Российские уличные марки начали появляться относительно недавно. Ещё пять лет назад не особо заинтересованные вряд ли могли назвать что-то, помимо пары имён. Но в какой-то момент начало казаться, что всё резко поменялось: локальные уличные марки стали появляться не только в Москве, но и в других городах. Только вот закрывались они почти так же стремительно, как и открывались: непомерные амбиции, быстро заканчивающиеся деньги, ссоры с друзьями и по совместительству соинвесторами свели эту волну на нет. The Village поговорил с пятью создателями российских уличных марок, у которых всё получилось, чтобы выяснить, где продаётся их одежда, чем она лучше масс-маркета и почему необязательно соблюдать сезонность. 

 

 

Blank Moscow

   

Дата основания:
2009

основатель:
Лена Юрьева

Основные вещи:
свитшоты и топы, купальники,
боди, леггинсы и юбки

Стоимость:
от 1 000 до 8 000 рублей

Места продаж:
в разное время вещи марки можно
было найти в Kixbox, Wood Wood, а также
в онлайн-магазине Aizel и на странице
Blank в Facebook

Всё получилось: 5 российских уличных марок. Изображение № 1.

Идея создать собственную марку одежды возникла у Лены в 2009 году. Изначально девушка не воспринимала подобный опыт всерьёз, а занималась проектом исключительно ради развлечения. Но благодаря хорошей базе (у Лены был опыт работы фотографом и в пиар-отделе крупной спортивной компании) всё сложилось удачно, и марка постепенно начала набирать популярность. Что касается названия, то оно возникло из самой концепции марки — создавать функциональные базовые вещи достойного качества и нескучного дизайна, которые могли бы стать полотном для дальнейших экспериментов.

Сначала Лена занималась всем сама: искала ткани, фабрики и придумывала дизайн, фотографировала лукбуки, но постепенно работы становилось всё больше и справляться со всем самостоятельно стало невозможно. Тогда на помощь пришли друзья, сейчас 90 % команды Blank — это Ленины друзья и знакомые.

Сказать, что марка ориентирована на определённую аудиторию, нельзя. Blank принято ассоциировать с молодёжью, но, по мнению Лены, желание носить качественные вещи за приемлемые деньги характерно для людей любого возраста и достатка. Другое дело, что аудиторию во многом определяет то место, где представлена марка. К слову, сейчас купить вещи Blank практически невозможно. В планах — открытие онлайн-магазина, а пока приобрести можно только модели из коллабораций. К примеру, в ближайшее время у Blank появится совместная коллекция с детским магазином Five Kids. Капсульные коллекции для московских магазинов и дружественных организаций — отличительная черта Blank.

Ранее марка представляла коллаборации с магазином Kixbox, мультибрендом Aizel, а также делала футболки для объединения Ping Pong Club Moscow, бегового клуба RURC, сети мужских парикмахерских Chop-Chop и нескольких других дружественных мест. По мнению Лены, большой удачей было и то, что тогда на российском рынке не существовало достойных российских марок среднего ценового сегмента: либо скучноватый масс-маркет «Твоё», либо платья от Александра Терехова, которые позволить себе мог далеко не каждый.

По словам Лены, брать кредит и влезать в долги не понадобилось: в марку был вложен хороший стартовый капитал. Ощутимый доход она начала приносить спустя несколько лет, впрочем, большая часть средств по-прежнему уходит на зарплату сотрудникам и дальнейшее развитие.

Производство Blank находится здесь же, в России: у марки есть небольшой цех в Москве, где и отшивается большая часть продукции. Над дизайном вещей, помимо Лены, работает дизайнер.

   

Всё получилось: 5 российских уличных марок. Изображение № 6.

Лена

Однажды я поняла, что нужно начинать своё дело, да и возможность такая была. Я училась на графического дизайнера и некоторое время проработала в сфере пиара, так что представляла, как всё должно происходить. Сначала делала всё ради развлечения, не воспринимала всерьёз, но в какой-то момент стало понятно, что дело пошло, тогда уже подключились друзья. Я рада, что занимаюсь тем, что мне интересно, и рада, что могу дать своим друзьям такую возможность — не сидеть на скучной работе, а делать что-то стоящее. В ближайших планах Blank — открытие онлайн-магазина.

   

 

 

«Меч»

   

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 
2011

ОСНОВАТЕЛи: 
Андрей и Евгений

ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: 
мужская и женская линейка —
свитшоты, футболки, куртки,
рюкзаки, шапки

СТОИМОСТЬ: 
от 600 до 5 000 рублей

МЕСТА ПРОДАЖ: 
марка представлена в 16 городах
России, нескольких магазинах
Беларуси, а также на официальном 
сайте «Меч»

Всё получилось: 5 российских уличных марок. Изображение № 7.

