Обслуживание в магазинах и те, кто обслуживает, — тема не менее обсуждаемая, чем обслуживание в ресторанах. The Village решил найти магазины, где в сотрудники берут не кого угодно, а людей, соответствующих определённым критериям, причём необязательно внешним, и выяснить, как такой отбор влияет на отношения в команде и саму работу. Как нужно выглядеть, что знать и какие амбиции иметь, чтобы работать в сфере торговли, — в ответах сотрудников. В новом выпуске — магазин Cosmotheca. 

 

 

Cosmotheca

 

Cosmotheca — это сеть магазинов, которые позиционируют себя как «концептуальные магазины передовых этических марок нишевой косметики и парфюмерии со всего мира». Первая Cosmotheca открылась на Сретенском бульваре в октябре 2011 года, сейчас их уже семь, а совсем скоро в Козихинском переулке откроется восьмая. Айк Саргсян, создатель и идейный вдохновитель Cosmotheca, хотел сделать магазин косметики, который не только продаёт кремы и шампуни, но и отличается собственной философией и взглядом на красоту. 

 

 

 

КРИТЕРИИ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА

Любовь 
к косметике

Знание 
английского

Пол, возраст, 
опыт работы не принципиальны

Умение влиться 
в коллектив

 

Как подбирают сотрудников в магазине нишевой парфюмерии и косметики Cosmotheca. Изображение № 1.

 

  

Как подбирают сотрудников в магазине нишевой парфюмерии и косметики Cosmotheca. Изображение № 2.

Наташа

27 лет, тренинг-менеджер

В Cosmotheca меня пригласили знакомые пять месяцев назад. До начала работы я приходила в Cosmotheca один раз, и то за компанию с подругой. Я тогда познакомилась с девушками-консультантами на Сретенке и поняла, что это восхитительное место. До этого я тоже была тренинг-менеджером, работала в L'Occitane. По образованию я агроном, моя профессия связана с химическими составами, но по специальности не работала никогда. Я поступала в Тимирязевку, потому что всегда любила биологию и животных. Но я не очень любила их резать, поэтому выбрала специальность с растениями. Когда я пошла в аспирантуру, то поняла, что это не моё. Аспирантуру я оставила, уже работая в L'Occitane. Планировала, что это будет временная работа, но она меня затянула, и я осталась в beauty-индустрии.

Сейчас я адаптирую тренинг-материалы под условия работы в России, проверяю переводы, создаю и провожу тренинги для наших консультантов и партнёров. То есть для тех, кто продаёт косметику, и для тех, кто с ней работает. В основном контактирую с головными офисами компаний. Они присылают материалы в отдел маркетинга и пиара, те отправляют мне переводы, и если у меня есть какие-то вопросы, то я эти переводы корректирую.

 

 

Я участвую в собеседованиях при приёме новых сотрудников вместе со специалистом по работе с персоналом. Обращаю внимание на грамотную речь и на посыл: что важно для кандидата — заработать денег или подарить людям радость? Без опыта работы мы тоже берём. В наличии опыта продаж косметики есть свои плюсы и минусы. Плюсы, я думаю, очевидны, а минусы могут быть в том, иногда опытный консультант может не слышать, что человеку важно, и просто впаривать. Образование значения не имеет, но приветствуется знание иностранных языков, особенно английского, поскольку всё время приезжают создатели марок, часто приходят иностранцы, с ними нужно общаться. В плане внешности жёстких стандартов нет, но мы понимаем, что когда клиент слушает рассказ, например, о свойствах антивозрастного крема, он волей-неволей оценивает лицо консультанта. Поэтому ухоженность, безусловно, важна.

Если человек приходит «устраиваться на работу консультантом
в магазин косметики», мы его не берём

 

Если человек приходит «устраиваться на работу консультантом в магазин косметики», мы его не берём. Если человек «болеет» косметической темой, то это, конечно, плюс. Но уже сейчас у нас среди стажёров есть девушки, которые знают о косметике достаточно поверхностно, при этом очень хотят учиться, хотят порадовать покупателя. Так что в какой-то мере мотивация может быть даже лучше опыта. 

Новичкам я даю знания по основам косметологии, по уходу, различным текстурам — мы начинаем с общих моментов. Далее идут ингредиенты, которые входят в состав продуктов. Затем история: дух марки, её этика и эстетика, рассказ о том, почему продукция марки выглядит именно так, кто её создатель, зачем её сделали и так далее.

У нас три четверти сотрудников — девушки. Девушкам, как правило, проще рассказывать о продукте, потому что они могут это сделать на своём примере. Да и девушек, которые интересуются косметикой, просто больше, чем мужчин. Но у молодых людей свой подход, он действительно творческий. Даже если какие-то вещи они не могут почувствовать на себе, то усваивают информацию о продукте, наблюдают за девушками, более активно интересуются результатами у покупателей и у своих коллег и доносят эту информацию. То есть если вы — мужчина, никаких препятствий для того, чтобы рассказать о косметике, нет.

 

  

 

Как подбирают сотрудников в магазине нишевой парфюмерии и косметики Cosmotheca. Изображение № 3.

