Сегодня в Москве открывается центр моды и дизайна D3 на Делегатской. Новое пространство занимает левое крыло Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и, по сути, выступает одним из его подразделений. Пресс-релиз сообщает, что центр объединит на одной площадке научные, культурные, информационные проекты, дизайнеров, бренды и производства, так или иначе исследующие тему русского стиля: от истоков в народной культуре до современных тенденций. Одна из наиболее амбициозных задач D3 — воскрешение ремесел и поиск возможности их интеграции в современные производственные процессы. Мы поговорили с руководителями проекта о том, как будет строиться диалог между всеми упомянутыми исследователями и нужны ли современной моде кокошники и хохлома.

Кто это придумал

Идею создания центра руководство музея утвердило с министерством культуры пять лет назад. Госструктура выделила деньги на запуск программ и реставрацию помещения музея под D3. Но в перспективе финансирование центра должно стать многоканальным — руководству придется искать внебюджетные средства, чтобы снять основную финансовую нагрузку с бюджета музея. Идейный вдохновитель проекта — модельер Валентин Юдашкин, а союзники, выбранные руководством музея для развития центра, — профильные вузы и другие образовательные учреждения. Сегодня в их числе Академия имени С. Г. Строганова, НИУ ВШЭ и Британская высшая школа дизайна, участвующая в пилотных программах центра и уже задействовавшая левое крыло музея летом под выставку своих выпускников.

Студенты «Британки» участвовали в создании логотипа и айдентики центра, а еще совместно с БВШД здесь скоро заработает пресс-рум для российских дизайнеров. Первым партнером в этом проекте центра станет Владимир Тилинин, дизайнер FreshBlood и куратор БВШД. Задача пресс-рума — сделать новый дизайн доступным для журналистов и блогеров. «В рамках центра моды и дизайна команда FreshBlood и специалисты D3 запускают регулярную экспозицию новых разработок и коллекций, — рассказывает Тилинин. — В пространстве будут представлены дизайнеры одежды с коллекциями и концепциями новых изделий, ювелирные мастера, реконструкторы техник вышивки и художники-оформители, иллюстраторы и орнаменталисты».

Зачем он нужен

Центр моды и дизайна — одно из стратегических направлений музея, решающее сразу две его задачи. Во-первых, он привлекает новую аудиторию, «новый креативный класс». Во-вторых, поддерживает глобальную миссию музея «Традиции для будущего». «Естественная цель деятельности центра — не только накопление знаний об эпохах и стилях прошлого и систематизация явлений арт-среды сегодня, но и поиск инструментов для гармонизации процессов преемственности в поколениях художников, идеологов, творческих людей», — объясняет Елена Титова, директор Музея декоративно-прикладного и народного искусства. Чтобы наладить эти процессы, руководство центра планирует массу амбициозных инициатив. В их числе, по словам Титовой, и партнерское участие в бизнес-процессах (программах малого и среднего бизнеса), и участие в разработке и реализации культурных кластеров, и даже возрождение искусств и ремесел.


Наталья Логинова

руководитель центра моды

и дизайна D3

В центре мы встречаемся с дизайнерами, исследователями, историками моды, проводим мастер-классы. Как центр мы также участвуем в обучающем курсе наших партнеров «Культура производства и потребления одежды». Когда мы заявляем, что мы — площадка для общения, то именно это и имеем в виду — у нас буквально организовано пространство для самого разного общения: есть лекционный зал на 70 человек и небольшие залы-аудитории, где комфортно работать группами, например по 10–15 человек.


Первые проекты

Для посетителей центр открывает выставку «Система дизайна в СССР» — третий проект Музея Дизайна и первый для Центра D3, посвященный истории советского дизайна. Его предшествовала выставка «Советский дизайн 1950–1980-х» в 2012 году в Манеже, вторая экспозиция «Открывая утопию: забытые архивы советского дизайна» представляла в 2016 году Россию на первой Лондонской биеннале дизайна и получил главный приз. Новая выставка — исследование более фундаментальное. «Это логическое продолжение двух предыдущих проектов, в котором мы воссоздаем систему дизайна, существовавшую в нашей стране в 60–80-е годы, — поясняет Александра Санькова, директор Музея дизайна и куратор выставки. — Выставка рассказывает о важнейших институтах, специальных художественно-конструкторских бюро и других организациях, работавших в области художественного конструирования, технической эстетики и декоративно-прикладного искусства, о том, как они взаимодействовали друг с другом и с промышленными предприятиями».