Всё началось в 2011 году. Тогда у Андрея и Жени не было планов заниматься одеждой всерьёз, просто захотелось попробовать сделать что-то своё. Ребята купили в Финляндии небольшую партию футболок, провезли её на пароме в Санкт-Петербург контрабандой (большие партии одинаковых вещей нельзя провозить просто так, их нужно декларировать и оформлять соответствующим образом). Уже в Петербурге парни напечатали на футболках принты, которые придумали сами, а затем первая коллекция разошлась по друзьям и знакомым. Денег это не принесло, но дало представление о том, чем ребята хотят заниматься в дальнейшем.

Женя и Андрей вложили в дело существенную часть своих сбережений, около ста тысяч рублей, нашли небольшой швейный цех в Москве и начали производить одежду. Почти сразу пришлось столкнуться с рядом трудностей. Найти подходящие ткани для производства качественных вещей практически невозможно. Часть материалов приходится заказывать из Европы и Финляндии — тут уже возникают проблемы со сроками доставки: когда речь идёт о российской почте и таможне, нельзя быть уверенными в сроках. Другая сложность — наладить сам процесс производства: часть вещей получается бракованными, а что-то не успевают сделать в срок.

Фабрики не спешат браться за небольшие заказы, так как им намного выгоднее работать с крупными компаниями. Был случай, когда ребята договорились с одной фабрикой о производстве партии верхней одежды, те взялись за заказ, а когда Андрей зашёл проверить, как идут дела, то увидел, что их куртками никто не занимается и они лежат недоделанные в стороне. Оказалось, что фабрике поступил большой заказ на изготовление костюмов для МЧС и они сочли его более выгодным. 

Сейчас марка представлена в 16 городах России, а также в нескольких городах Беларуси. В Санкт-Петербурге есть монобрендовый магазин «Меч», в Москве такой пока в планах. По словам Андрея, никакой специальной рекламы они не размещали, информация о марке разошлась сама собой, через друзей и знакомых. Ребята привлекают для сотрудничества талантливых друзей-художников и активно участвуют в фестивалях. К примеру, приезжали на московский Faces & Laces, проходивший прошлым летом в парке Горького.

Сейчас собственная марка превратилась для Андрея и Евгения в основную деятельность. Андрей ушёл со старой работы, когда понял, что необходимо контролировать все процессы производства.

   

Всё получилось: 5 российских уличных марок. Изображение № 12.

Андрей

Считаю, что определённую долю успеха нам принесла открытость. Мы всегда стараемся общаться с нашими клиентами. К примеру, на открытие монобренда в Питере мы предлагали всем желающим самим создать принт для футболки, а на прошлогоднем Faces & Laces наш стенд, оформленный в виде дома с лужайкой, стал одним из самых популярных и красивых. Собираемся участвовать в фестивале и этим летом. Также в планах монобренд в Москве и выход на европейский рынок: на Западе есть определённый интерес к российским маркам.

   

 

 

ННХ

   

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 
2007−2008

ОСНОВАТЕЛЬ: 
Гога Ландау 

ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: 
свитшоты и футболки, куртки,
брюки, шапки

СТОИМОСТЬ: 
от 800 до 3 000 рублей

МЕСТА ПРОДАЖ: 

В Москве — магазины Ustyles, CodeRed, Hellride, Destroy и другие, 
а также в 20 городах России
и в двух в Беларуси

Всё получилось: 5 российских уличных марок. Изображение № 13.

Марка была основана командой ННХ, которая катается на BMX. В 2008 году парни решили сделать футболки, в которых удобно было бы кататься. Изначально планировали изготовить буквально 10−15 штук на команду, но выяснилось, что большой тираж будет стоить дешевле. Парни заказали 50 футболок, часть оставили себе, а оставшиеся отнесли в BMX-магазин. Футболки быстро раскупили, и магазин предложил сделать ещё партию. 

На следующий год ребята разработали ещё два дизайна футболок. В то же время начались конфликты со спонсорами (компаниями, которые предлагают форму и велосипеды в рекламных целях): они обещали отправить ННХ в тур в Европу, но дальше обещаний дело так и не зашло. Тогда команда решила от спонсоров отказаться. Гога устроился на телеканал «Моя планета», проработал там чуть меньше года, заработанные деньги — порядка 300−350 тысяч рублей — стали стартовым капиталом.

