Обслуживание в магазинах и те, кто обслуживает, — тема не менее обсуждаемая, чем обслуживание в ресторанах. The Village решил найти магазины, где в сотрудники берут не кого угодно, а людей, соответствующих определённым критериям, причём необязательно внешним, и выяснить, как такой отбор влияет на отношения в команде и саму работу. Как нужно выглядеть, что знать и какие амбиции иметь, чтобы работать в сфере торговли, — в ответах сотрудников.

 

 

Uniqlo

Uniqlo — пожалуй, единственная масс-маркет-марка в Москве, которую не принято ругать за плохое качество. При демократичных ценах бренд славится кашемировыми свитерами, лёгкими тёплыми пуховиками (которые каждый сезон магическим образом становятся всё легче) и, конечно, базовой одеждой. В России японская сеть представлена с 2010 года, когда в «Атриуме» открылся первый магазин Uniqlo. Это произошло через девять лет после выхода компании на международный рынок. Сейчас в Москве уже четыре таких магазина: последний открылся в «Рио» на Дмитровке в сентябре 2013 года. Марка придерживается минимализма в лучших традициях японских дизайнеров, но не пренебрегает коллаборациями. Например, прямо сейчас можно приобрести вещи из совместной коллекции Uniqlo и Инес де ла Фрессанж, а вскоре — с исполнителем Фареллом Уильмсом.

Критерии отбора персонала

 Возраст — от 18 лет и старше

 Пол не принципиален

 Образование не имеет значения

 Знание любого иностранного языка

 Внимательность

Как подбирают сотрудников в Uniqlo. Изображение № 1.

 

СЛЕВА НАПРАВО: Наташа, менеджер-стажёр; Евгений, директор Uniqlo в ТЦ «Отрада»; Гузеля, продавец-консультант; Наташа, продавец-консультант; Рустам, администратор торгового зала

 

 

  

Как подбирают сотрудников в Uniqlo. Изображение № 2.

Евгений

25 лет

директор Uniqlo в ТЦ «Отрада»

В Uniqlo я попал через программу UMC Global, в рамках которой собирают выпускников вузов со всего мира, отвозят в Японию, обучают японскому языку и японским стандартам работы. После этого проработал в Японии полтора года на позиции младшего менеджера. Сейчас я директор магазина Uniqlo в «Отраде», занимаюсь абсолютно всеми вопросами, начиная от подбора персонала и заканчивая закупкой товара, логикой торгового зала и так далее. Все необходимые для этой работы знания я получил в Японии. Когда я туда приехал, я не знал даже алфавита. Сейчас немного говорю, правда, иероглифы не читаю, разговорный выучил на бытовом уровне. По работе лексика у меня лучше.

Я окончил Международную школу бизнеса IBS в Российской экономической академии имени Плеханова по специальности «экономист-финансист». Как-то я увидел рекламу UMC — Uniqlo проводили презентацию программы в пяти лучших вузах России, в том числе и в Плешке. До этого о Uniqlo я не знал вообще, но рассказ о компании меня впечатлил, и я подал заявку на участие. В итоге выбрали семерых ребят из России, в том числе меня. Нас отправили на финальное собеседование в Японию и после этого отобрали трёх человек, но остался я один. Дело в том, что наша поездка совпала с трагическими событиями на Фукусиме, две девочки-финалистки немного испугались, а я — нет. Абсолютно все расходы на перелёты, еду, проживание брала на себя компания. Даже была определённая сумма на то, чтобы купить себе одежду Uniqlo.

Японский и российский менталитет отличаются очень сильно, особенно в плане отношения к работе. Но в Uniqlo эта разница минимальна. Здесь стремятся к идеалам компании, к ответственности. В Японии есть поговорка: «Покупатель — бог». Именно благодаря покупателю мы получаем зарплату, имеем возможность развиваться. И здесь мы стараемся приучить ребят к такому же подходу.

Я отвечаю за подбор персонала в моём магазине. К сожалению, на собеседованиях очень часто рассказывают о том, какие плохие отношения были у них с руководством на предыдущем месте работы; многие приходят, абсолютно не зная, что такое Uniqlo, хотя бы в общих чертах. По этим признакам я могу понять, подходит человек или нет. Одна из основных причин, по которым мы отказываем соискателю, — это лень и отсутствие самодисциплины: у студентов, например, очень часто бывают какие-то просьбы о невыходе на работу. У нас нет дискриминации по внешним параметрам. Единственное, мы требуем, чтобы человек был опрятным, не носил вызывающий макияж и аксессуары, которые могут повредить товар. Дресс-код есть, но он не такой серьёзный, как в Японии: там носят только одежду Uniqlo. У нас же главное, чтобы одежда была простая, без лейблов конкурирующих компаний.

Часто соискатель сразу заявляет, что ищет работу на время учёбы. Нас это устраивает, потому что нам нужны не только будущие менеджеры и директора. Мы предоставляем очень гибкий график. Когда мы понимаем, что человек хочет с нами работать — переходит на полную занятость, проявляет интерес, — мы ему помогаем, обучаем администраторским функциям, просим учить английский язык, потому что он необходим. Самым лучшим кандидатам Uniqlo предоставляет возможность бесплатного изучения иностранного языка. 

