Нишевая парфюмерия — тренд, который, в отличие от многих веяний, не прошел мимо Иркутска. Хотя, как часто бывает, несколько запоздал: в отличие от столичных городов, в Сибири другой спектр интересов и другая покупательская способность, но сегодня о нише слышали многие и парфманьяков в городе немало. А десять лет назад рискнуть, привезти и предложить иркутянам нишевую парфюмерию, о которой они не имели представления, было изрядной авантюрой.

Текст

Елена Петрова

В 2007 году у тогда еще совсем узкого круга иркутских парфманьяков и парфлюбителей появились первые возможности увидеть, потрогать, послушать и купить нишевую парфюмерию не в столице или за рубежом, а в центре Иркутска. Десять лет с переменным успехом городу пыталась предложить нишу сеть магазинов «Иль де Ботэ». Люксовые бренды время от времени разбавляли инородные ряды флаконов Annick Goutal, L’Artisan Parfumeur, их сменяли Mark Baxton, Acqua di Parma, Rance 1795. А спустя несколько месяцев исчезали так же тихо, как и появлялись. Консультанты разводили руками и говорили: «Отдали в другой город». Иркутский массовый покупатель за нишей не шел. Наконец на некоторое время все замерло на не слишком сложной для восприятия и относительно доступной по цене JHG и по сей день неизменно модных в самых разнообразных кругах «Молекулах».

Несколько заболотившуюся ситуацию с массово доступной нишей в Иркутске оживил приход в город сети «Рив Гош», сразу смело заполнившей свои полки модным и сравнительно доступным Montale. Ассортимент дополняли и более интересные и менее массовые нишевые бренды, такие, как Isabey, но тоже не прижились. «Иль де Ботэ» тогда же вновь основательно взялся за нишу и сформировал стабильный ассортимент в пределах десятка разнообразных марок. «Рив Гош», постепенно заменяя и дополняя одни бренды другими, тоже сформировал свое видение темы. Последним спохватился «Лэтуаль» и в одном из своих иркутских магазинов, наконец, нишу представил. Но это лишь то, что было на поверхности и заметно невооруженному, массовому взгляду.

Парфюмерный эксперимент

Тогда же, чуть менее десяти лет назад, нишу в регион начали возить владелец мебельного салона и архитектурной студии «Перфетто» Роман Макаров и директор сети ювелирных салонов «Изумруд» Татьяна Горбачева. Несколько позднее их ряды пополнила владелица салона люксовой одежды и аксессуаров «Барон и Баронесса» Оксана Зацепа.

Но ни в одном случае это не было самостоятельным бизнесом, который тогда имел бы мало шансов на выживание. Все эти люди признаются, что сами влюбились в нишевую парфюмерию, и этого было достаточно, чтобы донести до клиентов сам дух этого направления. В «Перфетто» нишевый парфюм стал изюминкой салона дорогой итальянской мебели, в «Изумруде» — еще одним акцентом ювелирного салона, в «Бароне и Баронессе» — роскошным дополнением к брендовым нарядам.


Роман Макаров

Владелец студии «Перфетто»

— Мы занялись нишевой парфюмерией, когда в Иркутске о ней вообще никто не слышал. Произошло все случайно. На мебельной выставке в Италии увидели стенды, посвященные зонам SPA, с разнообразными ароматами, и не смогли пройти мимо. Поскольку у меня мебельный салон и архитектурная студия, то нишевая парфюмерия сначала не была коммерческим проектом. Просто мы это все разместили у себя в мебельном магазине для создания некой атмосферы. А потом хобби переросло уже в бизнес-проект. Поначалу, конечно, большого спроса не было, но и настороженности тоже – скорее, наоборот. Ведь это если ниша продается дистанционно, людям надо рассказывать и объяснять, что это такое, в чем особенности. А когда люди пришли, попробовали эти ароматы — им уже сразу понятно, чем они отличаются от люксовой парфюмерии. Другое дело, что и в нишевом сегменте есть и хорошие марки, и не очень, тут все зависит от вкуса людей, которые их привозят. Поначалу мы экспериментировали, брали какие-то ароматы, не очень понятные для иркутян. Например, мы обожаем марку Lorenzo Villoresi, но ароматы у них достаточно радикальные. Если, например, взять Patchouli — это не привычные всем пачули с человеческим лицом, а прямо подвал с землистым запахом. Если это «Vetiver», то он тоже такой радикальный, без прикрас. И эта марка не стала любимой и понятной нашим клиентам. Хотя есть люди, которые их спрашивают до сих пор, но, по крайней мере у нас, бизнеса на этом не сделаешь. Так как это было хобби, то мы особо и не расстраивались. Старались привозить все, что нравится, что необычно, просто показать это людям. А когда мы поставили это дело на коммерческую основу, то стали привозить ароматы более понятные, но от этого они не стали менее нишевыми.

