В последние годы отечественное мебельное производство сделало большой шаг вперёд. И речь не о новинках фабрик «Шатура» и «8 Марта». В то время как крупные предприятия продолжают копировать «элитную» европейскую мебель, молодые дизайнеры, архитекторы и просто энтузиасты открывают небольшие мастерские, выпускающие качественные, экологичные и красивые вещи для дома. В первом обзоре таких мастерских рассказываем о местах, где работают с самым русским материалом — деревом.

 

Fineobjects

Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 1.

У основателя мебельной мастерской Fineobjects Сергея Семёнова не было профильного образования, зато было желание делать качественные и нетривиальные вещи для дома. Начав заниматься предметным дизайном, он попытался сотрудничать с российскими фабриками, но результат оставлял желать лучшего. Тогда Сергей решил открыть собственную мастерскую, специализирующуюся на работе с деревом.

Хиты студии — серия Tree, включающая кресло-качалку, вешалку и стол с деталями, напоминающими схематичное изображение дерева; комоды и тумбы Bio с яркими рельефными фасадами; серия геометричной мебели «60». Многие предметы, впоследствии ушедшие в тираж, были созданы под конкретные проекты: например, коллекция яркой детской мебели для клуба Panda Republic. Среди других проектов — кафе «32.05» в саду «Эрмитаж», скамейки в «Музеоне» и другие.

За шесть лет мастерская выросла в десять раз, оборудование регулярно обновляют и модифицируют, а если нужно сделать что-то необычное — сами разрабатывают станки. Студия берётся и за мебельные заказы со стороны. Этой весной Fineobjects объединились с несколькими российскими дизайнерами в «Клуб промышленных дизайнеров», манифестом которого стала выставка «Мы есть» на Artplay. Помимо деревянных предметов интерьера, Fineobjects представили на ней и новую коллекцию мебели из бетона.

   

Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 5.

Cергей Семёнов

Мы предпочитаем дерево, потому что это один из наиболее натуральных и живых материалов, люди используют его на протяжении множества столетий. Но, несмотря на это, мы считаем, что его потенциал не полностью раскрыт. Три года назад мы начинали с маленькой мастерской и одной пилы, сейчас разрослись до полноценного промышленного предприятия, а в нашей команде девять человек.

Самым сложным в нашей работе я бы назвал процесс разработки. Одной идеи зачастую бывает недостаточно, всё самое сложное начинается потом, когда нужно продумать технические составляющие процесса, которые позволят сохранить изначальную задумку и сделать качественный предмет. С каждым годом мы стараемся брать всё меньше заказов со стороны, но в первые годы именно они помогали нам развиваться. В дальнейших планах — расширение бетонной линейки. Нам интересно работать с новыми материалами. Дальше планируем перейти к чёрному металлу и пластику.

   

 

Александр Каныгин

Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 6.

Петербургский дизайнер Александр Каныгин не сразу пришёл к своей профессии: он учился на реставратора, затем на архитектора, некоторое время работал в разных дизайн-студиях Санкт-Петербурга. Каныгин объясняет, что только предметный дизайн дал ему необходимую творческую свободу.

Дерево — любимый материал дизайнера; подбирая доски и брусья на базах пиломатериалов, он старается найти самые необычные и красивые экземпляры с сучками, трещинами и другими индивидуальными особенностями. Красота древесины соседствует в работах Каныгина с геометрическими абстракциями. Пример — одна из самых известных вещей дизайнера, деревянная маска, схематично изображающая голову медведя, которую надлежит вешать на стену. Маска стала прототипом для светильника, который имеет ту же форму, но сделан из полупрозрачного пластика. Продолжает тему и серия журнальных столов-табуретов в виде животных.

В этом году Каныгин представил свои работы на Миланской неделе дизайна в рамках проекта Izba Project, который объединил восемь независимых российских дизайнеров. Помимо предметов обстановки по дизайну Каныгина, в выставке проекта участвовала его разборная игрушка «Горыныч» и необычный аксессуар — накладная борода из разных видов шпона.

   

Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 14.

Александр Каныгин

Дерево — уникальный материал, имеющий массу преимуществ практически при полном отсутствии недостатков. Предметный дизайн увлёк меня ещё в детстве, когда я делал игрушки и разные странные предметы из дерева, но более серьёзно я начал заниматься этим с 2010 года, когда у меня появилась собственная мастерская.

Работаю я один. Какие-то идеи рождаются и сразу воплощаются в жизнь, какие-то вынашиваются долгое время, а какие-то ждут своей очереди. Всё зависит от массы факторов при производстве, личных приоритетов и жизненных обстоятельств. Я берусь и за заказы со стороны, но только если проект мне нравится или есть возможность сделать так, чтобы им было интересно заниматься.

