Один из гостей программы 2-ой Московской архитектурной биеннале - региональный менеджер Creative Cities из Польши Эва Айтон. 27-го и 28-го мая она выступит на лекционной площадке проекта, представляя его как для всех желающих, так и для потенциальных партнеров. Еще до приезда Эва рассказала чуть-чуть о том, что она хотела бы включить в свое выступление, а также зачем она всем этим занимается.


Для Вас это первое посещение Москвы?

Нет. Я у вас была уже 3 раза. Причем первый еще в 1980-м году по обмену между школами. Кроме того, уже по делам Британского Совета я приезжала в 2007-м и 2008-м годах.

Как Вы считаете, есть ли какие-то параллели в поле работы Creative Cities между Россией и родной Вам Польшей?

Сейчас наш проект развивается одновременно в 15-ти городах. И, конечно, видно, что Скандинавия и Великобритания отличаются от стран центральной и восточной Европы. Здесь это все достаточно ново. Когда в 2006-м году мы проводили исследование, респонденты из этих стран отмечали недостаток социальной активности в местных сообществах, и закрытость структур, принимающих решение.

О чем Вы собираетесь говорить на Биеннале?

Я хочу рассказать о том, как мы начинали в Польше в 2007-м году. Я хотела бы показать примеры, где мы преуспели и такие, где мы могли бы преуспеть, но не получилось. Рассказать о причинах того и другого поворота событий. 

Вы вообще не боитесь, что креативные города, креативная экономика – лишь поветрие, которое не так надолго, как сейчас кажется?

Всегда есть элемент риска, но иначе не сдвинуться места. Наши исследования показали, что желание молодежи влиять на происходящее с городом очевидно. Основываясь на этом, мы и разработали наши инструменты, которые могут помочь им в этом. 

У нас есть реальные результаты, что все работает, которые и станут частью моего выступления на Биеннале. Так около месяца назад в Варшаве торжественно открыли реконструированную самую короткую польскую улицу. Ее длина 22 м – это меньше, чем самая длинная сосиска в мире. Год назад этому месту была посвящена игра «Город будущего» и результат налицо. Или, например, в Каунасе в результате такой игры местные власти согласились снизить налоги на микро-бизнес в центре города, в результате там активизировалась жизнь.

К тому же мы создаем достаточно устойчивую структуру, с тем, чтобы принявшие участие в проекте единожды, потом могли работать над своими идеями вне зависимости от нас. Есть уже примеры, когда в Польше бывшие участники находили новые темы для игр, общаясь с различными управленцами и фондами или деньги для собственного нового бизнеса.

Интересно, что Вы говорите об устойчивости. И Creative Cities действительно нацелены на то, чтобы города стали более комфортабельными с меньшим количеством конфликтов. Однако в Вашей биографии написано о любви экзотике и экстриму. Мне кажется, тут есть противоречие.

Ну, во-первых, организация наших игр или конференций – занятие достаточно экстремальное. А во-вторых, я не люблю экстрим внутри города. И экзотичность его должна выражаться через разнообразие ресторанов или культурных акций. То есть в том поле, где соотносятся креативность и экзотичность. Например, в одном из польских городов есть фестиваль граффити.

Но если все вокруг спокойно, то и граффити никто создавать не будет, это же искусство бунта.

Вопрос - о каких граффити мы говорим. Я о тех, что создаются настоящими художниками, которым требуются большие плоскости, а не о массовом вандализме.

А Вы сама реализовывали какие-то идеи в стиле Creative Cities?

У меня был интересный проект, вне Creative Cities, но соответствующего направления. Несколько лет назад я поняла, что меня расстраивает качество варшавской сувенирной продукции. На тот момент она по большей части была кичевая и банальная. Поэтому я привлекла британских дизайнеров и Варшавскую академию художеств к разработке новых сувениров. Этим занялись студенты-дипломники. Их работы оказались удачными и муниципальные власти в итоге запустили некоторые проекты в производство. Среди них: сантиметр, изображающий единственную нашу линию метро, эспандер в виде символа города - русалки. Кроме этих материальных результатов проект оказался полезен студентам, поскольку они получили возможность работать с известными иностранными дизайнерами, и заявить о себе уже на этапе диплома.

Мы приглашаем к сотрудничеству руководителей крупных социально ответственных предприятий и начинающих социально ответственных предпринимателей. Если вы хотите стать партнером или участников проекта Creative cities, сообщите нам об этом по электронной почте (natalia.mayer@britishcouncil.ru или Elena. Shampanova@britishcouncil.ru) либо по телефонам +7 (495) 287 18 04 и +7 (495) 287 18 26.