Алина Валитова — фэшн-фотограф и сет-дизайнер Vogue, сумевшая превратить приложение Boomerang в новый способ повествования. О ней пишут NYMag и французский Huffington Post. Ее работы были представлены в Тейт Модерн в рамках выставки #discoveryourstory. «Королева „Бумеранга“» — так иронично Валитову титуловали друзья — работала с Geox, Origins, «Эконикой», Лесей Парамоновой и, наконец, стала одним из немногих российских спикеров конференции Instagram, представлявшей его как платформу для демонстрации своего мировоззрения.

В преддверии выхода десятисерийного видеоблога, где Валитова раскроет секреты создания своих бумеранг-кадров, The Village расспросил ее, почему фотография стала тесной для зрителя и дизайнера.

Алина Валитова

фотограф

О пути от фотографии к Boomerang

Фотографирую я уже очень давно, и, с одной стороны, весь этот процесс постепенно начал мне наскучивать, хотелось попробовать что-то новое. С другой — стало очевидно, что статичная фотография сегодня уже вызывает ощущение недосказанности у аудитории, которая постоянно смотрит в телефон в поисках быстрого визуального допинга. На мои эксперименты с Boomerang повлияло и интервью с Ником Найтом, где он рассуждает об эволюции форматов в моде: от иллюстрации к фотографии, которой довольно долго пришлось отстаивать свое место в глянце и искусстве, а затем к фильмам — будущему фэшн-индустрии. Одежда объемная, и, чтобы показать ее такой, какой задумал дизайнер, фотографии с одного ракурса уже недостаточно.

Но мне фэшн-съемка ради одежды неинтересна. Мне нравится фэшн ради концепта, ради истории. Формат — фотография, бумеранг или полнометражное видео — в принципе, не так важен. Важно, что ты хочешь передать и какая у тебя идея. А уже бумеранг — это просто форма, с помощью которой я передаю свое видение. И главным мотиватором использовать его для меня стала лень. Мне стало лень носить с собой камеру, лень сидеть в Photoshop и часами ретушировать фотографии — зачем, когда есть айфон? У него очень крутое качество картинки, и можно снимать все на него. На некоторых съемках, где я делала сет-дизайн, фотографы часто ворчали на то, что бэкстейджи, снятые на телефон, выглядят лучше и интереснее результата, который получается с камеры. Поэтому я убрала все камеры, оставила в руках айфон и начала делать свои проекты.

Об Instagram-шуме

Когда я только начала снимать, мне хотелось, чтобы мои проекты были артовыми, но арт, конечно, вещь очень спорная. Очень трудно делать артовые съемки, не уходя при этом в трэш. И сейчас я к этому первоначальному видению возвращаюсь, несмотря на множество отвлекающих моментов. Главный из них — социальные сети: там ты постоянно натыкаешься на какие-то образы, цепляешься за них и пытаешься их повторить, отходя от своих собственных.

Чтобы этого не происходило, сейчас я стараюсь по минимуму смотреть инстаграм, но при этом по-прежнему смотрю много картинок. Просто захожу в Pinterest и начинаю серфить по ссылкам на случайные изображения.

Об идеях и источниках вдохновения

Моими основными источниками вдохновения всегда были книжки из детства. У меня была коллекция книг с иллюстрациями к сказкам. И они настолько отложились в моем сознании, что периодически просто всплывают концепциями и идеями съемок, которые я стараюсь претворять в жизнь. Идеи приходят как будто из ниоткуда. Периодически они бывают вызваны впечатлениями из жизни. Я вижу что-то на улице, и мне хочется это повторить. Еще я очень люблю смотреть подшивки старых журналов, например Vogue, особенно японский. Он очень специфичный, потому что японцы ничего не боятся. Мне кажется, глобально долгое время основной проблемой людей была боязнь экспериментировать. Я обожаю кино. Обожаю Параджанова за то, как он выстраивал кадр, обожаю Уэса Андерсона за способность реализовывать настолько масштабные проекты. Я очень люблю Тима Уокера за смелость, за то, что каждая его съемка — это отдельный мир. Еще меня вдохновляет то, что у нас в России куча талантливых и интересных людей со своим видением.

О сотрудничестве с брендами

Первую фэшн-бумеранг-историю мы сделали с дизайнером Лесей Парамоновой где-то год назад. Но самые-самые ранние ролики в приложении я начинала делать для себя, из чистого энтузиазма. Мне просто показалось, что это будет интересно. Потом интерес к моим работам стали проявлять бренды, и мы начали с ними сотрудничать. Вообще, мне очень повезло, потому что заказчики сейчас ценят видение того, к кому обращаются. Мне часто дают свободу творчества, и поэтому почти все проекты, включая те, что я делала для брендов, я делала в том числе и для себя.

О создании бумеранг-видео

Съемка бумерангов обычно происходит с ассистентами, иногда нужно, чтобы несколько человек что-то двигали. В моей команде бывает от одного до пяти-семи человек в зависимости от задач. У меня есть прекрасный ассистент Дима, есть визажисты и стилисты, с которыми мы сотрудничаем. Я очень благодарна своим друзьям, которые мне помогали и помогают со съемками. Моделей я ищу среди дружественных агентств, в основном это девочки, с которыми мы уже работали на фотосъемках. По сути, продакшен роликов остается таким же, как и всегда. Он, конечно, менее затратный, возможности снимать больше, но самое сложное — это все еще взять и всех собрать. Сама съемка бумерангов, если это именно какая-то концептуальная история, происходит так: у меня в голове рождается концепция, потом я под нее ищу локацию, начинаю думать, что лучше подойдет по одежде, по образам, по мейку. Нужная поза для моделей часто рождается уже непосредственно на съемке. Бывает так, что я отталкиваюсь именно от локации, чтобы меньше заморачиваться. Я очень люблю, когда в кадре все гармонирует и подходит по фактурам и цветам.

На создание одного видео уходит совершенно различное количество времени, иногда совсем немного — можно что-то снять буквально за час, но, когда нужно выстроить сет, уйти может и день, и два.

О любимом проекте

Почти за всеми моими съемками стоит идея о том, что в мире вокруг и даже в самом повседневном много сказочного. Так было и с этим кадром: мне хотелось снять историю о сказочных людях. Сначала я хотела снять в лесу музыкантов. Потом в процессе сбора реквизита и вещей для съемки решила, что он должен быть более эмоциональным. И появилась история про ребят, которые как будто хотят что-то завоевать. Вообще, часто бывает так, что идея трансформируется в процессе работы, а в результате остается много свободы для фантазии зрителя, который сам интерпретирует образы в кадре.


обложка: Алина Валитова