   

 

Кооператив «Пионер»

Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 15.

Основатель кооператива «Пионер» архитектор Иван Овчинников — энтузиаст деревообрабатывающей промышленности. С 2005 года он курировал архитектурный фестиваль «Города», а в 2010-м организовал экспериментальную площадку «Архферма» — творческую резиденцию, расположенную в Тульской области. В прошлом году проект закрылся, но Овчинников продолжил работу, создав кооператив «Пионер», который производит мебель из дерева на фабрике в Троицке.

К проектированию предметов интерьера Овчинников подходит с тщательностью архитектора: экспериментирует с разными видами шпона и дерева и сосредотачивается на конструкции предметов, не отвлекаясь на внешнее украшательство. Так, серия монументальной мебели «90×90» собрана без единого гвоздя, а предметы из серии Ultralam сделаны из LVL-бруса — материала, обычно использующегося для опорных балок. Одна из последних разработок Овчинникова — монолитный кухонный стол со встроенной грядкой для выращивания зелени. Чтобы донести свои мебельные проекты до потребителя, Овчинников организовал «Клуб промышленных дизайнеров», цель которого — поддержать молодых российских дизайнеров и организовать тиражное производство мебели.

   

 Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 24.

Иван Овчинников

Дерево до сих пор основа всех моих проектов. В строительстве это самый традиционный и отчасти простой материал. Чаще всего мы используем хвойные породы древесины — сосну или ель. Для меня важен образ и общий объём предмета, и дорогие сорта для этого не нужны. Недавно мы первыми в России начали использовать LVL-брус в производстве мебели — из него получаются сложные и интересные слоёные конструкции.

Основу всем проектным решениям задаю я, и есть несколько человек, которые периодически помогают с разработкой, но постоянного штата архитекторов или дизайнеров нет. Для разных проектов я приглашаю разных людей — архитекторов или дизайнеров. Например, сейчас мы разрабатываем новую мебельную серию вместе со студентом из Строгановки с кафедры дизайна мебели. А на производстве уже трудится слаженный коллектив — сейчас примерно десять человек.

Недавно я провёл для себя аналогию архитектора и чиновника и увидел, что во многом мы похожи: у каждого есть влияние на ход проекта, каждый материально заинтересован в серой схеме. Только у чиновников это называется коррупция, и с ней борются, а у архитекторов это давно легализованный откат с материалов или оборудования. И часто выходит так, что архитектор/дизайнер изначально занижает стоимость своей работы, демпингуя весь рынок, но при этом кривым путём возвращает часть прибыли через откаты. И как производственник я перестал сейчас работать по такой схеме. За последние пару месяцев я отказал в накрутке уже по двум проектам, и в каждом случае это были ребята, с которыми я работал раньше. Приятно, что один из них просто принял это как должное, и мы продолжаем с ним проекты, а другой ушёл, но думаю, что вернётся.

Всё, чего мы хотим, — развивать производство, запускать в серию готовые решения и разрабатывать новые. И ещё хочется сделать удобный стул — оказывается, это сложнее, чем дом построить.

   

 

Мастерская Дениса Милованова

Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 25.

В мастерской Дениса Милованова, расположенной на территории заброшенной фабрики в Павловском Посаде, делают скульптурную деревянную мебель в духе примитивизма и утварь, которая напоминает иллюстрации к русским народным сказкам. Работать с массивом дуба Милованов начал практически случайно: во время прогулки в парке он увидел срубленные куски деревьев, которые дворники собирались использовать на дрова. Забрав часть древесины на дачу, он стал экспериментировать с простейшими инструментами, а со временем начал вываривать дуб в льняном масле по древнерусской технологии: это предотвращает усыхание и появление трещин. Сегодня мастерская занимает два просторных цеха — в одном Милованов с подмастерьями занимается столярной работой, в другом стоят чаны с маслом. Массивную мебель, которую здесь производят, можно использовать как дома, так и в саду, а кухонная утварь — чаши и доски — прослужит веками.

 

Wood Family

Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 36.

Wood Family называется так не случайно: это семейная столярная мастерская, которую организовали супруги Дмитрий и Арина Чак. К производству деревянной мебели они пришли через обустройство собственного дома: когда стало ясно, что доступной и качественной мебели в Москве почти нет, Дмитрий и Арина решили восполнить этот пробел. Дмитрий руководит производством, в котором заняты четыре человека, а Арина с ассистентом отвечают за административную работу, финансы, пиар.