 

  

 

 

Как подбирают сотрудников в Uniqlo. Изображение № 3.

Наташа

29 лет, менеджер-стажёр

Я участник программы UMC. Это не UMC Global: моя программа рассчитана на год и включает в себя двухмесячную стажировку в Японии. Когда я попала в эту программу, я уже шесть лет жила и работала в Пекине. Я работала там в благотворительной организации, но ушла в ретейл. Все мои четыре собеседования для UMC проходили на территории Китая. Собеседовали меня на китайском, резюме я предоставляла на двух языках. Собеседования с русскими сотрудниками проходило в режиме видеоконференции.

Одновременно я знаю, что происходит на кассе, в примерочной, слежу за поставками и сменами продавцов, открываю и закрываю торговый зал. Информация поступает ежеминутно, и это нелегко. Мы можем помочь подчинённым справиться с любыми обстоятельствами, и всё, что нужно сделать, я при необходимости могу сделать сама. Нет ничего такого в том, чтобы самой принести со склада 60 блузок, которые будут распроданы до конца дня. 

Я работаю пять дней в неделю по 8 часов. Первая смена начинается в 06:45, последняя заканчивается в 23:00, после чего мы можем остаться на вечернее пополнение до половины второго ночи, что периодически и происходит.

  

Рустам

21 год, администратор торгового зала

В Uniqlo я три с половиной года. Вакансию специально не искал, просто разместил объявление о поиске работы. Планировалось, что это будет подработка на лето: я работал параллельно тут и в IKEA. Но в Uniqlo мне предложили карьерный рост, возможность совмещения с учёбой, и я остался. Я учусь в МГУТУ (сейчас перевёлся на заочное) на «управлении персоналом». На время сессий мне дают оплачиваемый учебный отпуск, в остальном графики у меня не совпадают. Раньше моя работа здесь не была связана с моим образованием, но после повышения связь самая прямая. После первого собеседования мне позвонили на второй день и пригласили на следующее. Если вам перезвонили после этого этапа, значит вы cкорее всего попали в компанию. Третий этап был уже с японцем — не помню, как его звали, это был человек из главного японского офиса. Оговорённого испытательного срока не было, зато было обучение, по ходу которого всё уже понятно. Потом начиналась практика: мы работали в «Атриуме» три дня в неделю.

Самый большой минус работы — количество времени, которое приходится проводить на ногах. Но в Uniqlo очень удобная система перерывов. Если совсем уж плохо или очень устал, можно отойти, отдохнуть.

Как подбирают сотрудников в Uniqlo. Изображение № 4.

  

Как подбирают сотрудников в Uniqlo. Изображение № 5.

Наташа

22 года, продавец-консультант

Я в Uniqlo год и пять месяцев, оканчиваю университет по специальности «финансовый менеджер», сейчас я на пятом курсе. Раньше было достаточно сложно, поскольку приходилось работать вечером до 11 часов, а утром идти на учёбу.

На второе собеседование меня позвали через полчаса после того, как я вышла с первого. Я действительно очень захотела получить эту работу! Сначала был инструктаж, всё оказалось достаточно просто, но, возможно, это потому, что у меня был подобный опыт. Я смотрю на тех, у кого это первая работа, и им нелегко: здесь большая проходимость, с этим трудно справиться.

Больше всего меня зацепил коллектив. Иногда приходишь в Uniqlo с учёбы замученный и начинаешь чувствовать себя лучше. А работа с клиентами — это стандарты компании. Обязательно нужно улыбнуться, сказать «здравствуйте» и предложить свою помощь. Чаще всего просят помочь с размером, но иногда просто советуются. Тут я придерживаюсь собственных эстетических взглядов: если мне не нравится, я мягко предложу попробовать другую модель или другой цвет. Uniqlo отличается простотой понимания. Когда ты заходишь в магазин, можно очень быстро сориентироваться в цветах и размерах. 

  

Гузеля

25 лет, продавец-консультант

По специальности я финансист, работала в банке, но меня не очень это устраивало: там не было никакого разнообразия. Поэтому полтора года назад я нашла вакансию на HeadHunter, отправила резюме, и мне перезвонили. У меня было групповое собеседование, потом нас по каким-то критериям отобрали и на втором собеседовании уже рассказали о магазине, о наших обязанностях. До начала работы я была в Uniqlo только пару раз, но теперь у меня почти всё нашей марки. У меня очень большие затраты на одежду: я скупаю все новинки. Ещё мне нравится коллектив и японские стандарты работы: всё очень чётко. Мы общаемся напрямую с менеджерами и директорами, это очень удобно. График у меня не всегда совпадает с календарными выходными, но это единственный недостаток моего расписания.

У нас все приветливые и очень общительные. Коммуникация с покупателями происходит сама собой, и всякие схемы тут ни при чём. Мне нравится общаться с клиентами. Никаких сложностей у меня особо не было, в команду я влилась сразу. Сейчас моя работа не связана с основной специальностью. Но если я буду тут расти и развиваться, я смогу работать по профессии, в офисе например. 

Как подбирают сотрудников в Uniqlo. Изображение № 6.

ФОТОГРАФИИ: Лена Бутко