Первая коллекция сразу же получилась довольно полной, помимо трикотажа (футболки и свитшоты), в неё входили куртки, брюки и рубашки. Часть вещей делала подруга мамы одного из основателей ННХ, у которой было профессиональное оборудование. Трикотаж изготовили на фабрике, которая нашлась абсолютно случайно: её посоветовал Саша Австриец, владелец закрывшегося магазина «Место», в своё время сделавшего серьёзный вклад в продвижение локальных русских марок. По словам Гоги, сейчас ННХ старается сотрудничать с небольшими предприятиями и фабриками, для которых работа на результат важнее объёмов.

За дизайн вещей ННХ отвечает Настя, девушка Гоги, она рисует 95 % принтов; периодически привлекают друзей и знакомых. На стороне стараются никого не искать: ребятам важно работать с человеком, который разделяет их взгляды и принципы.

На достаточно широкую аудиторию марка вышла в начале 2011 года — вещи ННХ к тому времени носили уже не только поклонники BMX. Примерно тогда же, по словам Гоги, марка сначала вышла в ноль, а затем начала приносить прибыль. Впрочем, большую часть полученных денег ребята вкладывают в производство.

Кстати, однажды марку спасли тренировочные штаны. Для команды 2010 год выдался сложным, было много проблем с бракованными партиями, и ребята решили сделать небольшую серию спортивных штанов, в которых было бы удобно кататься. Первая же поставка разлетелась в считанные дни, в итоге продали порядка 700 пар, и это окупило убытки всего прошлого года. Та же история была с куртками в 2013 году: из трёх моделей лучше всего продавалась камуфляжная, ванильно-жёлтая и тёмно-синяя модель пользовались меньшим спросом, но окупились благодаря камуфляжной версии.

В дальнейших планах — продолжать делать то, что нравится, в успех своего дела ННХ верят безоговорочно. А также расширять линейку: к примеру, есть ряд вещей, которые никакой магазин, по мнению ребят, не закупит, потому что это достаточно серьёзный риск, но они хотели бы иметь их в коллекции, пусть и ограниченным тиражом.

   

Всё получилось: 5 российских уличных марок. Изображение № 17.

Гога

За эти шесть лет нам не раз пришлось столкнуться со всевозможными трудностями, начиная от проблем с фабриками и заканчивая отсутствием в России подходящего оборудования. У меня есть друзья, которые перенесли своё производство в Китай, там всё намного проще. Но мы так не хотим: нельзя сидеть и ныть, как в России всё плохо. Только начав делать, можно что-то изменить. А ошибки — это типичная проблема роста, нельзя прийти и с нуля сделать всё идеально, так не бывает.

   

 

 

Sputnik 1985

   

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 
2011

ОСНОВАТЕЛЬ: 
Сергей

ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: 
свитшоты и футболки, ветровки,
круизеры (скейтборды),
сумки на пояс

СТОИМОСТЬ: 
от 600 до 3 000 рублей

МЕСТА ПРОДАЖ: 
Москва (магазин винила DiG),
Санкт-Петербург, Ижевск,
Нижний Новгород 

Всё получилось: 5 российских уличных марок. Изображение № 18.

Всё началось 9 октября 2011 года, когда с помощью подруги Сергей создал в социальной сети сообщество, где выставил на продажу созданные им футболки (у него самого тогда не было ни компьютера, ни аккаунтов в социальных сетях). Принты были нанесены на футболки с помощью шелкотрафаретной печати, тираж был совсем небольшим, но коллекция разошлась достаточно быстро.

Сейчас всеми этапами создания вещей Сергей занимается один: сам делает рисунки, печатает принты, посещает фабрики, где отшивают одежду, и базы с тканями и фурнитурой, выбирает подходящую молнию и тесьму для новых вещей.

Стартовым капиталом стали семь тысяч рублей — они пошли на материалы для шёлкографии: подрамники, сетки, краски, эмульсии и прожектор. Cейчас марка приносит доход. Хотя, по словам Сергея, это далеко не то, ради чего он работает.

Самые главные проблемы, с которыми пришлось столкнуться, — опять-таки плачевное состояние большинства фабрик. По словам основателя Sputnik 1985, за последние двадцать лет там не появилось ни нового оборудования, ни технологий. При огромных тиражах, с которыми привыкли работать такие фабрики, качество оставляет желать лучшего. Подходящая фабрика нашлась во Владыкине, недалеко от Ботанического сада. Здесь отшивают вещи и другие начинающие марки.

Другая сложность, по словам Сергея, — это отношение таких же молодых развивающихся марок. Многие боятся конкуренции и не хотят помогать друг другу.

Сейчас марка стала для Сергея основной работой. Ещё он периодически рисует в городе, а также создаёт принты для друзей и печатает футболки для панк-групп. До этого Сергей занимался абсолютно разной работой, даже развозил капканы. 