— Однажды в конкурсе на лучший ювелирный магазин в качестве дополнительного приза мы получили приглашение на участие в выставке «Ярмарка миллионеров» в Москве. И наш директор Татьяна Горбачева услышала там прекрасный аромат, пошла на запах и так познакомилась с брендом Amouage, влюбилась в их ароматы. На тот момент в регионе никто не знал этот бренд. Мы два года подавали заявку в Москву в официальное представительство бренда, получили возможность представлять его в Иркутске и с этого началось все наше парфюмерное творчество. Было сложно, тем более, что начинали даже не с Иркутска, а с Ангарска. Трудно незнакомому с нишей покупателю объяснить: вот возьмите духи, они стоят 20 тысяч рублей, но вы будете в полном восторге. С другой стороны мы и украшения клиентам предлагали оригинальные, нестандартные, чтобы выделяться, отличаться от других салонов. Поэтому о селективной парфюмерии могли говорить как о завершающем штрихе в индивидуальности образа. И когда начали наши клиенты стали пользоваться этими ароматами, то стали к нам возвращаться, приводить своих знакомых, приятелей, подруг, сработало некое сарафанное радио для избранных.


Мария Алексеева

Коммерческий директор «Галереи высокой парфюмерии»

Ноты сердца

Между тем нишевая парфюмерия постепенно стала трендом. Все больше людей готовы искать необычные, оригинальные ароматы. И рынок готов их предлагать — даже в избытке. Количество нишевых марок растет в геометрической прогрессии. Правда, к каждому «новорожденному» дому стоит приглядываться внимательнее: действительно ли его ароматы столь оригинальны и интересны, чтобы претендовать на звание нишевых, или причисление самих себя к нише — лишь дань моде. Так или иначе, все это неизбежно привело к относительной популяризации ниши: не случайно она, как мы уже отметили, в последние годы уверенно отвоевала места на полках сетевых магазинов. Они-то точно формируют ассортимент, исходя не из личных вкусов и увлечений, а на основе спроса. И эта же тенденция подтолкнула к расширению тех, кто продавал нишу «из любви к искусству».

— В 2012 году мы приняли решение развивать это направление и расширять ассортимент, и наши партнеры, поставлявшие нам бренд Amouage, пошли навстречу, — вспоминает Мария Алексеева. — В результате мы совместными усилиями смогли выставить в Иркутске еще девять брендов. Так открылась «Галерея высокой парфюмерии». Это было интересно, необычно. Ведь если хоть раз попробуешь на себе селективную парфюмерию, то вряд ли захочется вернуться к люксовой. Это совершенно другой мир и другое восприятие, потом можно спокойно проходить мимо полок в обычных парфюмерных магазинах. Позже ассортимент мы еще расширили, и на сегодняшний день у нас представлено 27 брендов селективной парфюмерии с очень обширной географией: Франция, Италия, ОАЭ, Оман, Испания, Англия.


Ведь если хоть раз попробуешь на себе селективную парфюмерию, то вряд ли захочется вернуться к люксовой. Это совершенно другой мир

Вторая волна

В конце минувшего года продажа нишевой парфюмерии в Иркутске вышла на новый виток: Роман Макаров наконец отделил парфюмерный блок от мебельного салона и открыл магазин «Нероли», а «Галерея высокой парфюмерии» расширилась, открыв второй бутик.


Такие ароматы производят все, кому не лень. Но большую часть сложно назвать ароматами – это просто что-то пахнет. А хороших производителей можно пересчитать по пальцам.

— Памятуя о каких-то своих ошибках, мы в нашем магазине постарались подобрать такую коллекцию, которая, во-первых, могла бы подойти многим – любителям цветочных ароматов, табака, кожи, пачули, а во-вторых – все-таки давала момент новизны, — объясняет Роман Макаров. — Мы все равно будем экспериментировать, периодически меняя марки, привозя новые, но без каких-то таких радикальных бросков, как было в прошлом. Поскольку мы везем парфюмерию, руководствуясь своим вкусом, приятно, что наш вкус востребован. Помимо парфюмерии представляем ароматы для дома флорентийской марки Dr. Vranjes. Это вообще отдельная тема. Такие ароматы производят все, кому не лень. Но большую часть сложно назвать ароматами — это просто что-то пахнет. А хороших производителей можно пересчитать по пальцам. Использование ароматов для дома для России не очень свойственно, а для Иркутска — тем более, но сейчас мы видим, что они популярность завоевывают. Становится модным покупать их и для себя, и в подарок. Даже не могу сказать, чего у нас продается больше — парфюмерии или ароматов для дома. Мы сами не ожидали, что это будет так популярно.

При этом ассортимент нишевых парфюмерных брендов в Иркутске уже сейчас достаточен, чтобы вопрос о самом востребованном аромате поставил представителей магазинов в тупик.

— Из мужских довольно популярен Bois d’Ombrie Eau D`Italie, — говорит Роман Макаров, - из женских не могу что-то однозначно назвать, хотя, можно выделить Graine de Joie и Acqua Decima Eau D`Italie. Но однозначного пристрастия к чему-то я не могу отметить. Мы специально старались выделить какие-то приоритеты, но пока не получается — очень большой разброс.


Мы продаем эмоции, они могут быть разные.

— Выбор аромата для каждого человека индивидуален, — уверена Мария Алексеева. — Мы продаем эмоции, они могут быть разные. Весной приобретают одни ароматы, зимой – другие. По опыту общения с коллегами, у большинства городов есть определенные предпочтения. У нас же в равной степени пользуются спросом и цветочные, и древесные, и удовые ароматы, не могу сказать, что любят больше сладкие или свежие. Что касается брендов, то наиболее узнаваемый, конечно, Amouage. Но когда клиенты к нам сюда попадают, то обнаруживают, что есть и другие, не менее интересные марки.