22-летняя Александра Стефанюк в этом году закончила ВГУЭС по специальности «Дизайн костюма». Сейчас она работает стилистом в команде Русланы Лях — дизайнера марки Ruslana L'ah — и создает современные ридикюли для собственного бренда Ce Soir. Молодой дизайнер рассказала «The Village Владивосток», как в приморской столице появились ридикюли, от которых не пахнет нафталином и чего еще ждать от сумочек Ce Soir.

Фотографии

Артур Мигдальский

О первом ридикюле

Моя мама после сложного перелома летом и осенью 2015 года не могла ходить. Когда она снова начала сидеть и потихоньку двигаться, то стала шить. Попросила меня купить фермуар — ручку ридикюля — чтобы сделать себе сумку. Я сочла эту идею ужасно старомодной. Мы пришли к тому, что, раз уж мама хочет такую сумку, от нее не должно пахнуть нафталином. Для этого нужна была лаконичная форма и правильное сочетание фурнитуры и тканей. Казалось бы, очевидные вещи, но грань очень тонкая.

Игра на грани между стилем и уходом в винтаж меня увлекла. Во время работы над вторым ридикюлем я подумала, что это можно неплохо монетизировать. Когда сделал вещь для себя, а хочется еще много и разных, приходит время первых продаж. Сначала я полезла в интернет, из Москвы заказала фурнитуру и ткани, которых нет в нашем городе. Затем выложила фотографию ридикюля у себя в инстаграме — и дело пошло.

Идеи приходят из впечатлений, а ридикюли для меня — это спокойствие и радость в предвкушении особенного вечера. Поэтому я назвала свой бренд Ce Soir. В переводе с французского это значит «сегодня вечером».

О клиентах

Первый клиент нашелся сразу, зимой 2016 года. Моя целевая аудитория — женщины от 27 до 37 лет. Покупают и студенты, но чаще всего ридикюли для них дорого стоят. Больше всего продаж приходится на Владивосток, но это маленький город, зато мир большой.

Границ сейчас нет, и это здорово. Помню, я вышивала ночью, и мне позвонил байер из Петербурга. Мы договорились о реализации ридикюлей в его магазине. Так же было с Волгоградом. В другие страны я продаю сумки через сайт Etsy. С моими ридикюлями ходят в США, Австралии, Новой Зеландии, Швеции и много где еще. Каждая продажа и теплый отзыв о сумочке — мое достижение.

О команде бренда

Говорят, что работать с семьей и друзьями — гиблое дело. У меня всё наоборот. Мама — мой производственный отдел, сейчас она шьет сумки. Мой молодой человек снимает готовые вещи и занимается таргетом. На мне — вышивка, закупка фурнитуры, общение с клиентами, взаимодействие с магазинами. Для всех из нас это неполная занятость.

Бренд я пиарю в основном через инстаграм и сарафанное радио, так же и продаю. Осенью 2016 года во Владивостоке появился магазин Ikra с одеждой от приморских дизайнеров. Он стал оффлайн-домом ридикюлей. Сейчас сумочки Ce Soir можно найти там.

Заказы есть всегда. Когда я писала и защищала диплом, мне не нужно было, чтобы их было много. Если ты готов к работе, она приходит. Осенний сезон хочется отработать хорошо — есть и силы, и желание.

На одну сумку уходит от одного до трех дней, если на ней есть вышивка. Сейчас мы пересматриваем технологию изготовления, чтобы делать всё быстрее. Бывает, я вышиваю на одном дыхании, но иногда дело растягивается, и работа замедляется. Вышивка — дело тонкое.

О коллекциях

Понятие коллекции в настоящее время становится всё более расплывчато. Темп ускоряется, людям нужно новое, часто и много. Вы заходите в магазин, каждый раз надеясь увидеть изменения: новую коллекцию, скидки или что-нибудь еще.

В моем случае, традиционными остаются ридикюли с карпами и меховые зимние модели. 80 процентов того, что я делаю — это то, к чему готов город. Самая продаваемая модель — не сумка с неповторимой вышивкой, а классический черный ридикюль. Это беспроигрышный вариант. Когда уже есть черный, можно вернуться за более яркой моделью. Так мои клиенты и поступают.

Этой осенью будет много дикого цветного меха. Мне интересно, как отреагируют люди. Цветной мех — это китчево. Один яркий аксессуар может разбавить привычный повседневный образ. Эко-мех, который я подобрала в этот раз, будет более качественный и очень приятный на ощупь.

О сложностях и конкурентах

Сталкиваюсь с теми же проблемами, что и многие местные дизайнеры. Материалы трудно достать, поэтому в итоге вещь дорого стоит. Я ценю труд и время всех, кто участвует в создании и продвижении сумок. Мне очень нравится мысль о том, что вещи ручной работы — это роскошь. Каждому их иметь не обязательно, но если кто-то хочет их получить, то он платит мастеру за труд или делает сам. Еще одна сложность — взаимодействие с клиентами. Есть у меня прорехи в этом, но я работаю над собой.

Конкуренция — это хорошо. Наличие тех, кто наступает на пятки, меня злит, и я начинаю работать с большим усердием. На сайте Etsy у меня конкуренты по всему миру. Во Владивостоке я одно время соревновалась даже с Zara, когда там продавали ридикюли. Еще есть несколько мастерских, которые сначала копировали всё у меня, вплоть до подписи к фото. Это смешно, но это тоже мои конкуренты и здорово, что они есть.

О желаниях и будущем

Когда долго остаешься в городе, он начинает удушливо сжимать в объятия рутины. Это утомляет, угасает энтузиазм. Поэтому я хочу путешествовать. Этой осенью я собираюсь уехать, но не навсегда. Обязанности полезно иногда делегировать. Мама останется в городе и будет контролировать качество изделий.

Еще хочу много учиться у разных и лучших. Идеальный вариант — узконаправленные краткосрочные курсы.

Думаю, что Ce Soir останется исключительно ридикюлями. Следующий мой проект — более повседневные сумки — будет серьезней и больше.

О возможностях и ошибках

Мне здорово повезло взрослеть в такое время, как сейчас. Достаточно идеи, инстаграма и тысячи рублей в кармане, чтобы начать что-то делать. Пробовать, ошибаться и снова пробовать. За время существования моего маленького дела я наступила на большое количество грабель и многому научилась.

Название, которое я горячо люблю, для многих оказалось непроизносимым. Это ошибка номер один. Брать больше заказов, чем можешь сделать — ошибка номер два. Делай меньше, но хорошо и вовремя. Еще важна юридическая подкованность, и чем раньше во всем разберешься, тем лучше.

Ошибки — неизбежная часть пути. Бывает очень больно их признавать. Я человек впечатлительный, сейчас стараюсь быть более холодной и рассудительной. Все проблемы решаемы.

Если тебе предлагают инвестиции и проекты, к которым ты внутренне не готов, не соглашайся. Уметь сказать «нет» — важно. И это не боязнь выходить из зоны комфорта. Это трезвая оценка сил и возможностей. Всему свое время.