   

Всё получилось: 5 российских уличных марок. Изображение № 23.

Сергей

Главная проблема заключается в том, что большинство фабрик продолжают существовать в том же режиме, что и при Советах: огромные тиражи и качество, которое годится только для распродажи в переходе, хотя набор вещей самый стандартный: футболки, кепки, анораки. Это же не карнавальное платье сшить, нужно просто уделить немного больше внимания тому, что ты делаешь. Но можно отсидеть день на зарплате и ни о чём не думать. Понятное дело, что отшить 500 свитеров — это не романтическое приключение, но и здесь целая система должна измениться, люди должны иначе относиться к своему труду.

   

 

 

Saint-P Apparel

   

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 
2011

ОСНОВАТЕЛЬ: 
Леонид

ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: 
свитшоты и футболки, шапки,
кепки, нижнее бельё

СТОИМОСТЬ: 
от 800 до 2 500 рублей

МЕСТА ПРОДАЖ: 
в онлайн-магазине марки,
а также в некоторых городах России
(Санкт-Петербург, Архангельск,
Мурманск и другие)

Всё получилось: 5 российских уличных марок. Изображение № 24.

Первая коллекция марки Saint-P вышла зимой 2011 года, но желание заниматься вещами возникло у Леонида, основателя марки, намного раньше, ещё в школе. Впрочем, после школы молодой человек отучился в университете и, получив диплом строителя, пять лет занимался созданием дорог и зданий. Но работа не приносила удовольствия, и тогда Леонид получил второе образование, на этот раз экономическое, и начал заниматься развитием бизнеса: вначале чужого, потом своего.

Около года он был директором компании, которая взяла на себя весь поток интернет-заказов Yota. Эта работа дала полезный опыт. Затем Леонид занимался производством одежды и боксёрских груш под маркой Ill Company. Как раз в то время он заказал пробную партию кепок с вышивкой Saint-P и столкнулись с огромным спросом на них. Стало ясно, что надо запускать отдельную линейку под маркой Saint-P. 

Маркой занимается главным образом сам Леонид, но периодически подключаются друзья. Большую помощь оказывает основатель лейбла Safe’n’Sound Миша Сидоров, с ним же Saint-P организуют совместные мероприятия. Когда марка только запускалась, большую часть одежды Леонид просто подарил своим знакомым музыкантам и художникам. Это подействовало лучше любой рекламы. 

Самая большая сложность, с которой пришлось столкнуться, — организация производства. Сначала были попытки производить одежду в России, но возникло столько трудностей (вплоть до отсутствия подходящего оборудования и материалов должного качества), что от этой идеи пришлось отказаться. Сейчас все заказы марки размещают в Азии; там всё автоматизировано: на одном заводе ткань красят, на другом наносят принт, на третьем делают лекала и сшивают, затем упаковка и обработка во время специальной стирки — в целом процесс производства занимает месяц-полтора.

Головные уборы производят в Бангладеше, одежду и аксессуары — в Китае. Леонид не работает с фабриками напрямую, а общается с агентами, которые организуют весь процесс пошива, контроль качества, упаковки и так далее. Идеи для одежды и фасон придумывает Леонид, а их реализацией занимаются дизайнеры или художники. Сейчас новые коллекции выходят два раза в год — весенне-летняя и осенне-зимняя соответственно. Стартовый капитал составлял порядка 20 тысяч долларов. Но получить первую прибыль, по словам Леонида, удалось лишь спустя несколько лет.

По словам Леонида, эта работа открыла для него множество новых возможностей и стала образом жизни. С 2012 года он также начал заниматься организацией мероприятий с иностранными артистами. Два года подряд Saint-P принимали участие в уличном фестивале Faces & Laces. Также несколько раз сотрудничали с Aurora Fashion Week, делали коллекцию футболок для кругосветной регаты вокруг Северного полюса, производили одежду для мероприятий в «Доме быта», форму для нескольких петербургских ресторанов. Также марка выпускает собственную природную минеральную воду, которую можно приобрести в некоторых барах Питера, её же вручают бесплатно при покупке в онлайн-магазине Saint-P.

   

Всё получилось: 5 российских уличных марок. Изображение № 29.

Леонид

В девятом классе школы я начал катался на скейтборде, и в свободное время мы ездили с друзьями на секонд, чтобы купить себе крутых шмоток. Тогда ещё никто из продавцов не разбирался в одежде, и футболку Dickies можно было купить по цене Fruit of the Loom. Очевидно, уже в это время у меня появилось желание заниматься вещами. 

Моё образование никак не связано с производством одежды, но помогло мне в организации этого бизнеса. Подготовка технического задания на производство в чём-то сравнима с созданием чертежей для строительства здания.