Гая

36 лет, консультант

 

В Cosmotheca меня позвали друзья, попросили помочь с оформлением интерьера. Я в Cosmotheca с самого открытия, с первого магазина на Сретенском бульваре. До этого с beauty-индустрией связана не была и официально никогда не работала. У меня диплом по иностранным языкам, но по специальности поработать не успела: один ребёнок, второй ребёнок, семейная жизнь. 

В этом бизнесе мне интересно всё! Я, например, даже не ожидала, что бывают такие интересные люди. Когда человек к нам приходит, сначала хочется понять его потребности, потом — завести разговор, необязательно на тему косметики. Мы искренне рекомендуем продукты: я сама постоянно ими пользуюсь. Мне с самого открытия нравилось всё: и марки, и атмосфера, и дизайн, я как раз увлекалась тогда дизайном интерьера.

Единственный минус работы — много приходится стоять и ходить, под конец дня устаёшь. Нравится коллектив, у нас семейная обстановка. Мы ходим вместе в кафе, клубы и просто отдыхаем.

  

Герман

22 года, тренер-барбер

  

В Cosmotheca я работаю год. Я просто пришёл и подсказал, что здесь нужен специалист. Моя история заключается в том, что я занимаюсь мужской эстетикой и мужским образом, восстанавливаю традиции королевского бритья и бритья опасной бритвой. 

Я занимаюсь непосредственно бритьём, стрижкой бороды. И недавно мы запустили проект с обучением. На своих тренингах я рассказываю и о техниках, и о косметике, потому что для каждой технологии требуется определённый продукт. В принципе, поэтому мы и сдружились с Cosmotheca: я владею хорошими техниками, а у них есть для этого хорошие продукты. 

В будущем моя карьера, думаю, будет связана с Cosmotheca, и наши дружеские отношения будут развиваться. Мне здесь комфортно. В коллективе мы очень хорошо друг к другу относимся, у нас много общих опций в плане дистрибуции и привлечения новых клиентов. Мы — команда. С какими-то людьми я дружу и за пределами магазина.

Как подбирают сотрудников в магазине нишевой парфюмерии и косметики Cosmotheca. Изображение № 4.

  

Как подбирают сотрудников в магазине нишевой парфюмерии и косметики Cosmotheca. Изображение № 5.

Александр

23 года, консультант

  

В Cosmotheca я чуть больше полугода. Мой друг здесь работает, и когда я начал искать новую работу, то спросил у него, есть ли здесь место. До этого работал в рекламе и планировал строить там карьеру, а потом просто соскочил: решил не тратить на это своё время и пойти куда-то, где мне будет нравиться. 

На собеседовании у меня спрашивали о том, что именно мне здесь нравится и почему я хочу тут работать. В течение месяца я, как и все, проходил обучение, работая на полставки. Я смотрел, как работают другие, слушал тренинги, читал материалы. 

Мне нравится, что здесь я встречаю очень крутых людей. Некоторые клиенты настолько разбираются в теме, что ты сам от них узнаёшь много нового, хочется говорить и говорить. Разговаривать, к слову, приходится постоянно. Поначалу это было для меня жутким стрессом, потому что я по натуре не очень контактный человек. Мне приходилось себя перебарывать и до сих пор иногда приходится.

Я, конечно, не beauty-маньяк, но моя полка в ванной всегда была заставлена разными баночками, а с приходом в Cosmotheca их стало в три раза больше. Среди клиентов, как правило, один из десяти — это мужчина. Причём не обязательно какие-то модники, часто приходят довольно взрослые мужчины, которые покупают полноценный уход. У них косметики больше, чем у их жён, мне кажется.

  

Любовь

35 лет, мастер маникюра

  

Здесь я работаю недавно, около четырёх месяцев. Всего маникюром занимаюсь более двух лет. На собеседовании спрашивали об опыте работы, о том, хочу ли я здесь остаться. Спрашивали, знаю ли я марку Zoya, на которой работают мастера Cosmotheca. У меня был, как и у всех, испытательный срок, во время которого руководство смотрело, как я общаюсь с клиентами, с коллективом. Ещё у меня был период обучения, где меня знакомили с дополнительной продукцией, чтобы я могла рассказать о ней.

Раньше я около четырёх лет работала в розничной торговле, была менеджером магазина, и довольно успешно. Маникюром стала заниматься, потому что мне это было интересно. Я отучилась, и постепенно увлечение перевесило мою основную работу. Это более творческое занятие, мне оно нравится. Вообще, у меня есть среднее специальное педагогическое и высшее экономическое образование, но я планирую развиваться и дальше в сфере маникюра. Я постоянно посещаю какие-то курсы, учусь. Административные должности меня совершенно не интересуют. 

Cosmotheca — это семья, это вам все подтвердят. Когда приходит новый человек, мы стараемся окружить его вниманием, чтобы не было недопонимания. Все помогают друг другу, чем могут. 

Как подбирают сотрудников в магазине нишевой парфюмерии и косметики Cosmotheca. Изображение № 6.

Фотографии: Лена Бутко