В Мафию уже не первый сезон играют по телевизору. Твистер — самый распространенный вид коммуникации между людьми на пикниках и домашних вечеринках. Скрэбл для многих заменил воскресную программу по самообразованию, а после выхода в прошлом году «Бесславных ублюдков» Тарантино, едва ли не на каждом лбу успел повисеть цветной стикер с именем Майкла Джексона или Кинг Конга. Look At Me попытался разобраться в том, откуда взялись эти игры и как в них играть.

Угадай кто

   

Фрау Рифеншталь, немецкая шпионка, встречается с отрядом ублюдков в случайно забитой в этот вечер немцами таверне. Штурмбанфюрер СС после подозрений в странном для немца акценте Гауптштурмфюрера-ублюдка предлагает сыграть в игру: «Идея игры в том, что на карте пишется имя знаменитого персонажа, можно и вымышленного, не играет роли. Напишите Конфуций, например, или доктор Фу Манчи. Эрик, перья сюда! Но только знаменитость, а не тетушка Фрида. Напишите и кладите карту надписью вниз. Затем подвиньте к сидящему справа. Сидящий слева двигает карту к вам. Берете карту со стола, не глядя на нее, облизываете рубашку и прилепляете ко лбу. Пишите, пишите». В прошлом году эта сцена из Inglorious Bastards Тарантино спровоцировала всплеск интереса к игре по всему миру.

Правила

Кроме вышеперечисленных: когда стикеры уже находятся на лбах играющих, начинается следствие. Все по очереди задают вопросы другим игрокам о себе, на которые можно односложно отвечать — да или нет. Догадаться о том кто вы нужно за пятнадцать вопросов, или как договоритесь с командой.

 

«Собственно, любое произведение культуры, где появляются живые герои, к которым испытываешь симпатию или которыми восхищаешься, всегда в какой-то мере влияют на людей. А иногда просто захватывают твое воображение, и ты не можешь отделаться от навязчивой мысли, что ты хочешь быть таким же, или делать так же, или пережить то же самое. И чем массовей медиум, тем больше людей испытывают его влияние. Кино в этом плане очень мощный инструмент, который за свою историю не раз вводил моду на определенные явления. Самые кондовые примеры связаны с одеждой, так, после роли Марлен Дитрих в фильме „Белокурая Венера“ 1932 года, женщины поголовно стали носить брюки, а в 1953 году Марлон Брандо в картине „Дикарь“ навсегда избавил джинсы от статуса одежды для работяг, и сделал их чуть ли не самым популярным предметом гардероба в мире. В 70-х волна азиатских фильмов о карате и кун-фу вызвала бум на это занятие, увеличив число людей, занимающихся восточными единоборствами, на миллионы».


Twister

   

В подвижную игру, в которой можно показать всем, как изменилось ваше тело за два года занятий йогой, не переставали играть никогда. Хит среди пикников, пьяных домашних вечеринок и милых семейных вечеров придумали в шестидесятых и тогда же начали обвинять в пропаганде секса, за ее явный эротизм. По-настоящему известной игра стала после показа ее в популярной вечерней передаче по американскому телевидению. С тех пор Твистер все ближе к официальному признанию его народным спортом. 

Правила

Чтобы начать играть нужны минимальные затраты, при условии, что саму игру вы купили — расстелить поле для игры, можно несколько (если играющих много) и договориться кто будет крутить рулетку. Дальше все играющие по очереди ставят руку или ногу на один из кругов цветных кругов, в зависимости от того что выпадет в рулетке.