Дизайнеров и других участников центра его сотрудники ищут самостоятельно, но и сами дизайнеры уже приходят сюда со своими идеями. Например, центр начал сотрудничество с Ольгой Глаголевой, куратором выставки «НЭО» (выставка работ современных дизайнеров, использующих древнерусские техники работы с текстилем), и теперь на площадке работает курс «Культура производства и потребления одежды».

В январе здесь откроется выставка победителей конкурса Makers журнала Seasons.

Поиски русского стиля

Главный культурно-образовательный проект нового подразделения музея — дискуссионная и лекционная программа «Все грани русского стиля» — стартовал в октябре. В его рамках современные дизайнеры, создающие одежду, аксессуары, мебель, ищут ответит на вопрос «что такое русский стиль?». Среди них, например, Юханн Никадимус, реконструктор исторической выставки и редактор FreshBlood — дизайнер, создающий русские кокошники с использованием аутентичных материалов и технологий вышивки XVIII века. По его мнению, русский стиль отражается в пропорциях и силуэтах русского крестьянского костюма.


Юханн Никадимус

дизайнер

Я делаю свои кокошники, стараясь передать ощущение старины. Стараюсь запутать зрителя, чтобы было не ясно, старинный это предмет или нет. Собираю фотографии одного типа головного убора из разных музеев и создаю на их основе еще один, чтобы было не очень понятно, когда его сделали — тогда или сейчас. Использую для этого антикварные элементы или состариваю новое, нарочито плохо сшиваю.


Позицию Никадимуса разделяют далеко не все участники проекта. Например, Ивану Ходыреву, предметному дизайнеру, совладельцу студии iM и продюсеру проекта «Коллекция», претит сам термин «русский стиль». «Это устойчивое выражение со сложившимся блоком ассоциаций, базирующихся в прошлом. Я оптимистично смотрю на будущее российского дизайна, поэтому стараюсь избегать этого выражения применительно к современности, — поясняет он. — Мне приятнее думать о российском стиле. Его пока нет, но я верю в то, что он не заставит себя ждать. Жизнеспособный стиль может возникнуть на основе локальных культурных кодов, которые будут проявляться в российских предметах, когда дизайнеры наиграются в лофт и скандинавский стиль. И эти коды не имеют отношения ни к гжели, ни к хохломе».

Что именно будут возрождать

Для того чтобы определиться с ремеслами, жизнеспособными в контексте современной индустрии моды, центр организует арт-экспедицию. Первые опыты в этом вопросе центр собирается демонстрировать не раньше следующей осени. Но поиски ремесел и русских техник — один вопрос, а интеграция в современный дизайн — другой, и, возможно, более важный. Когда павлопосадские платки внезапно повалили на подиум, а потом и в московские гардеробы, большинство их обладательниц выглядели совершенно нелепо.


Наталья Логинова

руководитель центра моды

и дизайна D3

Наш центр в том числе планирует искать адекватный способ интеграции. Мы будем своего рода мостом между лучшими образцами, хранящимися в коллекции нашего музея, промыслами и современными дизайнерами. Сейчас, кстати, в постоянной экспозиции музея, которую открыли совсем недавно, — наглядный пример такой интеграции. Костюмы Ульяны Сергеенко настолько органично включены в экспозицию, что непосвященному зрителю они вообще кажутся из времени русского стиля. Но интересно будет сделать и более провокационную интеграцию. По крайней мере, нам бы хотелось таких решений, и на территории центра мы сможем себе это позволить.


В следующем году в D3 появятся шесть мастерских для специалистов, работающих с различными материалами: текстилем, деревом, керамикой, металлом. Чтобы стать резидентом центра, дизайнерам необходимо будет представить свой проект на конкурсе бизнес-идей. Сейчас команда центра разрабатывает механики отбора резидентов в мастерские, планирует конкурсную программу и ее сроки и продолжает оборудовать помещения всем необходимым. Полноценную работу мастерские начнут с марта.


Фотографии: центр моды и дизайна D3