на котором растёт дуб — единственный оставшийся с тех пор, когда здесь жил Грибоедов.
И наконец, спальня — пространство непосредственно у дома № 15, куда выходят окна жителей здания.

Затем мы передали концепцию в КБ «Стрелка», после чего начался процесс согласования с заказчиком — департаментом капитального строительства. Мы получили комментарии, и оказалось, что наша территория сокращается за счёт участка за домом № 15 с круглыми клумбами, которую отдали другому субподрядчику. Также нас поставили перед необходимостью сохранить все существующие деревья. Это сложный момент, с которым мы не согласны, и он касается политики в отношении озеленения города вообще. Старые и опасные деревья необходимо удалять, и если проводится программа комплексного благоустройства, то нужно принять волевое решение посадить новые здоровые деревья и посадить их по всем правилам, чтобы они развивались правильным образом. Однако стратегия озеленения Москвы застопорилась где-то в 1960-х, когда в городе временно высадили тополя — эта порода быстро набирает массу, и предполагалось, что тополя быстро преобразят город. Планировалось, что в будущем их заменят на более долговечные и ценные породы, но этого не случилось. И та ситуация, в которой мы сейчас живём, — это как раз то самое временное решение.

Также нам отказали в изменении планировок дорожно-тропиночной сети. Поэтому нам пришлось решить проблему за счёт использования одинаковых типов зелени и кустарников. Кроме того, сузился спектр светильников и малых архитектурных форм для использования. В результате мы получили ситуацию, когда делать проект пригласили уникальные команды с уникальными решениями, но регламентация светильников, малых архитектурных форм и уличной мебели привела к тому, что все уникальные территории становятся уникально типовыми. Но в любом случае мы хотели решить проблемы жителей, а уж потом достичь уникальности в дизайне, которая в итоге была практически аннулирована.