 

«Не стоит превращать Твистер в урок йоги — это, конечно, прежде всего игра. Если подходить серьезно: во время игры в Твистер вы начинаете лучше осознавать свое тело. Чтобы дотянуться, выстоять, не упасть, вы подключаете все его резервы, задействуете в работу мышцы, о существовании которых даже не подозревали. Удерживая баланс, вы можете заметить, что это хуже получается, когда вы много смотрите по сторонам или смеетесь — баланс требует повышенной концентрации внимания и спокойствия ума. Конечно, у тех, кто занимается йогой в этой игре будет явное преимущество»


Scrabble

    

Скрэббл — это скорее интеллектуальная, чем развлекательная игра. Как принято считать, мягко, в игровой форме, она пополняет словарный запас игроков. Это сочетание кроссворда и анаграмм в одной игре. Первую версию бестселлера придумал архитектор Альфред Баттс в 1931 году, и с тех пор у нее появилось больше десяти разных названий и модификаций, одно из которых — «Эрудит», советский аналог Scrabble. Привычное название игры появилось уже в 1948 году, когда Джеймс Брюнот купил права на нее у Баттса и немного видоизменил поле, упростив правила.

Правила

Есть игровое поле из 225 квадратов, на которые нужно выкладывать буквы, которых 104, составляя слова. Первым выкладывается слово посередине поля и уже от него слева направо или сверху вниз следующие. Буквы выдаются в случайном порядке. Составляя слова, можно использовать любые падежи, склонения и времена. При подсчете баллов используется система бонусов за «сложные» буквы и цвет квадратов. 

 

«Есть игра, любимая игра Владимира Набокова, очень похожая на Scrabble. Играя в нее, ты видишь, как трудно перейти из одного ряда в другой или трудно поменять количество слогов в слове. Начинаешь чувствовать, из чего сделан язык, как слова лепятся. То же самое и Скрэббл. Меняя местами буквы, в голове вспышками проносится бессчетное количество слов, которые даже нельзя сделать из этого набора. Таким образом, мы стимулируем кору головного мозга заниматься языком, и слова переходят из пассивного запаса в активный. То же самое, когда играешь в эту игру на иностранном языке. Когда ты уже на определенном уровне знания языка, дальше может помочь уже не учитель, а погружение в язык: книги, телевизор, общение, игры»


Монополия

   

В первый же год после выпуска Monopoly стала самой продаваемой игрой в Америке. Сегодня, когда «Монополии» уже перевалило за семьдесят, в ее классическую версию с разными тематиками поиграло полмиллиарда человек, не считая игр в монополию на турнирах, в клубах, компьютерную и телефонную версии игры. 

Правила

Поле для игры в монополию состоит из квадратов, соответствующих событиям и активам, которые можно купить. Вы кидаете кубик и продвигаетесь на то количество клеток, которое выпало. Попадая на свободную улицу, можно ее купить, а если она куплена, то придется платить. Еще вам придется участвовать в аукционах, платить налоги и, возможно, закладывать недвижимость, Монополия — экономическая стратегия. Выигрывает единственный монополист, обанкротивший всех остальных.

 

«Я в Монополию играл, когда мне было десять-двенадцать лет. Тогда мне казалось это забавным. Может быть, Монополия и заложила какой-то фундамент для моего дальнейшего обучения и работы, но говорить об игре как обучающей — нет, это развлечение. В игре все намного проще. Это всего лишь игра, которая по сути напоминает „подкидного дурачка“ или торговлю на рынке: овощном или продуктовом. К реальной жизни она, конечно же, не имеет никакого отношения. Потому что в реальной жизни главное — это „подковерные“ игры, интриги, коррупция, мировые заговоры и зло. Так что ничего так просто не будет. Монополия — это хорошее времяпрепровождение, гораздо лучшее, чем пить водку в подъезде. Игра прекрасно объединяет людей и заставляет работать мозги. Но в качестве пособия к жизни ее использовать нельзя. Чтобы получить деньги, нужно не играть, а их зарабатывать»

 


Мафия

     

По теории игр, Мафия — кооперативная игра, в которой коммуникация разрешена, но игроки преследуют личные цели. Кроме интеграции в мир математики, она занимает не малое место в психологии. Несмотря на аналог игры «Убийца», создателем «Мафии» считается студент факультета психологии МГУ Дмитрий Давыдов. Игра интересовала его всего лишь в качестве новой методологии практического исследования для курсовой работы. Но студентов, участвующих в исследовании и всех остальных, кому передалось знание о ней, нечто другое. Наблюдая за этой психологической игрой можно изучать и тренироваться в определении личностных качеств участников и приемов и методов невербального языка телодвижений. Сейчас в Мафию играют в специальных клубах, в том числе закрытых, в интернете, в телепередачах, на чемпионатах и по домам. 


