Иногда, набрав несколько лишних килограммов и придя в магазин за новой одеждой, мы замечаем, что вещи размера S, с которым, казалось, придётся попрощаться, по-прежнему налезают и даже неплохо сидят. В связи с этим возникает вопрос: а не занижают ли компании размеры намеренно, чтобы мы ходили в магазины чаще и скупали вещи меньшего размера? В английском языке существует даже термин vanity sizing и вполне популярна теория заговора одежных компаний. The Village попытался выяснить, так ли это на самом деле.

 

  

В мире есть десятки подходов к определению размеров — именно поэтому, заказывая вещи в зарубежных онлайн-магазинах, приходится сверяться с FAQ. В США, например, часть одежды измеряется размерами 0, 2, 4 и так далее, в то время как в одной только Европе есть итальянский, французский, британский и российский 40-й размер, ни один из которых не соответствует при этом другому.

Разные маркировки ставят и в пределах одной страны: так, на британском платье можно увидеть бирку 10, а на свитере — 36. Таким образом, покупая всю жизнь 38-й размер в H&M, можно вполне прилично выглядеть в джемпере 34-го размера из Marks & Spencer — и так будет не потому, что британцы занижают размеры для стимулирования покупок (хотя нельзя утверждать и обратное), а просто потому, что размерные сетки совершенно разные.

На вопрос, почему не сделать единый стандарт, чтобы раз и навсегда избавиться от путаницы, есть ответ. Такой стандарт принят в Европе, вот только не все компании его используют. Он основан на простых замерах груди, талии и бёдер в сантиметрах — практически как российский, где эти измерения для удобства делятся на два. Но, например, в Великобритании как единица измерения больше распространён дюйм, поэтому система с сантиметрами вряд ли станет там популярной.

Ещё один важный момент: маркировка буквами XS, S, M, L — не более чем условность. Нигде точно не сказано, какому французскому или американскому размеру соответствует S. В теории три любых платья трёх разных размеров можно расположить по величине и самому маленькому присвоить размер S, среднему — M, а самому большому — L, даже если на самом деле они соответствуют 40, 42 и 44-му. А ведь именно эта маркировка популярнее всего в масс-маркете: из-за отсутствия строгих правил бирку S можно повесить на oversize-джемпер реального 46-го размера — и именно так чаще всего и происходит.

примеры
популярных 
размеров

81/63/88,5

UK 8 / US 4

EU 36  / RU 42 / S

  

86/68/93,5

UK 10 / US 6

EU 38  / RU 44 / M

  

91/73/98,5

UK 12 / US 8

EU 40  / RU 46 / L

Не так сели: От чего зависит размер вещей. Изображение № 1.

Помимо безусловной разницы в размерах, есть и другие подводные камни. Например, британский Topshop и британский же Marks & Spencer ставят одинаковую маркировку на свои вещи, но никогда рубашки одного размера из этих двух магазинов не сядут одинаково, потому что первый шьёт в расчёте на подростков, второй — на взрослых. По тому же принципу работает линия одежды маленьких размеров Petite в Asos: указанный на ярлычке 16-й размер гарантированно не подойдёт взрослой женщине 50-го размера.

Так что, скорее всего, феномена vanity sizing, или намеренного занижения размеров, на самом деле нет, а путаница возникает из-за того, что разные компании пользуются разными размерными сетками, имеют довольно размытое представление о границах одного размера, а мода меняется вместе с конституцией человеческого тела.

 

 

  

Не так сели: От чего зависит размер вещей. Изображение № 8.

Ирина Гетманова

основатель винтажной галереи «Фрик Фрак»

На мой взгляд, компании не изменяют размеров намеренно, они трансформируются сами под влиянием моды. В каждом десятилетии можно выделить какие-то уникальные изменения, связанные со сменой стиля. Так, в 1950-х в моде был 44−48-й российский размер, кудри, загар, стрелки — словом, new look. Даже Коко Шанель несла убытки, потому что шила для таких же сухощавых девушек с мальчиковой фигурой, какую имела сама.

60-е — новое послевоенное поколение мужчин, которому женщинам нужно было как-то соответствовать. Отсюда Твигги, Джеки Кеннеди, размеры из «Детского мира», подростковые фигуры, широкие плечи. 40-й размер был самым ходовым.

В 70-х возвращаются в моду формы, 46-й размер — оптимальный, девушка с 44-м уже считалась худышкой. И всё это при росте не больше 170 сантиметров.

С 80-ми связана мода на киберпанк, унисекс, андрогинов, сильных, длинноногих красоток, этаких девушек с веслом вроде Ким Бейсингер. А так как вещи они в основном носили oversize, надо было быть очень худыми, чтобы такая одежда смотрелась. Размеры этого десятилетия — 42−46-й.

Мода на нездоровую худобу и анорексию вернулась в 90-х. Снова в ходу 40-й размер, нормальная одежда больше 44-го — уже редкость. Ту же тенденцию можно было наблюдать и в начале нулевых. Теперь же девушки всё больше идут с формами, щёчками, со здоровым цветом лица и румянцем.

  

Не так сели: От чего зависит размер вещей. Изображение № 9.

ЮЛия рубан

дизайнер марки
Ruban Style

Стандартные измерения лекал берутся из ГОСТа, куда раз в несколько лет вносятся изменения, но каждый дизайнер отталкивается от своей специфики — клиентуры, модели и так далее. Поэтому при построении мы, конечно, используем эту базу, но подстраиваем её под себя, ведь кто-то делает свободный крой, а кто-то работает с силуэтными вещами. Люкс — это в основном работа с определённым клиентом, там и лекала строятся под него. В масс-маркете это усреднённый вариант как раз по ГОСТу.

Конечно, с годами размеры меняются. Сейчас, например, преобладают узкие бёдра и большая грудь. Мода диктует свои правила, девушки фанатично худеют и делают пластику груди. Но в ближайшем будущем обладательницам пышных бедер явно станет проще находить себе одежду, так как сейчас многие звёзды пропагандируют именно такой тип фигуры.

  

 

Фотографии: Юля Татарченко
Благодарим магазин Vintage Voyage за помощь в проведении съёмки