Мастерская расположена в Подмосковье на собственном участке супругов, поэтому они экономят на аренде, что делает мебель более доступной. Любимые материалы Wood Family — дуб, лиственница, сосна, а предметы, которые они проектируют, отвечают их собственным повседневным нуждам. Это разнообразные системы хранения: полки для вина, комоды, ящики, стеллажи, шкатулки. Есть в коллекции Wood Family и вещи для детей, например овечка-качалка и деревянный алфавит, а также для домашних питомцев: кормушка для синиц и лежанка для котов и собак. В общем, всё то, что может потребоваться для комфортной жизни целой семьи.

   

Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 42.

Дмитрий
и Арина Чак

Дерево в работе — это совокупность удовольствий. Оно дарит энергетическое тепло при прикосновении и тактильное удовольствие. Важный момент состоит в том, что основная творческая работа уже сделана за тебя природой, а столяру лишь остаётся её подчеркнуть. В основном мы делаем мебель на заказ, но в наших ближайших планах — открыть шоу-рум в Москве, воплотить и показать нашу полную дубовую мебельную коллекцию, создать полноценное столярное пространство и привлечь внимание людей к ценности ручного труда.

   

 

Archpole

Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 43.

Архитекторы Константин Лагутин и Анна Сажинова — основатели бюро Archpole — поначалу изготавливали мебель только под собственные архитектурные проекты. Сегодня компания располагает производственным цехом и шоу-румом на территории «Электрозавода», а мебель и разнообразные аксессуары для дома по их дизайну можно купить как на нескольких торговых площадках Москвы, так и в их собственном интернет-магазине. Дерево как материал Константин и Анна полюбили после того, как построили из него первый дом.

В мебельной коллекции Archpole — и строгие минималистские предметы, демонстрирующие фактуру дерева (серии Origami, Flatmoon и Fullmoon), и вещи с необычной отделкой и формой: комод-кот «Обнимун», коллекция Naturale из фанеры с ажурным рисунком, манекены из жжёного дерева и аксессуары в форме рогов. О бюро Archpole можно с уверенностью сказать: это первый отечественный производитель предметов интерьера из дерева с выраженным чувством стиля, богатым ассортиментом, налаженным производством и грамотным отношением к материалу.

   

 Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 50.

Константин Лагутин

Одно из первых предложений, которое нам поступило, — проект из дерева. Уже в процессе работы мы влюбились в этот материал, он живой и никогда не выглядит одинаково. Его надо постоянно изучать.

Наш коллектив насчитывает 15 человек, и мы привыкли быть частью команды. Очевидно, что важна не только сама идея, но и её воплощение, поэтому только вместе у нас получается делать действительно качественный и интересный продукт. С каждым годом мы берём всё меньше заказов со стороны и со временем планируем и вовсе отказаться от этой практики. Промдизайн и вещи на заказ — это всё же разные направления. Мы не делаем те вещи, которые нам не нравились бы, но любимыми чаще всего становятся именно последние работы. К примеру, стол с «выменем», которое остаётся функциональным дополнением: туда можно убирать столовые приборы, салфетки.

Мы считаем, что у промдизайна в России большие возможности: у нас очень много леса, а это ресурс с огромным потенциалом, главное, суметь его раскрыть.

   

 

Wood Deed

Cделано из дерева: 7 российских мебельных мастерских. Изображение № 51.

В 2011 году мерчандайзеры Алексей Иншаков и Артём Летунов решили сменить сферу деятельности и открыли экспериментальное мебельное производство, специализирующееся на деревянной мебели для магазинов, шоу-румов и выставочных пространств. Первые два года Wood Deed располагались на базе архитектурной мастерской Loftdesign, но со временем объёмы производства увеличились, в 2013 году к команде присоединился мебельный мастер Олег Исаев.

Сегодня в мастерской работают восемь человек, а среди заказчиков появляются владельцы кафе, лофтов, архитектурные агентства, поступают запросы и на мебель для дома. Среди работ Wood Deed — интерьер корнера Folklore в универмаге «Цветной», мини-библиотеки для парка Горького, мебель в недавно открывшемся кафе «Кладовая». Работают мастера исключительно с экологичными древесиной, лаками и красками, а одной из важных задач мастерской считают восстановление традиционных русских орнаментов и техник и их адаптацию к современному мебельному производству.

фотографии: Елена Холкинаfineobjects.rubio-architects.comwfamily.rudenismilovanovworkshop.tumblr.com
текст: Ксения Ощепкова