Правила

Сюжет игры прост, правила гораздо сложнее «Твистера». По легенде, жители города, уставшие от терроризирующей их мафии, решают всех ее членов отправить за решетку. В свою очередь мафия объявляет войну горожанам, до полного их уничтожения. За какую сторону вы будете играть, выясняется после раздачи карт или вытягивания скажем спичек, если карт нет. Так же определяется ведущий игры. Дальше предусмотрена смена условных дня и ночи, объявляемых ведущим. Ночью все закрывают глаза, и открывать их могут только мафиози. Получается что участники мафии знают друг друга, а мирные жители нет. Тот, кому попалась карта комиссара от горожан тоже не должен никому открывать своего статуса. Когда наступает день, все жители путем голосования выбирают отправляющегося в тюрьму или подлежащего убийству, как вам больше нравится. Мафия должна действовать сообща, запутывая мирных жителей и выдавая себя за простых горожан. Во вторую ночь мафия убивает первого горожанина, показывая на него пальцем ведущему, а комиссар проверяет любого из игроков на принадлежность к мафии. Простые жители при этом «спят». Днем объявляется убитый (он выходит из игры и раскрывает свой статус) и продолжается расследование. Дальше игра идет по такому же сценарию дня и ночи до полного уничтожения одной из каст. Это классическая «Мафия», есть и другие ее варианты, отличающиеся и названием, и правилами.

 

«Хорошо известно, как сильно на поведение человека влияет та роль, в которой он выступает в данный момент. Игра „Мафия“ изначально использовалась именно для диагностики поведенческих особенностей. Это действительно превосходное поле для наблюдений и экспериментов. Примеряя на себя маску преступника, можно многое узнать про свои возможности действовать в критических ситуациях. Когда уровень адреналина зашкаливает, как это происходит в психологических играх, удерживать самообладание и трезвый расчет становится все труднее, спасает в таком случае, только хорошо отработанная поведенческая схема, за которой может спрятаться „мафиози“. Придерживаться одной линии поведения, несмотря на подозревающее давление внешнего мира непросто и дано не каждому. Но для тех, кто хочет и готов испытывать свой адреналиновый порог, игра действительно может дать возможность обучиться „держать лицо“ даже в очень сложной ситуации».


Uno

    

Кто-то играл в эту карточную игру в далеком детстве и успел забыть о ее существовании, кто-то в первый раз услышал о ней совсем недавно. На самом деле Uno уже сорок лет, и она очень похожа на другую карточную игру известную в России как «101». Сейчас права на «Уно» принадлежат копании Mattel, той самой, что популяризировала самый неестественный оттенок розового цвета в природе выпуском Barbie. 


Правила

В колоде Uno сто восемь карт, красного, зеленого, желтого и синего цветов в равном количестве. На картах обозначены цифры от нуля до девяти и специальные действия: пропуск хода, взять несколько карт, изменения направления хода. Кто-то начинает выкладывая любую карту. Следующий игрок должен положить сверху нее карту того же цвета или значения или «черную» карту. Выигрывает тот, кто быстрее всего избавится от всех карт. Можно играть в несколько раундов, подсчитывая баллы. Есть усложненные варианты правил игры, которые имеют свои названия, например: Uno с накоплением, Uno «семь-ноль», Uno Silent Two's, Uno «обмен карты».

