С 1 сентября в силу вступил закон о защите детей от вредной и опасной информации. Если производители тетрадей вместо котиков и мультяшек будут печатать на обложках антигероев, их смогут привлекать к штрафам за тлетворное влияние на детскую психику. Споры между морализаторами, родителями, школьниками и владельцами издательств, выпускающих детские товары, ведутся не первый год. В последний раз недовольство вызвали обложки trollface: в интернете стали писать, что изображение сделано серийным убийцей и, как заключили эксперты, представляет угрозу для психического здоровья школьников.

The Village к началу учебного года изучил ассортимент школьных тетрадей и дневников, узнал, каких героев выбирают дети и сколько стоит напечатать диснеевского персонажа.

 

Авторские права

Чтобы разместить на обложке тетради героя мультфильма «Мадагаскар» или «Маши и Медведя», владелец издательства должен заключить соглашение с мультипликационной компанией и приобрести у неё лицензию. Её можно оплатить сразу, а можно взять в залог — тогда часть выручки от товара будут отчислять в пользу правообладателя. Как правило, лицензии действуют несколько лет, но производители не всегда пользуются ими весь срок: тренды и предпочтения детей меняются слишком быстро.

За авторские права платят не все издательства: мелким компаниям часто не под силу отдать $15 000 за возможность использовать образ, к примеру, Гарри Поттера. Но если производство довольно крупное и известное, то отказ от покупки лицензии грозит дурной репутацией и проблемами с Налоговой. Чтобы избежать скандала, такие издательства платят за всех героев: и за Матроскина из «Простоквашино», и за «Трансформеров». Такие тетради стоят дороже, чем нейтральные с машинами, цветами и животными: в цену закладывают взнос правообладателям.

Герои нашего времени: Что печатают на обложках школьных тетрадей. Изображение № 1.

 

 

Герои нашего времени: Что печатают на обложках школьных тетрадей. Изображение № 2.
Ольга Путинцева

Работник издательского дома

 

 

На самом деле, большинство небольших издательств сейчас грешат производством тетрадей и другой продукции без приобретения лицензий. Вы же не думаете, что Summit Entertainment каждому, кто выпустил что-то с изображением героев „Сумерек“, продавала свои права? Поэтому по-настоящему о лицензиях заботятся только очень крупные производители: для них несоблюдение таких правил чревато крупными денежными потерями и падением престижа. Те, кто попроще, просто не используют популярные образы, у них там сидят дизайнеры и что-то своё придумывают. Если, конечно, они не игнорируют законы.

 

 

Тренды

Прежде чем купить лицензию, издательства изучают, насколько популярны те или иные герои: отслеживают репертуар кинотеатров, читают интернет-отзывы о фильмах и рейтинги ТВ-сериалов. К анализу трендов подходят очень ответственно, ведь малопопулярные герои стоят практически столько же, сколько самые востребованные.

 

Герои

 Мультяшки и герои фильмов

В канцелярских магазинах в преддверии школьного сезона идёт война: мамы складывают в корзины тетради с букетами роз, а дети умоляют их купить тетрадь с Эдвардом из «Сумерек» или Десептиконом на обложке. Каждый год ситуация на рынке тетрадей одинаковая — популярны те персонажи, которые в последнее время были на виду у школьников: герои недавно вышедших блокбастеров, диснеевские персонажи из «Мадагаскара» и «Шрека». Российские мультяшки больше по душе ученикам начальной школы — они расхватывают тетради со «Смешариками» и «Машей и Медведем». Есть и более скандальные вариации обложек:  последняя волна негодования связана с тетрадями и дневниками, на которых вместе с белкой из «Ледникового периода» напечатали надпись «Выпей йаду». Психологи уверены: подобные лозунги опасны для подростков, потому что со всей очевидностью призывают к суициду. Производителей таких тетрадей невозможно привлечь к ответственности, так как Министерство образования никак не регулирует эту сферу. С вступлением в силу нового закона Роскомнадзор начнёт высылать безответственным производителям предписания и изымать из продажи опасную канцелярию. Со временем могут появиться и штрафы за выпуск такой продукции.

Тетрадь 18 листов, 30 рублей. Изображение № 3.Тетрадь 18 листов, 30 рублей

 

 

Герои нашего времени: Что печатают на обложках школьных тетрадей. Изображение № 8.
Юлия Быченко

Специалист исследовательского центра «Комкон»

 

 

В то время как основными поклонниками фильмов «Шрек», «Гарри Поттер», «Ледниковый период» являются школьники средних классов, дети до 10 лет отдают предпочтение сериалам «Ну, погоди!» и «Каникулы в Простоквашино». При использовании образов героев издательства не забывают учитывать и различие вкусов мальчиков и девочек. Человек-паук и Бэтмен входят в число наиболее популярных персонажей среди мальчиков, тогда как девочки относятся к ним очень равнодушно.

 

 

Животные, растения, машины

Небольшие и добросовестные фирмы-производители, которые отказываются использовать популярные образы без соответствующих лицензий, предпочитают создавать дизайн обложек самостоятельно. Именно они поставляют большую часть тетрадей с цветами, девушками, машинами, природой и животными на сезонные школьные ярмарки.  Продавцы отмечают: чем милее животное на обложке, тем выше спрос на товар. Поэтому некоторые магазины намеренно покупают больше тетрадей с котятами и кроликами и отказываются от изображений нейтральных зверей вроде бегемотов, зебр или жирафов.

Тетрадь 12 листов, 7 рублей. Изображение № 9.Тетрадь 12 листов, 7 рублей

 

Классические тетради

Во всём этом многообразии образов, персонажей и цветовых гамм особняком стоят стандартные тетради, выполненные в советской традиции: с картонными одноцветными обложками для 48-листовых и экологичными зелёными или бежевыми для 12-страничных.

Тетрадь 48 листов, 23 рубля 50 копеек. Изображение № 13.Тетрадь 48 листов, 23 рубля 50 копеек

 

 Нижнее бельё и кровь

Моральное влияние обложек на детскую психику пока по-прежнему на совести производителей. На прилавках лежат тетради с девушками в нижнем бельё, откровенно жестокими сюжетами, кровью и черепами. «Ведь в канцелярские магазины ходят не только дети, — говорит один из продавцов в супермаркете канцтоваров, — придёт взрослый человек, который не хочет покупать тетрадь с мультиками на обложке, — что ему делать?».