В рубрике «Сделано в Киеве» The Village рассказывает о местных марках, их продукции и производстве. В этом выпуске — компания «Аэрос», специализирующаяся на сверхлёгких летательных аппаратах.

 

МАРКА

«Аэрос»

 

ПРОДУКЦИЯ

Дельтапланы, крылья для мотодельтапланов, парапланы, кайты, сверхлёгкие самолёты.

 

ОСНОВАТЕЛи

Инженеры ГП «Антонов»

 

ГОД ОСНОВАНИЯ

1991

 

 

История основания

Предприятие «Антонов» известно тяжёлыми грузовыми самолётами, но благодаря ему в Киеве появилось и производство лёгких летательных аппаратов.  В 1991 году немцы смогли впервые полетать на дельтапланах антоновского Отделения сверхлёгкой авиации. Гости впечатлились и посоветовали начать экспорт в Европу. Скоро выяснилось, что государственному предприятию невозможно конкурировать на международном рынке дельтапланов. Требовалось раз в два года обновлять модели, а этот срок в системе Министерства авиационной промышленности требовался только на получение материалов. Поэтому несколько сотрудников ушли с «Антонова» и создали компанию «Аэрос».

Первый цех обустроили в пустом аппаратном зале АТС на Подоле. Помимо дельтапланов, делали спасательные парашюты, парапланы и крылья для мотодельтапланов. Сложное для страны время оказалось удачным для нового бизнеса. Экспортируемые дельтапланы стоили более $1 000, а средняя зарплата здесь была ниже $50. Высокая рентабельность позволила держать относительно низкие цены и за два-три года закрепиться на рынке. В 1994 году в Англию был отправлен сотый по счёту дельтаплан.

В 90-е годы репутацию «Аэросу» создали скоростные спортивные аппараты. «Антоновская» подготовка инженеров позволила разрабатывать модели с высокими лётными характеристиками, которые всё чаще отличались на международных соревнованиях. В 1998 году пилот «Аэроса» Олег Бондарчук был на чемпионате мира вторым, в 1999-м установил в Австралии три мировых рекорда, в 2005-м стал чемпионом мира. Сейчас спортсмены на киевских крыльях занимают призовые места практически ежегодно. Почти все они иностранцы. После равнинных испытаний в Украине новые модели «Аэроса» в горах тестирует сборная Швейцарии.

Сейчас «Аэрос» производит в год порядка 80 спортивных, 60 клубных (любительских), 50 учебных дельтапланов и 100-120 моторных крыльев. Абсолютное большинство из них продают за границу: в Украине две сотни квалифицированных пилотов и не более 50 спортсменов, 70-80 % из них уже летают на «Аэросах». В последнее время эта доля сокращается. Зарплаты и накладные расходы в Украине выросли, тогда как американские производители смогли снизить цены за счёт государственной поддержки. Теперь при практически равной стоимости украинские дельтапланы конкурируют с зарубежными за счёт своих характеристик и лучшей сервисной поддержки.

 

 

Треть из 80 работников «Аэроса» — это инженеры. Их советское техническое образование и опыт работы на большом авиационном производстве — важное преимущество компании. Производство дельтапланов требует технической культуры, и именно по этой причине его не удалось запустить в Китае. Нет там и опытных пилотов, а каждый аппарат после сборки обязательно нужно облетать. В «Аэросе» это делают сами же сотрудники компании.

Новый дельтаплан киевского производства стоит от 2 500 до 8 000 евро. Для сравнения: цена иностранного доходит до 10 000 евро, а подержанное крыло старой модели можно купить и за 100-200. Каждый новый аппарат делается под конкретного заказчика. В конструкции учитывается рост, вес пилота и его пожелания, если речь идёт об опытном спортсмене. Профи меняют аппараты каждый год, и для сохранения своих позиций фирма должна постоянно вносить усовершенствования. В ближайших планах «Аэроса» — выпуск дельтаплана, чей каркас будет полностью сделан из углепластика.

 

 

 

Производство

 

Чертёж

Дельтаплан на земле выглядит иначе, чем в воздухе. Каркас принимает нужную форму только под напором воздуха. Мастерство конструктора состоит в том, чтобы заранее рассчитать правильное положение деталей.

Обшивка

Чертёж переносится на ткань с помощью шаблонов из прозрачного пластика. Обшивка каждого аппарата состоит из 5-6 специальных видов ткани от 2-3 европейских производителей.

Сборка каркаса

Трубки для каркасов дельтапланов «Аэрос» производятся в Италии и на Тайване. Критически важен используемый сорт металла, а значит его вес и прочность.

 


  

Сергей Сергеев

заместитель директора по маркетингу

Дельтапланерный спорт открыт для новичков в том смысле, что не требует каких-то особенных физических данных. Мы тут все больные, серьёзно говорю. Практически 80 % дельтапланеристов — это люди, которые по состоянию здоровья не смогли попасть в большую авиацию. При этом любому из вас дать полгода времени, хороший аппарат, возможность поездить по соревнованиям — и можно выйти на уровень первой сотни мирового рейтинга.

 

  

 

Фото: Аня Гариенчик