 

«Я пропагандирую настольные игры среди своих друзей. Uno — одна из моих любимых карточных игр. В нее очень просто научиться играть, а по характеру она очень веселая и взрывная. В Uno есть как стратегические моменты, так и большая доля спонтанности. В любой момент здесь все может резко поменяться. Находясь в одном шаге от победы, ты можешь получить карты своего соседа, и придется начинать все сначала. Благодаря таким неожиданностям игра проходит очень эмоционально. Также она развивает внимательность, потому что если у игрока остается только одна карта, он должен не забыть сказать «Уно».


Скажи иначе

      

Игра под названием Alias, придуманная в Финляндии, достаточно популярна. Но ее аналог, который проще всего назвать «Скажи иначе», популярнее в домашнем использовании в разы. Чтобы играть в классическую Alias нужно, во-первых, купить игру, во-вторых — иметь ее при себе, когда захотите поиграть. В состав игры входит доска, карточки и фигурки, так что большой изобретательности не понадобилось, чтобы придумать упрощенный вариант. Для домашней игры «Скажи иначе» нужны всего лишь ручки, стикеры и часы.


Правила

Участники игры пишут на стикерах по 7-10 слов (одно слово — один стикер). Вся компания делится на команды. Как и в Alias, имеющей несколько разновидностей по тематикам (для детей, для вечеринки и классическая), в «самодельной» игре можно договорится о тематике указываемых на стикерах слов. Это может быть кино, музыка, выдающиеся личности в истории или более узкая тематика. Дальше все «слова» помещаются в одно место (шапка, банка из под печенья). Игра движется по кругу. Игрок вытаскивает одно слово и объясняет его любому человеку из своей команды не называя само слово и однокоренные слова. Задача отгадать за двадцать секунд как можно больше слов. Дальше ход переходит к другой команде. Играют до последнего слова, выигрывает команда, отгадавшая больше.

Играть в «Скажи иначе» веселее, чем, на пример, в Скрэббл. Когда есть лимит по времени, мозг активизируются и, порой, играющие выдают очень нетривиальные и парадоксальные объяснения загаданного слова.

 

«Играя в „Скажи иначе“ ты развиваешь речь, безусловно. Во-первых, ищешь способ объяснить, что это за слово. Особенно если по правилам нельзя пользоваться однокоренными словами, то есть тебе нужно искать какие-то аналоги, как-то обходить это. Еще развиваешь воображение, когда тебе что-то объясняют и когда сам говоришь. Все это способствует исправлению ситуации, которая сейчас сложилась у нас с уровнем грамотности письма людей в стране»


Пантомима

     

Пантомима появилась как вид сценического искусства очень давно, позднее стала одной из дисциплин в театральном образовании. Суть ее заключается в создании образа с помощью тела, без использования слов.

Правила

Вариантов игры сейчас много. Можно изображать известных исторических или выдуманных героев, чтобы отгадывали все. Можно чтобы на одну тему пантомиму показывали сразу два человека, не видя друг друга. Здесь выигрывает тот, кто лучше справится с задачей. Еще один вариант, когда один человек загадывает слово другому, а показывающий изображает его. Затем изображающий загадывает слово тому, кто угадал его слово и так дальше. Счет здесь вести вообще не обязательно, игра просто очень смешная.

 

«На первом курсе театрального института огромное количество игр входит в тренинг  начальный этап обучения по предмету мастерство актёра.  Они развивают внимание, память и фантазию. У нас же много кругов внимания — будущему актеру это очень важно, потому что нужно удерживать много объектов одновременно: зритель, партнер, дополнительные обстоятельства, задачи. Пантомима —  безусловная часть этого тренинга. Некоторые театральные институты делают первые шаги к пантомиме, называется ПФД — память физических действий.  Это когда человек по памяти, без предметов начинает чистить зубы, накрывать на стол. А мимы — так это вообще целая профессия, очень сложная. Есть даже такая специальность в цирковом училище».

Есть ряд игр, играя в которые у людей дрожат колени и сбивается сердцебиение. Бутылочка, ассоциации, верю — не верю — они помогают людям узнать друг друга лучше, при этом не выдавая своей потаенной симпатии. Их правила известны всем с детства, а результаты непредсказуемы всегда.